Всё сложится: как заработать на керамической плитке ручной работы

Прочтёте за 6 мин.

«Я ложусь спать и просыпаюсь с мыслями о плитке»

IT-инструменты, которые используются в проекте Мира Керамика

  • 1С: УНФ
  • Tilda
  • Trello
  • Instagram

Два года назад в Екатеринбурге три смелые девушки - дизайнер, торговый менеджер и исполнительный директор - решили выпускать авторскую керамическую плитку. Им понадобился год, чтобы запустить производство, полгода, чтобы окупить все затраты, и ещё несколько месяцев, чтобы загрузить производство на 100%. Денег на расширение бизнеса не было, но нашёлся партнёр, который помог открыть новый производственный цех. О том, как запустить производство керамической плитки ручной работы, порталу Biz360.ru рассказала сооснователь компании «Мира Керамик» Ксения Клыпина.

Досье

Ксения Клыпина, предприниматель из Екатеринбурга, сооснователь компании  «Мира Керамик». По образованию маркетолог, окончила Уральский государственный технический университет. После окончания вуза работала в институте бизнеса, загородном оздоровительном центре, сети кинотеатров, торговой компании. В 2017 году вместе с Еленой Клыпиной и Ольгой Бачуриной организовала производство керамической плитки ручной работы.

Ксения Клыпина

Как всё начиналось

До основания компании «Мира Керамик» никто из трёх основателей проекта прямого отношения к производству не имел. Ксения Клыпина занималась торговлей, её сестра Елена была исполнительным директором в IT-компании, а их подруга – дизайнер Ольга Бачурина - проектировала гипсовые формы в компании, специализирующейся на лепном декоре. 

«В 2016 году мы сидели с сестрой на кухне, обсуждали накопившуюся усталость от работы, результаты которой нельзя потрогать руками, и желание заниматься своим бизнесом. Кто-то из нас сказал: а давай делать керамическую плитку. Не знаю, откуда пришла эта идея, учитывая то, что мы не были связаны ни с керамикой, ни с дизайном, ни с производством», – вспоминает Ксения. 

Потом сёстры позвали к себе в команду Ольгу. Она, как говорит Ксения, была единственным человеком в их команде, который понимал в дизайне и умел что-то делать руками. «Тогда мы думали, что в процессе изготовления плитки нет ничего сложного и что он похож на изготовление гипсовых форм. Но оказалось, что в этой работе очень много нюансов».

Мира Керамик Team

Особенностей создания плитки оказалось настолько много, что весь первый год после создания компании девушки занимались отработкой технологии производства. «Да, знаний о керамическом производстве немало, но все они не систематизированы. Хорошие обучающие курсы три года назад найти было непросто. Мы собирали информацию по крупицам и постепенно разрабатывали свою технологию. В итоге только через год, в декабре 2017 года смогли сделать первый коммерческий заказ», – вспоминает Ксения. 

Step by step

Разработать такую технологию, при которой будет получаться качественная и всегда одинаковая плитка, девушкам помогала технолог, что-то они узнавали сами, что-то приходило с опытом. «Мы обращались в местный вуз, на кафедру, которая специализируется на этой теме. Там нам сказали, что такое производство, которое мы задумали, запустить невозможно, – говорит Ксения. – В итоге мы нашли через знакомых технолога с этой же кафедры. Она ввела нас в курс дела, научила основам, рассказала, как происходят процессы в глине, глазурях, какие материалы нужны». 

Мира Керамик

Запускали производство на свои деньги. Собственного оборудования и возможности купить его на первом этапе у «Мира Керамик» не было. Начали эксперименты с технологии, при которой каждая плитка вырезается из одного пласта глины. «Сначала у нас не было раскатчика глины, и мы катали её скалкой. После первых двух квадратных метров купили раскатчик и больше никогда так не делали. Эти два метра я запомнила на всю жизнь», – говорит Ксения. 

После раскатки вырезанную плитку нужно обжечь. Это ключевой процесс, объясняет Ксения. Он происходит в специальной печи при температуре выше 1000 градусов. И таких обжигов нужно два: первый, чтобы глина стала прочной, второй – чтобы глазурь расплавилась и превратилась в стекло. 

«Печь для обжига – основное вложение в производство керамики. Такого оборудования на первом этапе у нас не было, поэтому мы обжигали образцы там, где такие печи были. Это каждый раз было целое приключение: сухая необожжённая глина очень хрупкая, поэтому везли её очень аккуратно. Потом нужно было забрать готовую плитку, покрыть в мастерской глазурью и снова отвезти на обжиг. Причем в любой момент в печи могла при обжиге взорваться соседняя работа, мог отключиться свет, нашу плитку могли передержать, могли снизить необходимую температуру, и все усилия шли насмарку. Но в первое время это был единственный выход, так как возможности купить для экспериментов свою печь не было».

Мира Керамик

Уже в процессе работы девушки познакомились со множеством екатеринбургских керамистов-энтузиастов, которые любят это ремесло. Такие мастера и сделали первую печь для «Мира Керамика». Собранное вручную оборудование обошлось в 200 тысяч рублей, в то время как цена на печи таких же размеров немецкого производства составляла порядка 600 тысяч рублей. «Если сравнивать с автомобилями, то наша печь – УАЗик, а немецкая – Mercedes. Эта печь работает всегда, это вездеход, но тонких настроек в ней, конечно, нет», – говорит Ксения. 

Зоны ответственности

Изначально девушки договорились о распределении ролей: каждая взялась отвечать за то, что лучше всего понимала: «Оля у нас арт-директор и дизайнер, она разрабатывает новые коллекции, умеет их создавать, понимает, какая плитка понравится клиентам. У Елены большой опыт управления и развития компании, она отвечает за финансы. Я понимаю, как заниматься продажами и работать с клиентами, отвечаю за продвижение». 

Мира Керамик

Второй момент, который сразу обсудили компаньонки - как решать споры. «Мы сразу распределили роли и обсудили, за кем будет решающее слово. У нас с Олей равный голос, а у Елены чуть больше. Мы сделали это, чтобы в случае спора могли его решить без конфликта. И за три года ситуации, в которых эта договорённость помогла, случались. При этом отношения у нас не испортились».

Новая авантюра - производство в Ульяновске

Настроить продажи оказалось проще, чем произвести продукт. «В этом мы что-то понимали в отличие от керамического производства», – говорит Ксения. Благодаря этому компаньонки за первые полгода работы окупили затраты на организацию производства и стали получать прибыль. 

В определённый момент появился объём заказов, который мастерская выполнять была уже не в силах из-за ограниченных производственных мощностей. Чтобы развиваться, нужны были инвестиции. «Тогда же мы дали интервью одному из сайтов, в котором рассказали о нашем бизнесе. Мы сидели и составляли инвестиционный план, когда нам позвонил человек из Ульяновска и спросил, нет ли у нас франшизы. Через несколько дней он прилетел в Екатеринбург, и мы в процессе обсуждения решили сделать производство в Ульяновске. У него были на это средства, желание и время. Да, с нашей стороны это была авантюра, как, в общем-то, и весь наш бизнес с самого начала, но мы согласились».

Мира Керамик

Девушки продали новому партнёру долю в бизнесе. Открыли общее ООО, в котором у каждого из бизнес-партнёров есть своя доля. В соответствии с этими долями в будущем они будут получать дивиденды. «Пока мы только запускаем производство, когда оно заработает на полную мощь, будем возвращать инвестиции нашему партнёру. Когда вложения – около 5 млн. рублей – окупятся, мы начнём получать прибыль», – говорит Ксения. 

Запускать производство в другом городе оказалось непросто. Сложно на расстоянии объяснять, как должны происходить процессы, обучать сотрудников, контролировать качество. Даже несмотря на то, что Ольга летала в Ульяновск и провела там достаточно много времени, запуск производства затянулся. 

К тому же в Ульяновске девушки столкнулись с неожиданной проблемой: в отличие от Екатеринбурга, где много художественных училищ и творческих людей, там сложно найти человека, который бы красил и расписывал плитку. Поэтому всех сотрудников пришлось учить с нуля.

Мира Керамик

Только сейчас новый цех выходит на полные мощности. «В Ульяновске установлена немецкая печь, которая в пять раз больше нашей первой. Благодаря этому уже скоро мы сможем делать 120 квадратных метров плитки в месяц против 30 «квадратов», которые выпускали здесь. Плюс в перспективе можем ещё больше увеличить мощности - возможности для этого там есть», – говорит Ксения. 

После открытия нового цеха штат компании расширился до девяти человек. Шесть из них – это работники производства. 

Место для экспериментов

В Екатеринбурге у «Мира Керамик» остался только экспериментальный цех. «Сейчас мы проводим эксперименты и занимаемся предметным дизайном, так как стали получать от дизайнеров заказы, к примеру, на керамические лампы. Кроме того, в этом помещении сейчас организуем коворкинг. Будем сдавать несколько рабочих мест за 5-10 тысяч рублей в месяц. У нас есть печь, раскатчик глины, компрессор для покраски, покрасочная камера, стеллажи для хранения, есть мы со знаниями по керамике и глазурям. У нас нет цели делать из этого отдельный бизнес. Просто нам было не совсем понятно, что делать с мастерской после переноса производства. Нам это помещение нужно, но с другой стороны это дополнительные затраты, в которых нет особого смысла», – говорит Ксения. 

Первый эксперимент – внедрение новой технологии изготовления плитки. С вырезания перешли на сухое прессование. Ксения рассказывает, что такая технология хорошо работает на больших производствах, но на маленьких её никто не применяет. «Мы разработали эту технологию в сотрудничестве с местными керамистами. Несмотря на то, что это, по сути, сделано на коленке, работает очень хорошо».

Мира Керамик

Новая технология позволяет делать более ровную плитку. «Сначала мы думали, что каждая плитка ручной работы должна иметь свои особенности. Когда мы вырезали плитку из пласта, некоторые образцы получались выгнутыми, края не были идеально ровными. Но реальность показала, что мастера не справляются с такой плиткой при укладке. Только специалисты высокого класса могут это сделать. Поэтому мы перешли на прессование. При таком способе производства плитка не даёт усадки при сушке, поэтому она получается более ровной. При этом это также плитка ручной работы – она не одинаковая, но любой плиточник спокойно справится с её укладкой». 

Завод в Приволжье, клиенты - в Москве

Сейчас на продвижение компания тратит всего 6-10 тысяч рублей в месяц. После запуска производства сумму хотят увеличить до 40 тысяч рублей. «В истории компании были проекты с сорванными сроками. Это очень неприятная ситуация, мы не хотим её повторения. Поэтому начнём активно продавать только тогда, когда будем уверены, что можем производить необходимые объёмы», – объясняет Ксения. 

На данный момент компания продаёт 30-40 квадратов плитки в месяц. Это приносит порядка 400-500 тысяч рублей и позволяет окупать только базовые расходы. 

Чаще всего плитка «Мира Керамик» идёт на изготовление кухонных фартуков, отделки ванных комнат и каминов, растёт популярность хаммамов, для которых она также подходит. 80% покупателей плитки работают с дизайнерами. 

Мира Керамик

Основные клиенты компании живут в Москве. Подавляющая часть заказов уезжает туда, поэтому и конкурировать «Мира Керамик» приходится со столичными керамистами. Выигрывает уральская компания за счёт цены, которая ниже в два-три раза. 

«Только спустя два года работы у нас стали появляться интересные проекты и в Екатеринбурге. Первый год мы не делали для Екатеринбурга ничего, всё отправляли в Москву, Новосибирск, Кемерово, Саратов, Сочи. Помогает продавать плитку в других городах то, что мы выстроили сеть партнёров, у которых есть в наличии образцы нашей плитки. Такие магазины на данный момент работают в 13 городах. То есть люди могут прийти, посмотреть и потрогать образцы, определиться с цветом», – говорит Ксения. 

Дороже, дольше, круче

По словам Ксении, основные продажи с момента основания компании и до сих пор «Мира Керамик» делает через аккаунт в Instagram. Реклама тоже лучше всего работает именно на этой площадке. «Дело в том, что те, кто покупает дизайнерскую плитку, ищут её целенаправленно. Если человек идёт в магазин, он ищет более простой вариант плитки, к тому же такой, которую можно купить здесь и сейчас. Мы делаем плитку на заказ, и ждать её клиенту приходится три недели». 

Новое производство поможет снизить срок ожидания заказа. Благодаря его появлению мастера могут сделать запас плитки, которая будет лежать на складе. Когда поступит заказ, её нужно будет только покрасить в нужный цвет и запечь. Это сократит срок ожидания заказа до 4–7 дней.

Мира Керамик

Новый цех поможет снизить и себестоимость продукта. Но пока производство выдаёт большой процент брака. Во время обучения сотрудников в брак идёт 20% изделий. В ближайшее время его необходимо снизить до 7-10%. 

Пока себестоимость плитки «Мира керамика» начинается от 5–6 тыс. рублей за квадратный метр. Продают плитку по цене от 9,6 тысячи рублей до 17 тысяч рублей за квадратный метр. Цена напрямую зависит от сложности изготовления: более мелкие формы делать сложнее, поэтому мелкая плитка стоит дороже. 

Если клиенту хочется чего-то уникального, специально для него могут изготовить отдельные элементы в дополнение к базовым коллекциям. «Изготовление одной формы обходится нам в сумму порядка 30 тысяч рублей. Мы можем сделать такую форму, если клиент заказывает от 10 «квадратов» плитки. Обойдётся индивидуальный заказ в сумму в два-три раза дороже, чем товар из каталога», – объясняет Ксения.

Мира Керамик

Плитка ручной работы стоит в пять раз дороже, чем фабричная. Но, несмотря на это, всё больше людей выбирают именно её. «Плитка ручной работы – тренд. Сейчас вообще наблюдается тренд на индивидуальность. Плюс Instagram, который показывает нашим клиентам то, какие прекрасные вещи делают в США наши коллеги. Люди видят это и хотят что-то похожее». 

Кстати, в США 8% всей керамической плитки произведены вручную. У нас в стране сейчас это максимум 0,5%. 

В планах - новые продукты и выход за рубеж

Этот тренд даёт девушкам возможность уверенно стоить планы на будущее. «Сначала мы расширим производство до тех объёмов, которые позволят нам комфортно существовать. Через три года я хочу продавать не 120, а 500 квадратов плитки в месяц. Это реальные планы. Дальше мы хотим выходить на экспорт: работать с европейскими странами. Уже начали работу в этом направлении - ведём переговоры о поставках в Литву и Латвию. В Европе производить такую плитку очень дорого за счёт того, что труд и материалы стоят в разы дороже, поэтому мы будем конкурентоспособны на этом рынке», – говорит Ксения. 

В ближайшее время в ассортименте «Мира Керамик» появятся новые продукты. Например, сейчас мастера осваивают технику изготовления метлахской плитки - это очень сильно спечённая, окрашенная в массе плитка без глазури, которая подходит для напольного покрытия. Скоро она поступит в продажу. Думают в мастерской и об изготовлении мозаики, а также создании коллекции предметного дизайна. 

«Я довольно долго работала в найме, но душа требовала приключений. Эти приключения я и нашла здесь. Я ложусь спать и просыпаюсь с мыслями о плитке, мне нравится моя нынешняя работа, каждый день иду на неё с удовольствием», – резюмирует Ксения.

  • В статье использованы фото Марии Иринарховой.

Мира Керамик


Читайте также:

Проверено временем: как заработать на старых амбарных досках.
Дело Гончаров: как заработать на производстве посуды для ресторанов.
Семейный бизнес в стиле хюгге: как заработать на скандинавском дизайне.

29 мая 2019 17:00

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов