Алёна Соколикова основала шахматную школу «Стратегия» во многом благодаря случайности. До этого проекта у неё была творческая студия, в которой проводились занятия по разным видам рукоделия и досуга. Шахматный кружок неожиданно оказался наиболее востребованным - и Алёна решила сосредоточиться только на этом направлении. За полтора года она открыла пять филиалов школы. О том, как управлять шахматной школой, не умея играть в шахматы, основатель школы «Стратегия» Алёна Соколикова рассказала порталу Biz360.ru.
Алёна Соколикова, 34 года, предприниматель из Подмосковья, основатель детской школы шахмат
«Стратегия». По образованию - педагог дошкольного образования и организатор культурно-досуговой деятельности. Работала по специальности в госучреждениях и частных детских центрах более 12 лет. В 2018 году основала творческую студию в городе Видное, которая вскоре трансформировалась в школу шахмат «Стратегия». Сейчас у проекта пять филиалов в Видном.
Первым собственным бизнес-проектом Алёны Соколиковой стала маленькая творческая студия в подмосковном городе Видное. Педагог по образованию, она более 12 лет работала с детьми в государственных и частных детских центрах. Но при этом всегда мечтала о собственном бизнесе.
В 2018 году Алёна сняла кабинет площадью 10 квадратных метров, где начала проводить творческие занятия для детей от 4 лет. В расписании мини-студии были рисование, шитьё, лепка из полимерной глины, скрапбукинг, квиллинг и другие виды рукоделия.
Потом Алёна задумалась, что ещё можно проводить в этом маленьком кабинете. Оценив, что может пользоваться спросом, она решила открыть кружки английского языка и подготовки к школе. А чуть позже возникла идея ввести в расписание шахматы.
Сама Алёна к тому моменту не имела к шахматам никакого отношения. Она дала объявление о поиске тренера, на которое откликнулся мастер FIDE, педагог с большим опытом. После собеседования Алёна пригласила его на работу и набрала группу детей.
Шахматы оказались самым востребованным кружком: средняя посещаемость занятий в студии составляла 4-6 человек, а на шахматы ходило по 8-10 человек. Спустя 2-3 месяца этот кружок занял практически всё расписание, вытеснив остальные дисциплины. Алёна решила сосредоточиться только на этом направлении – и объявила об открытии школы шахмат «Стратегия».
«На шахматы довольно неожиданно обнаружился высокий спрос. Я поняла, что это направление нужно развивать и начала сотрудничество с шахматно-шашечной федерацией Ленинского округа Московской области», - вспоминает Алёна Соколикова.
Примерно через 8 месяцев школе шахмат стало тесно в маленьком кабинете. Надо было расширяться и искать помещение побольше. Чтобы снять большое помещение на месяц, требовалось примерно 40-50 тысяч рублей. Таких денег у Алёны на тот момент не было, и она решила, что будет брать помещения в почасовую аренду.
По такой схеме школа работает и сейчас. Кстати, это очень выручило проект в период корона-кризиса: не пришлось оплачивать постоянную аренду. А те оплаченные часы, которые ученики не смогли отзаниматься в марте, перенесли на сентябрь.
Первый филиал новой школы шахмат «Стратегия» открылся в коворкинг-центре города Видное. Занятия в нём начались в мае 2019 года. После переезда из маленького кабинета в коворкинг учеников стало больше. Их родители начали рассказывать о школе своим знакомым. Многие из потенциальных клиентов говорили о том, что с удовольствием записали бы ребёнка на занятия, если бы они проводились ближе к их дому. Поэтому у проекта стали появляться новые филиалы – в разных районах города.
Аренду помещений Алёна оплачивает ежемесячно. При этом она договаривается с арендодателями, чтобы они выделяли нужное ей время на год вперёд. Как правило, это два-три часа в будни и несколько часов в выходные дни. Сейчас у школы «Стратегия» пять действующих филиалов.
«К сожалению, не всем собственникам помещений интересно сдавать классы на почасовой основе. Тут надо искать места и уметь договариваться. Уметь убедить, что для всех будет хорошо, если мы станем заниматься на их базе», - объясняет Алёна Соколикова.
Основные сложности проекта на начальном этапе были связаны с подбором педагогов. С первым тренером пришлось расстаться через несколько месяцев. Как выяснилось, у него была алкогольная зависимость. Основатель «Стратегии» довольно быстро нашла другого педагога, но с ним возникла новая проблема - тренер решила увести учеников. Алёна узнала об этом от родителей: они сообщили, что им предлагают заниматься «напрямую».
«Теперь в договоре с нашими тренерами прописан штраф и увольнение, если они предлагают заниматься с учениками напрямую. Учеников, чьи родители предлагают подобное сотрудничество тренерам, мы сразу отчисляем из школы. Это неприемлемо», - добавляет Алёна Соколикова.
После первых неудачных попыток решить кадровый вопрос Алёна обратилась к руководителю шахматной школы при центре «Импульс» в городе Видное. Он помог найти трёх тренеров и оценить их шахматные способности.
«Сейчас у меня прекрасный состав тренеров. Они не только мастера своего дела, но ещё и добросовестные, честные люди. Самому старшему из них – Анатолию Пронькину - 60 лет, он кандидат в мастера спорта, очень доступно излагает информацию, уделяет максимум внимания каждому ребёнку. Кириллу Клюкину всего 20, но он очень мотивированный тренер и сильный игрок – мастер FIDE, его уроки насыщенные и сложные. Арно Мазманян (на фото) – очень харизматичный и артистичный тренер, его уроки – просто бомба, детям никогда не бывает скучно», - рассказывает Алёна о своих преподавателях.
За каждым из тренеров закреплён филиал, в которых занятия ведёт только он. По мнению основателя «Стратегии», это избавляет тренеров от внутренней конкуренции и создаёт более комфортные условия для работы. Кроме того, тренер чувствует личную ответственность за посещаемость и спортивные результаты учеников.
Тренеры зарабатывают 50% от выручки в «своих» филиалах. Их доход сопоставим с «офисными» зарплатами при гораздо меньшей занятости. Например, в месяц один из тренеров при загрузке девять занятий в неделю зарабатывает 52 000 рублей.
«Вознаграждение, на мой взгляд, честное. По сути, это партнёрство, где прибыль делится пополам. Я занимаюсь организацией всех процессов, от маркетинга и формирования групп до общения с клиентами на всех этапах, а тренер только ведёт занятия. Благодаря этому он может качественно подготовится к каждому уроку, ни на что не отвлекаясь. При этом тренеры чувствуют, что это их «собственные» группы, и их бизнес тоже. Я знаю, что для них это особенный стимул и мотивация», - рассуждает Алёна Соколикова.
Сейчас школу «Стратегия» посещает более 100 учеников в возрасте от 4 до 14 лет, большинству учеников – от 5 до 12 лет. Почти все новички на момент записи не умели играть в шахматы. Группы формируются по возрастам и уровню. На данный момент в школе есть общие группы, группы любителей и группы «профи».
Всю работу по организации занятий Алёна выполняет сама. Делегировать удалось пока только функции администратора (встреча детей и учёт посещаемости) в одном из филиалов.
«Родители всегда могут написать или позвонить мне. Доступность коммуникации отличает нашу школы от других. Все вопросы – от корректировки оплаты до психологических моментов – решаются напрямую и оперативно. Бывает, что родители звонят и спрашивают: «Посмотрите, не промочил ли ноги Ваня, пока шёл на занятие? Если да, я принесу запасные носки». Для учеников я – как шахматная мама. Всегда обращаю внимание на то, в каком настроении пришёл ребёнок, всё ли у него в порядке. Родители ценят семейную атмосферу нашей школы», - добавляет Алёна.
Основатель проекта старается по максимуму вовлекать детей и родителей в жизнь школы. До режима самоизоляции регулярно проходили мероприятия, объединяющие учеников, родителей и тренеров. Всю информацию о занятиях и мероприятиях Алёна Соколикова выкладывает в закрытые чаты, которые есть у каждой группы.
Для получения игровой практики и разрядов ученики школы участвуют во всех соревнованиях, которые проводит районная шахматно-шашечная федерация. И сама «Стратегия» также регулярно организует турниры. Для этого Алёна пользуется помощью знакомых тренеров, которые обладают судейской квалификацией.
Сезон в шахматной школе длится с сентября по май. Основной набор учеников происходит в конце лета, именно тогда формируются группы на сентябрь. Открытие новой группы начинается с бесплатного урока. Примерно 90% из тех, кто его посетил, остаются заниматься в школе шахмат «Стратегия».
Если новые ученики обращаются в «Стратегию» в середине учебного года, их записывают в лист ожидания. Как только набирается три-четыре заявки на тот или иной филиал, в нём открывают дополнительную группу. Если приходят уже умеющие играть, их в зависимости от уровня распределяют в одну из действующих групп.
Самым эффективным способом рекламы Алёна Соколикова считает объявления в локальных чатах. Также школа ищет клиентов с помощью таргетированной рекламы в Instagram. Ещё один способ продвижения – листовки в магазинах и заведениях сферы услуг. Алёна договаривается с администрацией кафе, ресторанов, парикмахерских и булочных о размещении своих листовок в кассовой зоне.
Занятия в школе шахмат «Стратегия» длятся 50 минут. Группы занимаются два раза в неделю. Абонемент на восемь уроков стоит 4000 рублей (т.е. 500 рублей за один урок). Занятие также можно оплатить разово – в этом случае оно стоит 600 рублей. Для двоих детей из одной семьи действует скидка на абонементы в размере 20%. По просьбе родителей платёж за абонемент может быть отсрочен до месяца.
В конце марта, после объявления режима самоизоляции, школа перешла в онлайн-режим. Расписание и стоимость занятий остались прежними. По словам Алёны, в онлайн перешло около 60% учеников. Также к ним добавились дети, которым раньше неудобно было посещать школу очно - преимущественно ученики из Москвы. Из них набрали две группы – начинающих и продолжающих.
В итоге апрель и май удалось завершить с показателями, превышающими прошлогодние. Средний оборот в карантинном сезоне составил примерно 100 000 рублей в месяц. Половина из них пошла на оплату труда педагогов, остальные – на текущие расходы.
В конце мая учебный год в школе «Стратегия» закончился. Но летом продолжают заниматься те, кто хочет достичь более серьёзных результатов. «Если говорить по-честному – для детей всех возрастов всё-таки лучше очные занятия. Но занятия онлайн тоже имеют право на существование. Их использование сейчас – требование времени», - анализирует обучение «на удалёнке» Алёна.
Если ситуация с коронавирусом нормализуется, к сентябрю у «Стратегии» появятся новые филиалы. Тренеры для работы в них уже найдены. Научиться играть в шахматы сама Алёна планирует в новом сезоне. Также с сентября она отдаст на занятия шахматами своего сына.
«Я много времени потратила на наёмную работу. У меня всегда была цель иметь своё социально полезное и доброе дело, но мешал страх, что не получится. Потом я в определённый момент поняла: если не начну сейчас, то не начну вообще. Мой проект даёт мне чувство значимости, он заставляет меня постоянно развиваться. Каждый день приходится учиться чему-то новому, осваивать навыки ведения бизнеса. На данный момент моя школа «Стратегия» только набирает обороты» - говорит Алёна Соколикова.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш
Telegram-канал,
страницу в Facebook и
канал на «Яндекс.Дзен».