Рубрики:

«Давайте начистоту»

Прочтёте за 3 мин.

Александр Коровин – о том, за счёт чего клининг-сервис Qlean вырос за год в 15 раз

IT-инструменты, которые использует Александр Коровин

  • МойСклад
  • Собственная CRM
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Много.ру

О сервисе Qlean в 2015 году писали едва ли не все ведущие деловые СМИ. Модная, яркая, современная интернет-компания, специализирующаяся на клининге - по-русски, уборке квартир - растёт не по дням, а по часам. Сервис предлагает качественную уборку по доступной цене, с прозрачным ценообразованием, без таких пережитков прошлого, как предварительные замеры поверхностей, выезд менеджера на объект и прочих неудобств. О том, как работает компания, за счёт чего ей удаётся расти быстрыми темпами и какую роль в её развитии играет автоматизация, рассказал один из основателей Qlean Александр Коровин.

Досье

Александр Коровин, предприниматель, сооснователь и совладелец онлайн-сервиса профессиональной уборки  Qlean. Сервис основан в 2014 году. В управляющую команду кроме Александра Коровина входят его партнёры Никита Павлов и Никита Репешко. Клиентов Qlean обслуживают около 600 клинеров, ещё 60 человек обеспечивают бесперебойную работу сервиса в офисе. В декабре 2015 года сервис получил премию РБК «Стартап года».

Александр Коровин

О том, как начинался Qlean  

В октябре 2013 года мы с одним из сооснователей Qlean Никитой Павловым работали вместе в «Рамблере», и нам пришла в голову идея сделать какой-нибудь свой проект.

Сначала мы открыли студию дизайна. Всё было хорошо, но нас утомляла работа с клиентами. Ещё раньше, когда я работал в «Яндексе», у меня был свой магазин. В Брянске, моем родном городе, я делал что-то вроде мини-«Республики», но быстро понял, что управлять магазином удалённо, из Москвы, очень сложно. Я перевёл этот магазин полностью в онлайн, и он работал ещё несколько лет. Кроме того, до запуска Qlean мы с Никитой успели поработать над дизайном портала банка «Тинькофф». То есть, было много различных начинаний. 

И однажды мы стали думать о том, чтобы сделать некое «коробочное» решение для дома: ты переезжаешь в новую квартиру (например, съёмную), и в ней надо сделать минимальный ремонт. Особенно, если это «бабушкина» квартира. Нужен какой-то набор посуды, регулярная уборка. 

Мы хотели быть аналогом IКЕA в аутсорсе. Но, посчитав и прикинув издержки, поняли, что порог входа в такой бизнес высокий - не потянем. 

Стали думать дальше. На тот момент рынка клининга как такового в стране не было. И родилась идея сделать очень понятную услугу - удобный интернет-сервис, без всяких выездных менеджеров, обмеров, уточнения размера окон, типа ламината, цвета ковролина, без дороговизны и пафоса. Например, чтобы уборку можно было заказать за полторы тысячи рублей. 

В итоге мы остановились именно на этой идее. На запуск платформы ушёл год: наняли разработчиков, стали тестировать продукт на друзьях. Сделали кучу ошибок, пытаясь учесть все и слишком сильно додумывая за пользователей. Параллельно работали в банке «Тинькофф». Когда поняли, что больше не можем всё это совмещать, уволились в сентябре 2014-го. А уже через месяц у нас появились первые клиенты. 

О важности стандартов 

Нам казалось, что мы всё рассчитали и всё хорошо понимаем. Мы ходили на уборки, придумывали технологии, формировали наборы для клинеров. Для нас всегда было важно, чтобы сотрудники работали по чётким процессам, а клинеры выглядели так, чтобы клиенты им доверяли свои дома.

Qlean  

Никто из нас не являлся профессионалом в уборке, но, тем не менее, мы прекрасно себе представляли, как всё должно быть. Некоторые нам говорили - «Вы сумасшедшие, уборка стоит не меньше 6000 рублей, вы прогорите!». А мы решили изобретать велосипед. Всё пробовали, оценивали. 

В какой-то момент осознали, что наши стандарты в уборке очень похожи на гостиничное дело: убранная квартира должна быть чистой и ухоженной как хорошо убранный гостиничный номер. Исходя из этого, мы подобрали моющие средства и инструменты для уборки, описали технологии.

Через некоторое время к нам присоединился третий сооснователь компании - Никита Репешко. У каждого наметилась своя зона ответственности. Никита Репешко как бывший работник банка отвечал за операционную деятельность, я - за продукт и разработку, Никита Павлов - за дизайн сайта. Изначально весь учёт велся в Google Drive: сколько у нас уборщиц, сколько уборок в день, месяц и т.д. Но с каждым месяцем отчётность разрасталась. Сейчас у нас очень крупная и хорошая аналитическая система, мы строим десятки отчётов в день. 

О том, как устроен сервис 

Qlean сейчас - это команда из 600 клинеров и 60 человек в офисе. Для сравнения с нынешним положением дел: в конце 2014 года у нас было всего 20 уборщиц и 30 уборок в день. 

Сейчас готовимся к запуску компании в Санкт-Петербурге, открываем ряд вертикальных бизнесов на собственной ИТ-платформе. Мы - классический онлайн, к нашей платформе можно подключить много других бизнесов и разные сервисы: оплату, сбор отзывов, бухгалтерию и многое другое. 

Qlean развивается очень быстро. В 2015 году мы выросли в 15 раз. Наша фишка - полная уберизация, автоматизация, низкие издержки. Именно поэтому наши услуги недорогие.  

Взаимодействие с клинерами происходит через мобильное приложение. Процесс такой: утром сотрудница проставляет в приложении своё расписание и далее видит доступные заказы в своем районе. Придя на уборку, она чекинится в системе, после уборки - делает чекаут, и деньги моментально попадают на её счет. Столь удобная, простая и прозрачная схема работы крайне привлекательна для сотрудников, поэтому многие хотят у нас работать. Получается, что человек может за 2-3 часа работы сразу получить на руки свои деньги. 

С самого начала мы начали продвижение в Facebook: люди, которые стали нашими клиентами и довольны уборкой, рекомендуют нас друзьям, делятся постами. Сарафанное радио - наш главный инструмент продвижения.

При помощи когортного анализа по месяцам мы мониторим показатели повторных продаж и средний чек. Всё это показывает, насколько клиенту комфортно у нас. Если мы выполнили свою работу некачественно, к нам больше не придут. Кстати, по нашей модели невозможно «отбить» уборку с первого раза, а это значит, что повторные продажи для нас самый критичный показатель. Когортный анализ также помогает нам делать аналитику по источникам траффика - какой инструмент лучше работает, и куда нужно вкладывать деньги, а что уже изжило себя. 

Об автоматизации 

С нашим собственным IT-решением интегрирован облачный сервис «МойСклад», по сути он представляет собой розничный магазин для клинеров. Уборщицы закупают у нас «расходники»: средства для уборки, инвентарь, рюкзаки, мобильные телефоны с приложением. Получается, что каждый исполнитель - клиент магазина, контрагент. В «МоемСкладе» - в интерфейсе продавца - работает наш кладовщик. Кладовщиков в компании несколько, каждый начинает и закрывает смену в вашем сервисе. Мы используем почти все функции «МоегоСклада» за исключением CRM - у нас есть своя. 

Таким образом, «МойСклад» помимо инструмента для торговли, является для компании источником данных о денежных поступлениях, интерфейсом нашей CRM, где мы мониторим и операционную деятельность. Это важная часть нашего бизнеса. 

Об инвесторах  

Пока мы не раскрываем информацию о наших инвесторах, но могу сказать, что это фонд и несколько бизнес-ангелов. Найти их не составило труда - практически после каждой публикации в СМИ к нам обращались с предложением о финансировании. Мы выбрали инвесторов из-за их профиля - это профессионалы с большой экспертизой именно в нашей сфере.

Qlean Team 
В декабре 2015 года Qlean получил премию РБК «Стартап года».

Если ты начинающий предприниматель, не нужно брать деньги у первых попавшихся инвесторов. Делаешь on-demand-сервисы - веди бизнес с тем, кто уже умеет делать то, чем ты занимаешься. На старте нет понимания, как построить маркетинг, как анализировать эффективность, каким должен быть продукт. Про продукт мы сами знали хорошо, а вот всем остальным с нами поделились инвесторы. 

На своём опыте я убедился, что если у вас небольшой бизнес - лучше делать его за свои деньги, и не полагаться на инвесторов. Qlean не мог бы вырасти так стремительно без инвестиций, но если ваш бизнес - например, маленькое кафе или интернет-магазин - не предполагает ошеломительного роста, полагайтесь на себя. Инвестиции нужны только на рост, а не на операционные расходы и покупку Bentley ))) 

О личной мотивации 

Моя личная мотивация - это желание увидеть, что будет, если я приложу определенные усилия. Сейчас есть 600 клинеров, а что будет, когда их станет 1000 или 10 000? Мне интересно, как сделать миллиард, два, три, пять. Деньги - показатель того, что я развиваюсь. Сами по себе они меня не мотивируют.

Qlean Team
Директор по маркетингу и развитию бизнеса Роман Кумар Виас
и о
тцы-основатели Qlean Никита Павлов и Александр Коровин.

Источник:  «МойСклад».

Читайте также:

Как заработать на прокате всего на свете.
Как устроена компания по решению бытовых проблем.
Как устроен хостел и как на нём заработать.

15 марта 2016

Комментарии

1
  • 12.09.2017 12:13

    уборка, особенно частных помещений - хороший бизнес. моего знакомого жена вон через авито так подрабатывает. села, написала в объявлении что конкретно может сделать подому, нашлись клиенты. спрос говорит хороший

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов