В кризис потребительское поведение людей меняется: многие начинают экономить и отказываются от покупки новых вещей, а вместо этого инвестируют в ремонт и восстановление уже имеющихся у них одежды, обуви, техники, предметов быта и т.д. И на этом тренде можно построить успешный бизнес. О том, как в кризисный 2022 год из одной точки выросла крупнейшая в России сеть сервисов химчистки и восстановления обуви, порталу Biz360.ru рассказал совладелец компании Sneaknfresh Александр Долгов.
Александр Долгов, 36 лет, серийный предприниматель из Новосибирска, основатель и совладелец компаний
Laser Love,
«ЧебурекМИ»,
Ultrafor,
Sneaknfresh,
Magma Food,
«Стрижевский». По образованию – антикризисный менеджер. После окончания вуза работал в найме на топ-позициях, пробовал запускать бизнес в Китае. Большинство его нынешних бизнесов развиваются по франшизе. Автор книги «История настоящего предпринимателя», автор и ведущий подкаста
«Тру Бизнес Стори».
Осенью 2021 года я подключился к стартапу моего знакомого – сервису химчистки и восстановления обуви Sneaknfresh. Команда запустила этот бизнес бизнес с нуля. Сначала чистили кроссовки друзей в подвале барбершопа, потом открыли полноценную точку.
Я увидел в этом перспективу: простой бизнес, который можно открыть в любом городе, а значит, его легко можно масштабировать во франшизу. «Упаковали» все процессы за два месяца – и первый партнёр подключился уже через пару недель.
Сейчас Sneaknfresh – это 30 точек по всей стране, и ещё 13 в стадии открытия. Менее чем за год мы стали самой крупной сетью химчистки и восстановления обуви в России, а в феврале 2022 поняли, что выбрали правильную нишу для бизнеса: в любой кризис она не только сохранит стабильность, но и будет активно расти.
Почему? Делюсь цифрами и фактами в этой статье.
У меня в гардеробной стоит много обуви. Перед сезоном её состояние – мягко говоря, не очень. И это проблема, которую я никак не решал. В детстве, когда ходил по грязи, я мыл кроссовки сам. Сейчас мне это не хочется делать, динамика жизни не позволяет.
Конечно, можно отдать обувь на чистку. Но кому? Варианта два:
-
Ремонт обуви. Но в основном это ларьки с непонятным сервисом, сегодня открылся – завтра закрылся. Качество под вопросом.
-
Химчистки. Но с ними прямая ассоциация: это дорого (даже для одежды), да и мелкий ремонт там не сделают.
Вырисовывается парадокс. Машины мы моем, и готовы спокойно отдать за это 1000 рублей, хотя можно помыть самому. Также растёт популярность бытовых услуг – клининга, доставки готовых блюд, реставрации одежды, и это уже никого не удивляет. Сервисы упрощают жизнь, и люди это понимают.
При этом профессиональной чисткой обуви почти никто не занимается, хотя обувь носят все. А что делать, если с ней что-то не так? Выкинул – купил новую? Не сильно практично, особенно в кризис, когда экономический фактор выходит на первый план.
Что сейчас происходит на рынке:
-
Обрушение рубля и высокая волатильность курсов валют.
-
Резкое снижение поставок товаров из-за рубежа.
-
Рост цен на обувь, одежду, технику, продукты.
Как следствие: многие люди будут не покупать новые вещи, а ремонтировать, реставрировать и восстанавливать те, которые у них уже есть.
Для сравнения: новая пара более-менее качественной обуви сегмента масс-маркет обойдётся в среднем в 4-7 тысяч рублей, тогда как средний чек в нашем сервисе – 1500-1700 рублей. И при этом обувь будет выглядеть как новая.
По опыту предыдущих кризисов, в 2022 году объём услуг по ремонту обуви может увеличиться на 20% в денежном выражении, львиную долю заказов при этом составит восстановление ношеной обуви.
Динамика запросов «ремонт обуви» по данным Google Trends с 2004 по 2022 годы:
1. Раньше мы позиционировали себя как сникер-химчистку, теперь – как сервис чистки и ремонта обуви. Причём, у нас можно сделать нестандартные операции – например, ремонт задников или заливку баллонов.
2. Расширяем линейку услуг. В частности, ввели чистку и ремонт сумок и клатчей, а также кастомизацию обуви.
3. Находим новые модели развития. Запустили постаматы, которые размещаем в трафиковых местах. По этому формату можно зарабатывать от 50 000 рублей чистыми в месяц пассивного дохода.
Разработали технологии, которые позволяют убрать все загрязнения ручным методом. И этим технологиям не научишься нигде, это знания, которых нет на рынке.
Наши технологии чистки дают гарантию возврата клиентов – нет лучше рекламы, чем классно оказываемая услуга.
Применяем простые и недорогие инструменты. Мы научились руками быстро и качественно делать то, что другие делают с оборудованием за полтора-два миллиона рублей. Это значит, что мы даём новым партнёрам низкий порог входа в сеть и возможность запустить бизнес с небольшими вложениями по сравнению с другими компаниями на рынке.
Работаем на продуктах собственного производства. Мы собрали всё, что производят на рынке, разобрали составы и вывели продукт, на котором будет комфортно работать. Уменьшили расход, сделали шампунь более концентрированным, чтобы лучше выводились пятна. Делаем его в России, на отечественном сырье, что даёт более низкую цену готового состава.
Кроме средств для чистки продаём салфетки для обуви, шнурки, пену для поверхностной чистки. Так мы не только повышаем средний чек, но и увеличиваем узнаваемость бренда – оставляем продукцию в барбершопах, шоу-румах и прочих местах, которые посещает целевая аудитория.
-
Если вы будете предлагать продукт/услугу, который позволит людям экономить, а не тратить деньги и время – вы точно заработаете.
-
Выиграет тот, кто быстро адаптируется к потребностям рынка и кризисным условиям: новые услуги, форматы, изменение прайса.
-
В кризис в плюсе те, кто работает в составе большой сети с сильной управляющей компанией.
-
Пока деньги совсем не обесценились, их нужно вкладывать в проекты, которые приносят новые деньги.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».