Бизнес по своим правилам: как за три года открыть пять образовательных проектов

Прочтёте за 4 мин.

«На мой бизнес очень повлияли антироссийские санкции»

IT-инструменты, которые использует Елена Зименкова

  • 1С:Бухгалтерия
  • Мой Класс
  • Hollihop

Бизнес не всегда строится на глубокой аналитике и точном расчёте. Иногда в запуске и развитии собственного дела может помочь опыт коллег и личное погружение в тематику аналогичных проектов. В этом убеждена создатель образовательных центров Bright Елена Зименкова. О том, какими принципами она руководствуется в бизнесе, и чем они могут быть полезны предпринимателям не из сферы образования, Елена рассказала порталу Biz360ru.

Досье

Елена Зименкова – предприниматель из Московской области, директор языковых и образовательных центров Bright. По образованию – педагог дошкольного образования. Открыла три детских сада, один языковой центр и одну начальную школу под брендом Bright. Член торгово-промышленной палаты Московской ассоциации предпринимателей.

Елена Зименкова

«Долго думать не могу, сразу делаю»

Бизнес в сфере образования у меня получился спонтанно. По своей профильной специальности – я педагог-«дошкольник», но почти 10 лет проработала в продажах. Знания в этой сфере, наверное, во многом помогли в моём будущем деле. 

После долгого декрета я пошла на курсы английского языка. И мои друзья однажды пошутили, что пора открывать свой собственный языковой центр. Я долго думать не могу, сразу делаю. И меньше чем через два месяца открыла свой первый центр иностранных языков Bright в Чехове. Сейчас Bright – это языковой центр, школа и три детских сада. 

Изначально я планировала развивать сеть языковых школ и даже готовилась к открытию второго заведения. В этот момент подруга предложила купить у неё готовый садик. Мои дети к тому времени уже выросли, но у меня оставался какой-то пунктик по поводу частного детского сада. Поэтому в 2020 году я его купила.

Bright 

В 2021 году я всё-таки открыла ещё один детский сад, но уже в посёлке Бутово. Во-первых, там жил мой сын, и он вызвался помогать мне с бизнесом. Во-вторых, там была явная нехватка частных садов, и мы уловили запрос аудитории. 

Открыть школу попросили родители, чьи дети уже ходили в частный садик Bright. На тот момент мои детские сады были известны в Чехове. В течение 2023 года я открыла начальную школу, в которой занимаются учащиеся 1-4 классов. В ближайших планах начать обучение в средних классах: с 5-го по 9-й. Сейчас наши детские садики посещает 120 человек, языковые центры – 200, а школу 45 учеников. 

Постоянно учиться у коллег

Перед открытием центра иностранных языков я не делала никаких бизнес-анализов, потому что на них не было лишних средств. Я решила пойти своим путём и обо всех нюансах образовательного бизнеса узнать в процессе подготовки к запуску проекта. 

Посетила несколько крупных московских частных языковых центров, съездила на форумы для директоров частных школ. Изучая опыт коллег, я начала формировать собственное видение будущего бизнеса. Определила ценности и выстроила стратегию, на тот момент только в голове.

С появлением детского сада начала анализировать программы, по которым они работают, постоянно контактировала с директорами других частных учреждений. Смотрела, что мне самой нравится, а что – нет. Даже сейчас при открытии школы и имея немалый опыт в сфере образования, продолжаю учиться и получать всё лучшее от опыта моих коллег. 

Работать по международным стандартам

При открытии первого языкового центра мне не хотелось создавать очередную стандартную языковую школу. Мы должны были отличаться. Всего за один год я получила образовательную лицензию, и в Bright начали работать преподаватели из Англии. Наш языковой центр первым в Чехове получил аккредитацию Pearson для проведения международных экзаменов. Причем на базе Bright могли сдавать экзамены не только наши ученики, но и те, кто занимался, например, самостоятельно или в другом заведении. 

Кроме того, все наши учителя прошли курсы английского языка CELTA и получили международный кембриджский сертификат. Он позволяет педагогам работать и преподавать язык во многих странах. Методика преподавания сейчас активно практикуется в наших образовательных центрах.

Елена Зименкова

Если говорить о школе, то я всегда хотела создать такое место, где детям комфортно находиться целый день. Большинство родителей работают и сидеть половину дня с ребёнком они физически не могут. В нашей школе дети находятся с 9:00 до 18:00, здесь они учатся, отдыхают, развиваются, кушают. Родители могут быть уверены, что их дети находятся в безопасности. Отдельное расписание составляется и на период каникул. Вот, казалось бы, такие мелочи, но они влияют на имидж школы. 

Использовать любую возможность для развития

Начала я бизнес с 400 тысяч рублей. Эти деньги вложила в открытие языкового центра в 2019 году. Почти через 2 месяца он окупился и стал приносить прибыль. Это с учётом аренды, заработной платы и других административных моментов. Средний чек языкового центра составляет сегодня 7000 рублей. 

С садиком и школой всё было по-другому. Почти за 3,5 года я практически не видела выручки, потому что постоянно вкладываю её в развитие. Даже сейчас начинаю историю с открытием средней школы и понимаю, что мои расходы будут только расти. Если бы я, например, остановилась только на начальной школе, то да, прибыль была бы уже заметна. 

К слову, сейчас в развитие школы, площадь которой 45 квадратных метров, вложено уже около 6 млн. рублей. На следующий учебный год я арендовала помещение площадью 250 «квадратов», чтобы организовать спортивный класс.

Bright 

Аренда отнимает, конечно, много средств, поэтому моя цель – построить собственное здание, которое бы соответствовало всем нормам образовательного учреждения. На это требуется около 50 млн. рублей, но банки, к сожалению, не выдают такую сумму малым предпринимателям. Поэтому в данном случае выход только один – поиск инвестора. И я веду работу в этом направлении. 

Нам очень помогли государственные субсидии, которые мы получили в 2022 году – около 2,9 млн. рублей на детский сад. Я выиграла конкурс и стала обладателем гранта как малый социальный предприниматель. Для развития я использовала и кредиты под 17% годовых. 

На сегодняшний день суммарный оборот всех образовательных центров Bright составляет около 25 млн. рублей. Стараюсь использовать все возможные варианты, чтобы получать средства на развитие и реализацию новых идей. 

Учиться на ошибках

Я отношусь к тому типу руководителей, который всегда во всём винит, в первую очередь, себя. Ведь если у нас есть ошибки, значит, я что-то не предусмотрела. Так, я не до конца понимала работу школы и её структуру на момент открытия, поэтому не рассчитала число нужных специалистов. Процесс самоподготовки, домашние задания, отчётность на всех уровнях, выстраивание коммуникаций со слабыми детьми – всё это оказалось намного сложнее, чем я себе представляла. 

Мы, например, не делали входное тестирование, поэтому не могли отследить динамику успеха ученика и показать её родителям в конце года. Сейчас такая диагностика для новичков – обязательна. 

На начальном этапе я пыталась делегировать всю работу по управлению школой Bright нанятым директорам. Это тоже было ошибкой. В школе поменялось уже два руководителя, потому что их работа не соответствовала тому качеству, которое я требую. Поэтому сейчас многими вопросами занимаюсь сама, но при этом ищу «своего» человека, который полностью бы мне подходил. Только спустя шесть месяцев удалось собрать команду, с которой выстраиваем новую структуру и обсуждаем каждые мелочи: от дней рождений до системы отчётности.

Bright 

В первое время было сложно работать с новым поколением учителей. Они не многозадачные и каждую фразу понимают буквально. Например: мама попросила учителя напомнить ребёнку, чтобы он положил сменную обувь в портфель. Он пришёл домой, конечно же, без сменки. Когда я поинтересовалась, почему так произошло, учитель ответила: «Я же напомнила». Но вместе с напоминанием надо было проконтролировать, чтобы ребёнок положил обувь в рюкзак. 

При этом молодые педагоги эрудированные, они работают по новым методикам, у них свои нестандартные подходы. Моя задача – маневрировать между старшим и молодым поколением и привносить в образовательный процесс всё лучшее от них. 

Находить выход из любых ситуаций

Мы открылись в пандемию и продолжаем в условиях текущего кризиса. Были очень сложные моменты, когда мне приходилось выплачивать сотрудникам зарплату из своего кармана, потому что школы не могли работать, а команду удерживать надо. На мой бизнес очень повлияли антироссийские санкции и частичная мобилизация. Например, международный Кембриджский экзамен в мае прошлого года никто не мог сдать. Скорее всего, в 2023 году будет та же картина. 

Из-за частичной мобилизации из страны многие уехали, и это была как раз наша платёжеспособная аудитория. Это повлияло и на размер среднего чека центров. А с блокировкой популярных социальных сетей стало сложнее выстраивать маркетинговую стратегию. Если раньше мы делали таргетированную рекламу в известной своим визуальным контентом соцсети, то сейчас приходится использовать другие каналы продвижения. 

Но мы продолжаем делать всё возможное, чтобы наш бизнес развивался. Один из примеров этих усилий – школа в первый год своего существования заполнена на 98%. И это с учётом всех внешнеэкономических событий.

Елена Зименкова

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

31 марта 2023

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов