Любой бизнес подразумевает не только возможность получения прибыли, но и вероятность потери вложений. При этом, по статистике, запуск собственного дела с нуля – более рискованное предприятие в сравнении с открытием бизнеса по франшизе. Не удивительно, что всё больше предпринимателей, особенно начинающих, задумывается именно о втором варианте. О том, как не ошибиться с выбором франшизы, порталу Biz360.ru рассказала Барно Турсунова, сооснователь сети умных автосервисов «Вилгуд».
Барно Турсунова – сооснователь сети умных автосервисов «ВилГуд» и основатель агентства инвестиционной недвижимости Barno Estate. Барно и её муж Шерзод Турсунов закончили физический факультет Ташкентского госуниверситета. В 2001 году переехали в Москву, где начали с торговли обоями на Мытищинском рынке – из этого проекта появилась компания по продаже отделочных материалов «Евродизайн». С 2011 года супруги развивают сеть автосервисов «ВилГуд». Сейчас в сети более 50 точек в России, Белоруссии и Казахстане, годовой оборот – свыше 2 млрд рублей. С 2022 года Барно развивает собственное агентство недвижимости Barno Estate.
Ситуация на рынке франшиз
Ежегодно в России открывается 450 новых франшиз. При этом число франчайзи к 2025 году может превысить 200 тысяч. Все больше предпринимателей интересуется запуском бизнеса в этом формате, ведь он имеет ряд преимуществ.
Так, франчайзи получают право на использование уже известного бренда, возможность работать по готовой и доказавшей свою эффективность бизнес-модели, а также весомую поддержку со стороны франчайзера.
Разумеется, чтобы впоследствии наблюдать за успехом компании, предпринимателю в любом случае необходимо быть активно вовлечённым в процесс. Однако важно также правильно выбрать франшизу. Руководствоваться при этом можно следующими факторами.
Перед выбором франшизы необходимо понять, какими ресурсами вы располагаете. Начните с анализа своего опыта и финансовых возможностей. Сколько средств вы готовы вложить в бизнес? Нужна ли будет дополнительная поддержка? При каких условиях? Откуда можно привлечь финансирование?
Затем определите для себя ряд сфер, которые вас привлекают. Быть может, это общепит (например, вы всегда хотели открыть ресторан), или авторемонтный бизнес, или, допустим, бьюти-сфера.
После того, как вы определились с интересующими сферами, наступает следующий этап – анализ целевого рынка. Изучите ёмкость и динамику, чтобы оценить его размеры и перспективы роста – главное, чтобы рынок не падал и на нём было место для новых участников. Кроме того, важно обратить внимание на глобальные тенденции, которые оказывают влияние на выбранный сектор, чтобы понять, как рынок может развиваться в обозримом будущем.
Помимо этого, выявите сильных игроков, чтобы понять конкурентную ситуацию, а также проанализируйте их преимущества и недостатки.
При этом важно оценить не только сам рынок, но и спрос на конкретный продукт или услугу. Например, когда мы с мужем Шерзодом Турсуновым открывали наш первый автосервис, выбор индустрии был обусловлен тем, что она растёт и развивается даже в кризис. При снижении покупательской способности люди реже покупают новые машины и чаще ремонтируют старые, что обеспечивает стабильный поток клиентов. Кроме того, крупные игроки занимают лишь около 10% этого рынка, что оставляет пространство для других его участников.
Выбрав наиболее интересную и перспективную для вас индустрию, вы можете переходить к оценке показателей конкретного бизнеса.
-
Бизнес-модель. Почему некоторые франшизы оказываются успешными, а другие не приносят ожидаемого дохода? Ключ к успеху кроется в организации компании. Идеально, если в бизнес-модели тщательно прописаны все процессы, поскольку это минимизирует влияние человеческого фактора. Важна и оптимизация работы компании. Выясните, какова степень автоматизации бизнес-процессов – не будете ли вы ли в будущем вынуждены тратить всё своё время исключительно на контроль.
-
Бизнес-план. Документ должен содержать подробное описание бизнеса, включая сведения о размере инвестиций, источниках выручки и структуре затрат. Детально обсудите бизнес-план с франчайзером, чтобы убедиться, что все расходы учтены, включая одноразовые и регулярные платежи (роялти, маркетинговые отчисления и прочие расходы, указанные в договоре концессии).
-
Финансовая модель. Запросите финансовую модель франшизы и выясните, какие затраты могут возникнуть сверх бюджета. Чем точнее франчайзер прогнозирует расходы, тем ответственнее его подход. Изучите, на чём основана финансовая модель: средние показатели по сети или данные лучших филиалов? Понимание деталей финансовой модели позволит вам точнее прогнозировать возможности роста.
-
Окупаемость инвестиций. Изучите маржинальность, рентабельность и сроки окупаемости франшизы. Франчайзер должен предоставить конкретные данные, оценивающие реальный успех сети. Хорошим показателем будет рост сети и доходов, который свидетельствует о стабильном возврате инвестиций.
-
Индивидуальный подход. Некоторые франшизы предлагают модульные пакеты, что позволяет сократить расходы на паушальный взнос. Например, если у вас уже есть автосервис, который вы хотели бы перезапустить по франшизе, можно выбрать только необходимые опции, такие как проведение строительных работ, а также подбор и обучение персонала и управляющего, проигнорировав модуль «подбор помещения».
-
Маркетинговое предложение. Уточните, какую маркетинговую поддержку вы получите. Для многих франчайзи важным плюсом становится возможность получения аутсорсинговых услуг у команды франчайзера. Это позволяет экономить на маркетологах, дизайнерах и других специалистах, не теряя в качестве.
-
Уникальное торговое предложение. Проанализируйте УТП франшизы. Каковы преимущества продукта, в чём его уникальность и конкурентоспособность? Оцените, что именно вы получите от франчайзера, чтобы ускорить запуск и улучшить свои шансы на успех.
-
Популярность бренда. Сильный бренд привлекает клиентов. Например, если вы захотите открыть пиццерию по франшизе Dodo, то, скорее всего, сразу же обеспечите себя потоком клиентов. Однако важно помнить, что чем более известной является компания, тем больше инвестиций потребуется на запуск бизнеса. Оценить популярность бренда можно, например, через такой сервис, как «Яндекс.Wordstat».
-
Отзывы партнёров и репутация франчайзера. Обратная связь от партнёров – важный источник информации, однако стоит быть избирательным. Старайтесь полагаться на проверенные источники, а не на анонимные отзывы. Общение с действующими партнёрами поможет узнать не только о реальных возможностях, но и о потенциальных трудностях.
Изучите договор коммерческой концессии. Это ключевой документ, регулирующий франчайзинговые отношения. Важно, чтобы все платежи, указанные в договоре, совпадали с теми, что прописаны в финансовом плане франчайзера, и здесь помощь юриста поможет избежать скрытых условий. В России франчайзинг юридически называется «коммерческой концессией», договор фиксирует права и обязанности сторон на всех этапах – от открытия точки до возможного её закрытия.
Обязательно тщательно изучите раздел об обязанностях франчайзи, особенно требования по отчётности и используемым IT-системам, чтобы оценить будущие управленческие задачи. Если условия договора расходятся с обещаниями франчайзера, настаивайте на их исправлении ещё до подписания.
Убедитесь также, что франчайзер является зарегистрированным правообладателем товарного знака, чтобы избежать риска мошенничества.
Выбор франшизы – это лишь первый шаг в начале долгого пути. Благодаря поддержке франчайзера, предприниматель может рассчитывать на отлаженные бизнес-процессы, отработанные логистические цепочки, доступ к CRM-системам и современным технологиям.
Однако существует ошибочное мнение, что запуск бизнеса по франшизе автоматически является залогом процветания. В действительности, франшиза – это не успех сам по себе, а эффективный инструмент для его достижения. И результат будет зависеть от того, насколько грамотно предприниматель им воспользуется.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».