Высшее осознанное: как устроен онлайн-сервис подбора учебного заведения

Прочтёте за 5 мин.

Борис Герн – о том, как абитуриенту выбрать вуз и никогда не пожалеть об этом

IT-инструменты, которые использует Борис Герн

  • AmoCRM
  • Tilda
  • Callmart
  • Wunderlist
  • Visual Studio
  • Dropbox

Для многих старших школьников выбор вуза для поступления – настоящий квест. У каждого университета свои правила, своя подача информации и свой стиль работы с абитуриентами. Разобраться в большом массиве данных подростку бывает невероятно сложно. И столь же непросто в этом возрасте понять, в какой профессии хотелось бы себя видеть. Для того, чтобы помочь абитуриентам подойти к выбору вуза и будущей специальности более осознанно, два выпускника знаменитой «Бауманки» запустили сервис «Абитуриент.про». О том, как устроен онлайн-сервис подбора учебного заведения, порталу Biz360.ru рассказал сооснователь сервиса Борис Герн.

Досье

Борис Герн, 25 лет, предприниматель из Москвы, сооснователь  и генеральный директор онлайн-сервиса подбора учебного заведения  «Абитуриент.про».  В 2014 году закончил МГТУ им. Баумана по специальности «Информационная безопасность». Проект «Абитуриент.про» развивает в партнёрстве с Даниилом Чепенко.

Борис Герн

Как возникла идея проекта

В 2014 году, когда Борис учился на последнем курсе «Бауманки», в вузе проводился конкурс «Техностарт». Это своеобразный «чемпионат идей» в сфере технологических проектов, который проводит компания Mail.ru среди студентов МФТИ, МГУ и МГТУ.

Борис заявился на конкурс, но не прошёл предварительный отбор. Тогда его друг Даниил Чепенко поделился с ним своей идеей, с которой успешно преодолел первый раунд конкурса. Даниил подумал, что новичку в таком большом и сложно устроенном вузе, как МГТУ, довольно непросто разобраться. Что значит название той или иной кафедры и чему на них обучают – для школьников это было непонятно.

Идея была в запуске приложения, которое предлагало будущему студенту ответить на 12-15 вопросов. По результатам этого теста программа определяла подходящие направления обучения и кафедру, наиболее соответствующую интересам пользователя. И далее абитуриент мог бы пройти по ссылкам на официальные сайты кафедр, а также пообщаться с их студентами и выпускниками.

Борису эта идея понравилась, и он присоединился к проекту Даниила. Вместе они за полтора месяца сделали прототип, вышли с ним на конкурс - и заняли третье место. Как признаётся сам Борис, на конкурсе были представлены гораздо более технологичные проекты. Но поскольку тема разработки была актуальная и нужная, жюри конкурса заметило и оценило новинку.

Абитуриент.Про

В тот момент Борис и Даниил думали, стоит ли продолжать этот проект. Но со стороны абитуриентов «Бауманки», которые успели воспользоваться сервисом, начали поступать очень неплохие отзывы. Друзья решили, что в развитие «Абитуриента» стоит вкладывать время и усилия.

Подготовка к запуску

Чтобы сервис представлял ценность для более широкого круга абитуриентов, одного вуза в нём явно было недостаточно. Поэтому Борис и Даниил начали собирать информацию об университетах и добавлять её на свой сервис. Они «обработали» все вузы из рейтинга Топ-100 журнала «Эксперт», а также отраслевые учебные заведения, пользующиеся популярностью.

Дальше в процессе выбора учебных заведений разработчики ориентировались на отзывы и результаты опросов в соцсетях. Когда абитуриенты писали, что каких-то городов или учебных заведений не хватает, разработчики находили информацию о расположенных в них вузах и добавляли её на сервис. Таким образом, они собрали и выставили информацию о 150 российских вузах (сейчас их на сайте 170).

Сбор информации о вузах оказался не самым простым занятием. На сайтах большинства вузов данные представлены разрозненно и не совсем понятно. Иногда, чтобы найти всю необходимую информацию об одном вузе, приходилось тратить по несколько часов.

Борис и Даниил поняли, что не справляются, - и наняли контент-менеджеров, которые должны были собирать информацию и заливать её на сайт. Их искали на специализированных фриланс-ресурсах. Всего сбором информации занимались 15 человек, из которых к моменту запуска сервиса остались трое самых стойких.

Параллельно основатели проекта занимались структурой сайта и его дизайном. На всё это ушло около года. Дело осложнялось тем, что Борис тогда был занят на основной работе, а Даниил учился на дневном отделении «Бауманки». Поэтому своим новым сервисом друзья-партнёры занимались в основном по вечерам.

На запуск сервиса «Абитуриент.про» было потрачено около 300 000 рублей. Вложения пошли в основном на техническую часть и контентное наполнение сайта, а также на маркетинг

Запустился сервис в сентябре 2015 года. Сразу после запуска Борис и Даниил разослали в СМИ пресс-релизы. И последовавшие за ними публикации «привели» на сервис первых пользователей.

Также с первых дней работы сервиса были созданы группы «Вконтакте», которые быстро росли. Всех, кто регистрировался на сайте abitura.pro, основатели сервиса просили сообщить своё мнение: насколько удобно пользоваться, что хотелось бы добавить и т.д.

Как всё работает

Чтобы выбрать подходящий вуз, пользователю нужно ответить на несколько вопросов. Это занимает в среднем не более 2-3 минут. Сначала пользователь выбирает экзамены, которые будет сдавать на ЕГЭ. Если он уже знает свои баллы, то может ввести их и получить более детальную информацию, в какие вузы он может поступить.

После этого абитуриенту нужно выбрать один или несколько профилей обучения. Их на сайте 17 – от сельскохозяйственного до кинематографического. Выбор также «фильтруется» по городам.

В результате у пользователя появляется список из университетов. При этом «внутри» каждого из них указываются факультеты и специальности, наиболее соответствующие выбору пользователя. Абитуриент может посмотреть более подробную информацию как о вузе, так и о самом учебном курсе: форма и стоимость обучения, проходной балл, наличие общежития, целевого набора и т.д.

Абитуриент.Про

Со временем по просьбе пользователей разработчики внесли в сервис ряд дополнений. В частности, добавили возможность сортировки по стоимости обучения, а также по проходным баллам. Также появился новостной раздел, в котором выкладываются материалы, посвященные экзаменам, олимпиадам, поступлению в вузы. Информация на сайте стала точнее и актуальнее: некоторые вузы получили возможность корректировать и обновлять «свои» страницы.

«Ни одно приложение или сайт не смогут сделать выбор за вас. Однако сервис может помочь разобраться в ваших желаниях, возможностях и помочь принять верное решение, о котором вам не надо будет жалеть всю оставшуюся университетскую жизнь», - говорит Борис.

Маркетинг и продвижение

На свою аудиторию «Абитуриент.про» выходит в основном через соцсети. В «Вконтакте» у проекта действуют три разных группы. Основатели сервиса считают, что ведение нескольких групп позволяет точнее доносить информацию и делать более направленные  предложения. Помимо полезного контента, в группах публикуется реклама.

Первая группа «Вконтакте» считается для проекта основной. Во второй абитуриенты могут задавать свои вопросы относительно поступления в вузы. Третья группа посвящена материалам для обучения.

В той же соцсети «Абитуриент» проводит и свои рекламные кампании, которые дают новых подписчиков в группы. Также сервис рекламируется в «школьных» пабликах, актуальных для целевой аудитории (например, «ЕГЭ по математике» и ему подобных).  Они достаточно крупные, и пользователи приходят оттуда довольно часто.

Для родителей абитуриентов Борис и Даниил проводят вебинары, посвящённые раннему выбору профессии. После этого с родителями связываются и предлагают записать ребёнка на онлайн-курсы, проводимые «Абитуриентом». Ещё одним каналом выхода на родителей должна стать группа в Facebook. Она долгое время была неактивной, но основатели проекта планируют её реанимировать.

Аудитория: кто есть кто

На рынке профориентации регулярно появляются новые игроки. Но всё, что они обычно предлагают абитуриентам – это прохождение тестов (к примеру, технарь ребенок или гуманитарий)и какую-то общую информацию. Вариантов практического применения этой информации они обычно не предоставляют.

Услуги по выбору вузов предлагаются на образовательных ресурсах вроде учеба.ру. Но, по мнению Бориса, «Абитуриент.про» даёт возможность абитуриенту определиться более «точечно», с учётом всех своих интересов.

Основная аудитория сервиса – пользователи из регионов. У многих из них обычно нет возможности ездить на дни открытых дверей различных вузов в крупные города

А найти и проанализировать нужную информацию в интернете непросто. К тому же у каждого вуза своя система подачи данных, что тоже усложняет поиски.

«У всех есть путаница по тому, как ведётся набор, какие есть экзамены, какая специфика и учебные программы в каждом вузе. Особенно сильно на путаницу жалуются ребята и их родители из регионов. Оно говорят, что найти информацию очень сложно, они полностью оторваны от неё. Единственное, что они могут сделать – приехать на день открытых дверей в какой-нибудь из вузов», - говорит Борис.

Условно основатели сервиса делят абитуриентов на четыре категории: «олимпиадники», отличники, хорошисты и троечники.

Первая категория – самая немногочисленная. Это ребята, которые регулярно участвуют в олимпиадах. Они давно понимают, чего хотят, и спокойно поступают без ЕГЭ в выбранные университеты. На сервис они приходят только за общей информацией или какими-то уточняющими деталями.

«Отличники» в целом определились, в каком направлении хотят учиться. Таких ребят тоже немного. Они обычно выбирают между несколькими хорошими вузами.

«Хорошисты» в первую очередь фокусируются на сдаче ЕГЭ, и потом уже выбирают, куда пойти, исходя из набранных баллов. Они далеко не всегда представляют себе, куда пойдут дальше, поэтому им обычно интересны несколько направлений.

Главная задача «троечников» - поступить. Куда и на какую специальность – для большинства из них вопрос второстепенный. Они показывают невысокие результаты на ЕГЭ, и выбор вуза для них определяется тем, куда с такими баллами могут взять.

Именно «троечники» и «хорошисты» составляют большинство пользователей ресурса.

В 2016 году число пользователей росло быстрее, чем в первый год работы сервиса. Стало больше посещений, выросло и среднее время, которое пользователь проводит на сайте. «Динамика хорошая, даже несмотря на то, что мы сейчас в маркетинг особо не вкладываемся. Пока приоритеты другие. Нам надо понять, что будет основным источником дохода, куда двигать вектор развития», - говорит Борис.

Погружение в профессию

Чем раньше школьник определится с будущей профессий, тем больше времени у него будет на реализацию своего жизненного плана. Но сделать правильный выбор в 14-15 лет способны далеко не все. Одно из свидетельств тому – 80% выпускников, не работающих по специальности.

«Они обычно понимают, что им не нравится их специальность в тот момент, когда сталкиваются с ней на практике. Мы подумали: а что мешает людям сталкиваться с практической работой ещё до поступления в университет?», - говорит Борис.

Борис и Даниил решили, что для школьника есть только один способ узнать о профессии больше: попробовать её. Для этого они организовали программу «Погружение в профессию». Для начала определили четыре направления - программирование и инженерия, экономика и аналитика, маркетинг и реклама, искусство и дизайн.

В рамках каждого из направлений было выбраны по четыре профессии. Их всех объединяет то, что они, по мнению основателей проекта, должны быть актуальны и через 8-10 лет. Например, в инженерном блоке представлены такие специальности, как разработчик мобильных приложений, разработчик игр, инженер-конструктор.

Каждый курс проводится в течение двух недель в виде двухчасовых онлайн-занятий. Общая продолжительность курса – 10-12 часов. Общение с учеником идет в скайпе или в мессенджерах. Сервис связывает ученика и преподавателя, и они между собой договариваются, в какие дни им удобно заниматься. По всем вопросам ребёнок или его родители могут обратиться к куратору со стороны сервиса.

Борис Герн и Даниил Чепенко

На занятиях школьники получают возможность под руководством специалиста сделать практическую работу в рамках той или иной профессии. Необходимую теоретическую информацию подросток изучает самостоятельно. За две недели ученик создаёт собственный продукт (мобильное приложение, сайт, презентацию и т.д.), который может показать родителям и друзьям. После такой практики подросток сможет для себя сделать выводы, насколько ему интересно этим заниматься и стоит ли планировать своё обучение именно по этой специальности.

«Сначала мы предлагали специальности журналиста, пиар-менеджера, дизайнера. Их выбор часто зависел от того, знакомые каких профессий могли заняться онлайн-уроками. Но оказалось, что с таким предложением на рынок заходить тяжело. Поэтому мы сместили вектор предложений в сторону профессий будущего. К примеру, через 6-8 лет, когда нынешние ребята будут выходить на рынок труда, профессия журналиста точно трансформируется. И непонятно, в каком она виде будет существовать. Сейчас бессмысленно давать какие-то кейсы журналистов. Надо давать то, что будет в той или иной степени развиваться активно, и то, что можно делать онлайн», - говорит Борис.

Программа нацелена на ребят в возрасте 13-15 лет. В 10-11 классе из-за подготовки к ЕГЭ у школьников может просто не хватить времени на какие-либо «посторонние» курсы. 

Установленных сроков наборов на эти курсы нет. Возможность подключения ученика зависит от наличия времени у  специалистов по выбранному профилю. Говорить о каких-то результатах пока рано: программа стартовала в ноябре 2016 года.

Монетизация

Пользование сервисом в разделе подбора специальностей бесплатное. Основной доход «Абитуриент» получает от своих партнёров - курсов по подготовке к ЕГЭ и репетиторов, с которыми сервис связывает абитуриентов. Если клиент начинает у них заниматься, они платят сервису комиссионные.

Как показала практика, монетизация с помощью вузов навряд ли возможна: в рекламе на сайте они не заинтересованы. Основной способ продвижения для них – выставки и ярмарки образования, а также дни открытых дверей. А непопулярные направления они обычно закрывают теми, кому всё равно, где учиться: таких сейчас тоже немало.

Сейчас Борис пытается привлечь на сайт рекламу коммерческих вузов. Для продвижения в интернете у них уже обычно есть бюджеты и понимание, в каком направлении их тратить.

«В целом коммерческие вузы в маркетинге разбираются лучше, чем государственные, которые совсем никак не строят работу с абитуриентом в течение года. Всё, что они делают – точечные акции, на которых даже не собирают контакты, и никак потом не работают с пришедшими людьми. Всё это получается не очень эффективно, но тратить деньги на оптимизацию этого процесса они почему-то не хотят», - говорит Борис.

Команда

В штате «Абитуриента» - 8 человек. Борис Герн занимается продажами и стратегией. На Данииле Чепенко – техническая часть. За развитие продукта отвечает специалист с опытом работы в образовательных проектах. Также над сервисом работают маркетолог, дизайнер, программисты. Есть отдельный сотрудник, занимающийся вузами и вопросами профориентации. Помимо неё, общением с клиентами занимается психолог.

Что дальше

Основатели проекта рассматривают несколько возможных вариантов монетизации. Среди них – помощь тем, кто уже сдал экзамены. Для них в соответствие с пожеланиями и набранными баллами предлагаются на выбор несколько направлений и вузов.

После того, как абитуриент выберет себе вуз и кафедру, сервис помогает с заполнением и подачей документов. Все необходимые данные заполняются онлайн. После этого курьер забирает документы, и подаёт их в один или несколько выбранных вузов. Эта схема была опробована в 2016 году. Борис планирует использовать её и в дальнейшем.

Среди идей, которые находятся в стадии тестирования – сервис на основе «больших данных» (big data) о том, каковы тенденции на рынке труда и какие специальности пользуются спросом. На основании этой информации можно планировать будущий карьерный путь подростка – «от школы до работы».

«Нам кажется, что рынок у нас пока немного недозревший, - говорит Борис. – Родители старшеклассников не очень охотно расстаются с деньгами за образование, если это не касается ЕГЭ. Есть очень много интересных идей – таких, как «выстраивание карьеры». Но мне кажется, что за такие вещи люди ещё не очень охотно платят. И мы ищем что-то более цепляющее. В феврале пойдёт новая волна тех, кто будет выбирать курс ЕГЭ. Мы тоже будем готовиться к этому, чтобы эффективно использовать наши ресурсы».

Абитуриент.Про

Читайте также:

Как заработать на видеоуроках для школьников.
Как устроен сервис дистанционного репетиторства.

Как заработать на обучении людей онлайн-профессиям.

17 января 2017

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов