Даже вечерние посиделки в соцсетях можно обернуть себе на пользу, если читать не всякую чепуху, а блоги предпринимателей. Другой вопрос – кого именно читать? Мы отобрали интересные и полезные блоги российских людей бизнеса, готовых не только рекламировать свои товары и услуги, но и делиться ценной информацией с начинающими и опытными коллегами.
Самый смекалистый бизнес-блогер всея Рунета Олег Тиньков уже шесть лет назад учил в ЖЖ молодых предпринимателей уму-разуму (в основном, не бояться рисковать), заодно рекламируя свой банк. И сегодня бывший владелец заводов и ресторанов активно работает с аудиторией в соцсетях. Впрочем, если вас не особо интересуют размышления Тинькова по поводу музыки и спорта, перепалки с конкурентами и разного рода маркетинг, на самого бизнесмена можно и не подписываться. Другое дело – видеоролики цикла «Бизнес-секреты с Олегом Тиньковым», где банкир беседует с яркими представителями деловой среды о том, как построить бизнес и не умереть.
Записав полторы сотни интервью, в 2013 году Тиньков остановил этот проект, но с октября 2015 года «Бизне-секреты» были реанимированы. Одни из последних интервью – с владельцем «Альфа-Групп» Михаилом Фридманом, соучредителем сервиса «Кнопка» Эдуардом Пантелеевым, руководителем банка «Точка» Борисом Дьяконовым. Помимо рекомендаций от гостей, в этом блоге можно найти полезные советы от самого Тинькова. Например, о том, где лучше всего учиться предпринимательству, как выбирать сотрудников и что читать про бизнес.
Тот самый бизнесмен, живописно бичующий экономическую политику России на Московском экономическом форуме, стал «звездой Ютуба» разве что для обывателя. Острого на язык и хлесткого в формулировках Дмитрия Потапенко в российском бизнесе знают давно. Управляющий партнер Management Development Group, ранее руководивший «Пятерочкой» и «Каруселью» в ЦФО, отвечавший за продажи и маркетинг в Grundig GmbH и т.д., активно выступает в амплуа защитника интересов отечественного предпринимательства.
Помимо основного бизнеса (операционное управление компаниями, консалтинг), Потапенко учит студентов, ведет семинары и блоги. У него есть персональный сайт, он представлен в соцсетях, его колонки выходят на «Снобе» и «Слоне». Интересные решения в разных областях (ритейл, общепите) можно почерпнуть из аккаунта Дмитрия на Youtube, на странице в Facebook и из его бесед со стартаперами. Например, такой лайфхак: предпринимателям в мегаполисах Потапенко рекомендует набирать удаленный штат в депрессивных регионах – и сэкономить получится, и про мотивацию можно не думать – люди зубами будут держаться за невысокую по московским меркам зарплату.
Основатель клуба предпринимателей «Деловар» (реинкарнация Московского клуба предпринимателей), увы, сегодня всецело занят тиражированием своего проекта в страны и регионы. Поэтому, если и размещает что-то в соцсетях, то, в основном, анонсы мероприятий. Однако, не будем забывать, что Аркадий Лопухов и сам – опытный предприниматель. В 90-х он возил из-за границы электронику и строительный инструмент, а в 2000-х основал компанию «Арлони», производящую текстиль.
Своим опытом Аркадий с 2009 года делится в Живом Журнале, так что начинающим бизнес-деятелям будет весьма полезно перечитать архив публикаций вождя «деловаров».
Для затравки – две замечательные истории от Лопухова: одна – про то, почему образцы не похожи на серийную продукцию, вторая – про нюансы обучения сотрудников (примечание: продолжение поста – в комментариях).
Если вы зайдете на страницу в Facebook или «ВКонтакте», принадлежащую Андрею Кощееву, то найдете скучный блог соседа по лестничной клетке: теннис, новости, семья. А вот если щелкните по тегу #кощеевпробизнес на той же странице или по этой ссылке в Instagram, попадете в сокровищницу советов по бизнесу.
Создателя проекта «Дома вкуснее» (сервис доставляет рецепты и продукты для приготовления вкусных ужинов на 3, 5 или 7 дней) отличает не только любовь к спортивной одежде на деловых мероприятиях, но и подкупающая откровенность. Так, не каждый успешный бизнесмен сознается, что плакал, теряя деньги, а Кощеев – запросто. Метафорично, задорно, весело – про упаковку, маркетинг, зарплаты, социальную ответственность бизнеса и другие важные вещи.
«Хорошие идеи воруют моментально и это прекрасно», «В унитазе рыбы нет. В этом суть таргетирования», «Любой успешный бизнес строится на том, что ты кому-то нравишься, а кто-то тебя ненавидит», «Мотивировать не надо. Надо искать людей с нужными мотивами» - несколько цитат из блога Андрея Кощеева.
Когда-то это был блог книжного магазина «Сила ума», который юный бизнесмен Федор Овчинников открыл в Сыктывкаре. Блог был частью рекламной стратегии: предприниматель рассказывал здесь о своих проблемах, ошибках, открытиях и успехах, подтверждая слова цифрами. Позже Федор завязал с книгами (не сошлись характерами с партнерами), открыл сеть пиццерий нового поколения (технологическая изюминка «Додо пиццы» – их облачная информационная система, благодаря которой все процессы мгновенно отражаются в режиме онлайн), и продолжил вести блог с тем же названием и форматом, но про новый бизнес.
Сегодня историю компании пишет не только Федор, но и члены его команды. Это один из самых увлекательных русскоязычных блогов о бизнесе, которым можно зачитаться как хорошей книгой. Цифры, истории, советы, личный опыт, демонстративная - по-чичваркински - откровенность и готовый учебник по предпринимательству. В общем, читать обязательно. Хотя бы для того, чтобы узнать, удастся ли сети заменить курьеров на коптеров и построить империю из 2500 пиццерий к 2020 году, потеснив американцев и европейцев на их поле.
Основатель группы компаний ABBYY Давид Ян - человек с разнообразными интересами: здоровый образ жизни, образование, технологии. Поэтому, подписываясь на Яна в Facebook, не рассчитывайте получить дистиллированные рекомендации по ведению бизнеса. Однако, подписаться, пожалуй, стоит: создатель FineReader и Lingvo нередко делится полезными инструментами в области IT.
Что касается бизнес-советов от члена жюри «Кубка техноваций» и «Стартапа года», то их стоит искать на Youtube по запросу «Давид Ян» - владелец ABBYY активно участвует в образовательных проектах, общается с предпринимателями и журналистами. Кроме того, есть смысл заглядывать в блог компании – там встречаются дельные советы по PR, инвестициям, нетворкингу. Один самых интересных материалов – «Как назвать компанию по-китайски» - для тех, кому интересны восточные рынки. Блог ABBYY ведут несколько человек, в том числе и Давид. Он, в частности, пишет о том, как найти инвестора для реализации своей идеи, или как правильно собрать команду мечты.
Еще один бизнес-кит из 90-х, уделяющий много времени общению с молодежью – Сергей Выходцев, выпускавший когда-то напиток «Инвайт» («Просто добавь воды!») и быстрорастворимые каши «Быстров». Сегодня он производит «полезные продукты» под брендом Velle, курирует «дорожную карту» по направлению FoodNet Национальной технологической инициативы, инвестирует в стартапы, оценивает их в качестве члена жюри и вообще комфортно чувствует себя в роли ментора.
«Провести два-три вечера после работы с ними (молодыми предпринимателями – ред.) - как глоток свежего воздуха», – признавался Сергей журналу Forbes. Системно Выходцев блоги не ведет, но в сети найдется немало видеороликов с его выступлений. Например, на тему «Как стать миллионером за три года» или «Как выстраивать отношения с партнерами». Чему точно стоит поучиться у Выходцева – так это предпринимательскому нюху.
Предприниматель Сергей Спирин, основавший Центр финансового образования, для продвижения компании в конце 2000-х завел блог под названием «Записки инвестора». В нем Спирин начал подробно рассказывать читателям о том, что такое инвестиции, какие они бывают и с чем их едят. «Записки» стали одним из самых интересных блогов в своей нише: ценные бумаги и металлы, фьючерсы и опционы, акции и дивиденды, мошенники и финансовые аналитики. Блог Спирина дает некоторое представление об отечественном инвестиционном рынке, основных рисках, различиях в подходах с традиционным бизнесом и т.д.
Спойлер: в материале «Камасутра для инвестора» картинок не будет.
ЖЖ челябинского предпринимателя Ильи Коноплева – пример познавательного регионального бизнес-блога. Раньше Илья открывал розничные магазины, сегодня, помимо управления коммерческой недвижимостью, строит фитнес-центр и помогает запускать разные бизнесы в Челябинске. Рассказы о строительстве спортивного центра перемежаются на редкость конструктивными размышлениями о тонкостях предпринимательства. Если вы собираетесь открыть фитнес-клуб – читать непременно. Да и непрофильным предпринимателям (особенно малым и в регионах), маркетологам заметки Коноплева пойдут на пользу.
Из блога Ильи Коноплёва: «Вывеска у нас необычная. Ее необычность заключается в том, что вместе с логотипом федерального бренда мы нарисовали там четыре простых слова: Здоровье, Красота, Сила и Энергия. Эти «банальности» гораздо важнее самого названия фитнес-клуба и вот почему. Здоровье, Красота, Сила и Энергия - это четыре базовые потребности человека в возрасте 25+ после «поесть» и где-то рядом с «денег надо побольше». Эти потребности есть у каждого человека, какая-то больше, какая-то меньше. Вот задумайтесь, у вас какая в приоритете? Одна из них, по-любому. Это потребности, с которыми мы будем работать и ценности, которые мы закладываем в бизнес. Поэтому они крупные и светятся. Это то, ради чего существует фитнес-бизнес вообще».
Московский предприниматель Константин Чулок, занимающийся продажей запчастей для грузовиков, несколько лет ведет увлекательный блог о малом бизнесе, где настойчиво транслирует важную мысль: бизнес, особенно не крупный, – это история не только и не столько про деньги, сколько про свободу. Несмотря на пафос данной формулировки, тексты Чулока напрочь лишены заносчивости и снобизма «больших дядь», зато информативны, психологичны и сдобрены приличной долей иронии. Несомненно, это один из лучших русскоязычных блогов о бизнесе с точки зрения языка. Темы, поднимаемые Константином, касаются большого круга предпринимателей: как улучшить интерфейс сайта, как работать с фрилансерами, зачем ходить на семинары и т.д.
Кстати, о становлении бизнеса Константина Чулока можно почитать в нашем недавнем материале «Запчасти для свободы».
Лучшие блоги российских предпринимателей (часть II).
Как заработать на технологичных шоу и инновационных выставках с участием роботов.
Как заработать на криотехнологиях и идее бессмертия.