Многие российские производители одежды в 2022 году столкнулись с серьёзными проблемами из-за антироссийских санкций. Сложности с оплатой иностранным партнёрам, разрыв логистических цепочек и нежелание многих поставщиков работать с компаниями из России – наиболее распространённые из них. Но есть и плюсы – например, уход многих западных брендов открыл новые возможности для российских производителей. О том, как внешние обстоятельства заставляют отечественный бренд спортивной экипировки и одежды менять свои бизнес-процессы, порталу Biz360.ru рассказал Виталий Цыганков, генеральный директор компании FORWARD.
Виталий Цыганков – генеральный директор компании FORWARD. Окончил НИУ ВШЭ (факультет прикладной математики) и Московский институт экономики менеджмента и права (экономический факультет). Имеет опыт международных продаж и работы в спортивной индустрии. Руководитель компании FORWARD с 2016 года. Компания имеет собственное производство и сеть распространения из 60 собственных и более 100 партнёрских магазинов.
Компания FORWARD работает на российском рынке уже 21 год. Сначала мы занимались в основном производством высокотехнологичной экипировки для сборных команд России. Потом начали сотрудничать с клубами и федерациями по различным видам спорта: от фехтования до плавания. На протяжении многих лет являемся партнёрами министерства спорта РФ. Наши комплекты получают практически все спортсмены, выезжающие на международные и внутрироссийские соревнования.
При этом мы нацелены не только на профессиональных спортсменов, но и на обычных людей – выпускаем одежду для спорта, отдыха и на каждый день. Наша задача в массовом сегменте – обеспечить рынок качественным, красивым, современным продуктом, в котором не стыдно выйти на улицу или заняться спортом.
Изначально вся наша продукция отшивалась в Китае. Не имея мощностей и опыта работы в России, проще было обратиться к проверенным зарубежным производителям. В Китае находятся современные производства, которые стали нашими подрядчиками. Каждый год бронируем определённые слоты по времени для работы этих фабрик над нашими заказами. Плотно общаемся с производителями и контролируем весь процесс производства.
Сейчас же большую часть продукции отшиваем на собственной фабрике в Твери. За последние два года расширили производство почти в два раза, построили новые цеха, модернизировали оборудование, увеличили штат сотрудников.
Это современная фабрика площадью 4000 метров, которой мы гордимся. Она полностью загружена заказами. Увеличивать долю продукции, сделанной в России, было в наших планах. Но после 2022 года мы были вынуждены ускориться с реализацией этих планов.
В 2022 году у нас возникли две основных проблемы: логистика и платежи. Нарушились цепочки поставок, когда ряд компаний, в том числе перевозящих грузы морем в Россию, отказались это делать. Нас спасло, что мы задолго до этого начали оптимизировать работу над новыми логистическими коридорами.
Нам было проще перестроиться на использование железной дороги и автоперевозок грузов. За счёт этого нам удалось сократить сроки доставки, что позволило снизить стоимость продукции.
Не скажу, что легко, но сегодня мы получаем грузы вовремя. Можем своевременно обеспечивать товаром наши магазины (более 60 собственных и 100 партнёрских точек) и экипировочные центры.
Валютные платежи стали невозможны из-за санкций, которые распространяются не только на Россию, но и на наших поставщиков. Как и большинство компаний, мы закупаем ткани, фурнитуру и готовые изделия в основном в Китае. Банки этой страны просто перестали принимать наши платежи, но мы используем другие законные пути оплаты, в том числе через специализированных агентов. Партнёры за границей идут нам навстречу. Они хотят с нами работать и верят, что мы в любом случае найдём какие-то варианты.
Всю одежду для сборных команд России мы шьём на российском производстве. И постепенно увеличиваем мощности и ассортимент. В 2023 году мы произвели в России более 125 тысяч единиц продукции, а в 2024 планируем сделать свыше 175 тысяч.
Постепенно начинаем переходить на российские материалы, когда это возможно. Нам такие закупки тоже удобны – не теряется время на логистике, не нужно заниматься валютными переводами. Правда, выбор тканей в том же Китае намного шире, чем у наших производителей. Если нам нужны технологичные материалы, а в России их нет – закупаемся за границей. Надеюсь, со временем все наши изделия будут на 100% состоять из российских тканей.
С кадрами у нас непросто, как и на любом швейном производстве. Мы стараемся в первую очередь сохранять коллектив, предлагаем людям достойные условия труда и высокую зарплату. Новый персонал приходит в основном по рекомендациям действующих сотрудников, многие из которых работают у нас долгие годы. На данный момент именно такое HR-продвижение в нашей сфере – самое эффективное.
Задача любого российского производителя, в том числе нашей компании – дать покупателю продукт более высокого качества, чем у западных брендов. Человек долгие годы покупал продукцию привычных ему марок. А сегодня потребитель видит, что российские бренды на равных конкурирует с мировыми производителями, предлагая качественные вещи за нормальную цену.
Фактически продукция западных брендов спортивной одежды не исчезла с российского рынка. Ушли только представительства некоторых зарубежных компаний. Благодаря параллельному импорту товары этих брендов и сейчас продаются у нас, но под другими вывесками. Правильнее будет сказать, что экспансия западных брендов на российском рынке приостановлена. И у российских компаний появился шанс представить свой продукт более широко.
Нельзя сказать, что с «официальным» уходом западных брендов конкуренция в нашей нише стала ниже. Наоборот, появилось много новых компаний, которые тоже стремятся выйти на свою аудиторию. Но при этом раньше основную часть рынка занимали несколько сильных западных игроков, с которыми было очень сложно конкурировать. А сейчас все российские бренды находятся в более-менее равных условиях.
С арендой площадей сейчас далеко не всё просто. Был период, когда мировые бренды закрыли свои магазины, и торговые центры пустовали. Но сейчас появилось много локальных брендов, которые тоже стремятся открыться в офлайне. Поэтому спрос на площади опять довольно высокий. Топовые торговые центры снова востребованы и практически полностью заполнены – приходится, как и раньше, вставать в очередь.
Некоторые новые бренды возникли буквально год-два назад, но уже достаточно уверенно стоят на ногах: работают с маркетингом, занимают ниши, которые раньше были им недоступны. Каждая компания выбирает свою стратегию развития. Мы в FORWARD уже давно решили развиваться в двух направлениях: спортивная и повседневная одежда.
Капсулы в стиле Casual выходят у нас с 2015 года. Сейчас «спортивно-повседневный» стиль проник везде, люди уже ходят в офис в футболке или толстовке, и это нормально. Рынок в принципе поменялся в сторону более удобной, свободной и функциональной одежды. Поэтому мы активно развиваем направление Sportstyle & Casual. И уже в 2025 году мы планируем открыть магазины в новом формате – только с сasual-одеждой.
В некоторых нишах уход западных брендов реально открыл для нас новые возможности. Например, в экипировке для командных видов спорта. Ранее команды (в том числе футбольные) сотрудничали только с международными брендами. Игровая форма футболиста – высокотехнологичное изделие, которое должно выдерживать серьёзные нагрузки. Сейчас мы открыли это направление, тем более, что наша компания давно занималась высокотехнологичной одеждой. Уже ведём переговоры с несколькими клубами. Уверен, что в следующем сезоне вы увидите российских футболистов в экипировке FORWARD.
За последний год цены на нашу продукцию выросли, но несущественно – примерно на 5%. Во многом это произошло из-за удорожания комплектующих и сырья, но при этом увеличение стоимости не превышает уровень инфляции.
Из-за общего роста цен мы не отмечаем падения спроса на продукцию FORWARD. Наоборот, ситуация довольно стабильная. Оборот компании за последний год вырос более чем на 50%. Это достигнуто, в том числе, за счёт открытия новых магазинов, акций и других активностей.
Мы видим и понимаем точки роста компании. Развиваем сеть и открываем новые магазины, чтобы как можно больше людей увидели нашу продукцию и смогли её купить.
Главная задача на ближайшие годы – развитие нашей розничной сети. Хотим выйти в регионы, где нас ещё нет, чтобы люди получили доступ к продуктам FORWARD в офлайн-формате.
Второй важный аспект – рост онлайн-продаж. Продукция бренда FORWARD представлена на всех маркетплейсах. Но мы активно развиваем и собственный интернет-магазин.
Видим будущее в совмещении форматов «онлайн + офлайн», поэтому наши магазины в регионах являются пунктами выдачи заказов. Клиент может выбрать и оплатить товар онлайн, прийти в магазин, померить и забрать вещь. А потом, возможно, пройтись по магазину, увидеть и купить что-нибудь ещё.
Мы продолжим развивать корпоративный блок: работу с клубами, федерациями, сборными. Это перспективное направление и серьёзный задел на будущее.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».