Слово «проект» означает любую задумку или начинание, которые должны привести к желаемому результату. Предприниматели часто реализуют проекты из совершенно разных областей – создают новый продукт, автоматизируют процессы, выстраивают команду, готовят презентацию для клиентов, внедряют систему лояльности… По сути, вся жизнь предпринимателя – это воплощение тех или иных начинаний. О том, как эффективно управлять любым проектом, чтобы получить нужный результат, порталу Biz360.ru рассказал CEO IT-компании AppEvent Алексей Лихацкий.
Алексей Лихацкий – 37 лет, IT-предприниматель, основатель компании AppEvent. Окончил Южный федеральный университет по специальности «Математика». Ещё во время учёбы в вузе устроился в IT-компанию, где прошёл путь от программиста до директора по исследованиям. Совмещал работу в найме, фриланс и собственные проекты. Провалил десять стартапов, но не сдался и в 2016 году основал IT-компанию AppEvent.
Среди основных подходов к управлению проектами выделяются два, используемых чаще других.
Waterfall или метод водопада
Консервативный подход к управлению проектом. Реализация проходит в несколько стадий, следующих друг за другом. Один этап работы перетекает в другой, не пересекаясь. Сроки, бюджет и требования фиксируются в начале работы над проектом и не меняются.
На каждом из этапов ведётся подробная документация. При таком подходе прогнозировать сроки выполнения и требуемые ресурсы – просто, а вот вносить изменения и ускорять работу – нет.
Методология подойдет для проектов с известными примерами реализации и ясной структурой: работа с недвижимостью, промышленный бизнес. Длительное получение первого результата может привести к утрате актуальности проекта.
Agile
Адаптивный и гибкий подход в управлении проектом. Вместо последовательных этапов процессы идут параллельно и разделены на спринты или итерации – небольшие временные циклы. После каждого команда получает промежуточный результат. В него вносят правки и адаптируют под изменения на рынке.
Из-за гибкости системы документация не ведётся так тщательно, как в методе водопада, а сроки и бюджет проекта меняются. Частые корректировки приводят к ошибкам и перегрузкам. Однако проект получается более актуальным, а команда тесно работает вместе. Подходит для IT-компаний и стартапов.
Инициирование
Понимание целей и задач проекта. Первичный аудит ресурсов и рисков. Если проект коммерческий, нужен анализ рынка, конкурентов и аналогов. После него, возможно, и проект создавать не придётся. Потому что на рынке уже есть решение.
Кейс из нашего опыта. К нам обратился клиент, который хотел создать «с нуля» систему бронирования для своего прокатного бизнеса. В итоге он выбрал готовую систему от AppEvent, сэкономив несколько миллионов. Отказ от проекта и выбор уже существующего решения – не всегда плохо.
Планирование
Разработка детального плана проекта, определение сроков, бюджета и распределение ресурсов. Этот этап может меняться в зависимости от выбранной методологии. При Waterfall проект планируется от начала до конца. При Agile предсказать можно только первые спринты.
На планирование критично влияет тип бизнеса. Между IT-стартапом и открытием кофейни есть огромные отличия. В первом случае планирование на долгий срок невозможно, потому что зачастую компания создаёт новое и прощупывает рынок. При запуске кофейни процессы понятны и более точно прогнозируемы сроки реализации.
Исполнение
Этап прямой реализации проектного плана. Важно заложить грамотные сроки на реализацию и учитывать, что при долгой работе условия рынка могут сильно измениться.
Контроль и мониторинг
Если в качестве методологии управления проектом был выбран Agile, этап контроля и реализации сливаются. Для мониторинга можно использовать встречи, проведения демо, мозговые штурмы, квартальные отчёты.
Завершение
На данном этапе проводится оценка проделанной работы и результатов.
Рассказываем бизнес-истории, предупреждаем об изменениях в законодательстве, делимся опытом автоматизации
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой персональных данных
-
Не опирайтесь в работе на эго. Создатель бизнеса зачастую не является своей целевой аудиторией. Не нужно решать за клиента и думать, что вы знаете его потребности. Излишняя самоуверенность вредит проекту. Подтверждайте гипотезы исследованиями, CustDev и анализом рынка.
-
Для достоверных результатов научитесь проводить интервью с целевой аудиторией. Почитайте книгу Роба Фитцпатрика «Спроси маму». С её помощью начнёте задавать правильные вопросы и адекватно воспринимать критику от потенциального клиента.
-
Не бойтесь просить совета у незнакомых крупных игроков. Все мы люди: от владельцев корпораций-гигантов до небольших предпринимателей. Если писать просьбу о рекомендации адресно, «без воды» и с учётом опыта конкретного человека, вероятность ответа резко повышается.
-
Позвольте команде совершать ошибки. Только так она станет сильнее, поймёт степень своей ответственности и вырастет.
-
Всегда выделяйте бюджет на тестирование новых гипотез по привлечению клиентов. Да, новые методы не всегда приносят результат, но пробовать – нужно.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».