Огромные завалы старых неразобранных фотографий в компьютере – обычная ситуация для большинства любителей фотографироваться и фотографировать. Систематизировать фото сразу мало кто практикует, удалить их рука не поднимается, а на кропотливую работу по сортировке обычно нет времени. Столкнувшись с такой же проблемой, москвичи Виктор и Наталья Курастиковы придумали бизнес – систематизировать чужие фотоархивы за деньги. О том, как помочь людям расчистить свои фотозавалы и заработать на этом, супруги Курастиковы рассказали Biz360.ru.
Виктор Курастиков, 31 год. Закончил Академию труда и социальных отношений (специалист по PR). На протяжении 10 лет работает в рекламной сфере в качестве копирайтера. Наталья Курастикова, 39 лет. Закончила Самарскую государственную экономическую академию (факультет бухучёта и аудита). Работала бизнес-тренером в компаниях Deloitte и PWC. В последние 5 лет – домохозяйка, воспитывает ребенка. Одновременно уже более года занимается SMM, ведёт несколько проектов в Facebook и Instagram, организовывает концерты для мам с малышами (проект «Вместе с мамой»). В 2015 году семья Курастиковых запустила собственный бизнес-проект
«Разберём фото».
Идея проекта «Разберём фото» появилась у Виктора и Натальи Курастиковых в процессе изготовления очередного семейного календаря. На Новый год Виктор с супругой дарят своим родителям календарь с фотографиями своего сына Арсения (сейчас ему 5 лет). Подарок идёт «на ура», и каждый год бабушки и дедушки ждут его с большим нетерпением.
Вот только изготовление такого календаря каждый раз требует серьезных усилий и, как минимум, неделю времени. Наталье и Виктору приходилось разбирать десятки гигабайт фотографий, которые накапливались за год, чтобы отобрать для календаря лучшие из них.
В начале 2015 года после очередного «новогоднего разбора» тысяч фотографий, супруги подумали, что с такими же сложностями сталкиваются, скорее всего, не только они. Почти у всех людей, увлекающихся фотографией, компьютеры забиты гигабайтами снимков, и мало у кого доходят руки, чтобы расчистить эти «завалы». Поняв, что услуга по разборке фотоархивов может стать бизнес-идеей, Виктор с Натальей начали искать варианты ее реализации.
Проведенное мини-исследование рынка показало, что подобных предложений на тот момент не существовало. Всё, что удалось найти – статьи или инструкции, написанные фотографами, которые объясняли людям, как разобрать фотографии самостоятельно: отобрать лучшие снимки, удалить неудачные кадры, рассортировать фото по папкам, составить каталог и так далее.
«Конкурентов у нас не было и до сих пор нет. Но, как показывает практика, этот фактор является не только плюсом, но и минусом. Фактически это означает отсутствие рынка в данной нише. Когда люди слышат о том, чем мы занимаемся, идея почти всем нравится. Но не все готовы сразу отдать нам свои фотографии, так как многие не понимают, что получат на выходе. Поэтому нам приходится фактически с нуля создавать этот рынок, готовить аудиторию к новому продукту и искать клиентов», - рассказывает Виктор.
От появления идеи бизнеса до начала работы проекта «Разберём фото» прошло около полугода. На начальном этапе обдумывания концепции Виктор не мог уделять достаточно времени новому проекту из-за занятости на основной работе. Но когда работу пришлось покинуть, у него появилось время на запуск собственного сервиса.
Созданием сайта он занимался самостоятельно. Для этого Виктор воспользовался конструктором сайтов Wix. Затем купил домен, на который выгрузили и подключили сайт.
Остальные расходы на запуск включали в себя покупку телефона и подключение телефонного номера. Программа для производства фильмов из фотографий была куплена ранее. Наталья уже некоторое время увлекалась их производством, и супруги несколько раз дарили фильмы из фотографий друзьям и родственникам. Все начальные вложения в проект на момент старта составили не более 10 000 рублей, не считая затрат на программу для производства фильмов.
Наполнением сайта Виктор - профессиональный копирайтер - и его супруга занимались самостоятельно. Описать свои услуги на сайте они постарались максимально просто, но при этом достаточно подробно и с наглядными примерами.
Первый заказчик появился в конце сентября 2015 года, через несколько дней после запуска сайта и создания группы в Facebook. А дальше начало срабатывать «сарафанное радио». Первые клиенты были довольны и рассказывали о проекте «Разберём фото» своим друзьям и знакомым.
Клиент, желающий разобрать свои «фотозавалы», загружает фотографии на любой из облачных серверов и присылает Курастиковым ссылку на свой архив. Также возможен вариант, при котором к заказчику приезжает курьер и перебрасывает фото на свой носитель или забирает носитель клиента. Затем клиент оплачивает заказ (наличными курьеру или переводом денег на карту), и через 3-4 дня получает отобранные лучшие фото из своего архива.
Сколько фотографий будет в результате отобрано, зависит от их качества и уровня мастерства фотографа. Вначале создатели проекта планировали установить конкретную цифру фотографий на «выходе». Но на практике оказалось, что эта идея неосуществима. Иногда каждая вторая фотография оказывается хорошей – и с точки зрения качества, и эстетически. Бывает и наоборот: у клиента огромное количество фотографий, но с технической или художественной точек зрения отсеиваются около 80% из них.
Некоторые цены на услуги сервиса «Разберём фото»: разбор 2 Гб фотографий – 1500 рублей, производство фотокниги или фотоальбома – от 100 рублей за разворот, фотокалендарь – от 500 рублей, фотофильм (до 5 минут) – 1500 рублей.
На этом этапе Виктор и Наталья принимают в среднем 2-3 заказа в неделю. Такого объема работы, с которой они бы не смогли справиться вдвоём, у них пока не было. Но со срочными заказами они уже сталкивались. «Клиент обратился к нам за день до события, к которому он хотел сделать подборку фото. И нам потребовалось разобрать фотоархив и смонтировать фильм всего за один вечер. Пришлось поднапрячься, но мы успели. Это был сложный и напряженный проект, но в результате клиент остался доволен», - вспоминает Виктор.
Основным источником клиентов для Виктора и Натальи Курастиковых является Facebook, где у проекта «Разберём фото» есть группа. Там выкладываются примеры работ, различные тематические материалы по фотографии, фотоподборки на тему материнства и детства, шутки на тему фотографии – всё то, что может быть интересно целевой аудитории. Пара пока не занималась продвижением и оптимизацией сайта проекта
«Пока что мы пробуем рекламироваться в Facebook. Именно там мы видим нашу аудиторию – более зрелую и платежеспособную, чем в других соцсетях. Как показывает практика, аудитория «ВКонтакте» помоложе, и люди туда всё-таки за другим приходят. Наша задача на ближайшие полтора-два месяца – начать продвижение в Instagram. Это современный и, как показала практика других бизнесов, эффективный инструмент», - считает Виктор.
Основатели проекта «Разберём фото» справляются со всеми заказами самостоятельно. Супруги взаимозаменяемы, и все их обязанности так или иначе пересекаются. Но разделение труда всё же есть. Всю техническую работу взял на себя Виктор: это разбор фотографий, монтаж, создание фильмов, ведение сайта, техническая часть. Наталья занимается общением с клиентами, ведением группы в Facebook, а в перспективе – и в Instagram. Также она по мере сил участвует в сортировке фотографий и производстве фильмов.
Необходимости в привлечении специалистов со стороны у супругов Курастиковых пока нет. Но бывает, что им звонят люди и предлагают свои услуги по разбору фотоархивов. Таким образом, на них вышло трое потенциальных сотрудников.
«Они заинтересовались проектом и сказали, что хотели бы с нами работать. Для будущих кандидатов на позицию «сортировщика» я уже подготовил тест. Нам важно понимать, сколько времени это у них будет занимать и насколько наши «творческие взгляды» совпадают», - говорит Виктор.
Для семьи Курастиковых вопрос ценообразования оказался одним из самых сложных. Так как рынок подобных услуг ещё не сформировался, паре пришлось действовать фактически «на ощупь».
При запуске проекта Виктор и Наталья решили создать на сайте «калькулятор стоимости», чтобы люди могли вводить количество и объем фотографий, и на выходе получать цену своего заказа. Но эта схема показалась паре слишком сложной, и от неё было решено отказаться. Поэтому Курастиковы установили цену, которую посчитали логичной – 1000 рублей за 2 гигабайта (далее – Гб) разобранных фотографий. При выборе цены исходили из того, чтобы она не отпугивала клиента, и чтобы время, затраченное на работу, себя окупало.
После Нового года супруги решили поднять цену до 1500 рублей за 2 Гб. По признанию Виктора, жалоб на слишком высокие цены они ещё не получали ни разу, клиентов цена устраивает.
«Единица измерения» в 2 Гб была выбрана также исходя из логики. Если у человека меньше 2 Гб снимков, то, скорее всего, он не будет обращаться за помощью в разборе фотографий. Заказов «минимального» объёма Виктору и Наталье не поступало ни разу. Присылаемые на сортировку «пакеты» фотографий обычно весят от 3-4 Гб.
Фотографии могут быть разного размера: от 0,5 до 5-6 мегабайт каждая. Поэтому время работ для разбора 2 Гб фото может сильно различаться. Объем в 2 Гб могут занимать как 300-400, так и 1500-2000 кадров. Если у клиента большой заказ, ему предлагаются специальные условия. Подобные моменты периодически освещаются на странице проекта в Facebook.
«У одной клиентки было столько фотографий, что нам пришлось к ней ехать домой, потому что она не могла собрать снимки со всех своих носителей. У неё трое детей, и разбором фоток ей физически некогда было заниматься. Мы переписали у неё на жесткий диск порядка 40 Гб фотографий. Конечно, дали скидку за объём порядка 30%. Так что этот заказ был интересен и нам, и ей», - вспоминает Виктор.
Клиентами «сортировщиков» являются фотографы-любители, снимающие на «мыльницы», полупрофессиональные камеры либо на смартфоны. Пользователи подобных устройств и являются целевой аудиторией проекта.
Большинство пользователей сервиса – семейные люди с детьми. В первую очередь это мамы, которые из-за нехватки времени не могут самостоятельно разобраться со своими «фотозавалами».
Почти во всех случаях заказчики оставались довольны работой сервиса. Лишь однажды клиент предъявил претензии к качеству разбора фотографий, но в итоге этот вопрос удалось уладить.
Ещё в одном случае недовольство заказчика касалось фильма, сделанного на основе его снимков. «Тогда мы чуть-чуть запутались и неправильно поняли клиента, - признаётся Виктор. – В любом случае, нам важно слышать все мнения, чтобы развиваться и становиться лучше. Нам важна любая обратная связь, и мы стремимся её получать. Есть уже и масса положительных отзывов, которые мы или сами довольные клиенты размещают в группе в Facebook».
Неожиданно для себя Наталья и Виктор уже в первые дни работы проекта вышли на международный уровень. Разобрать свои фотоархивы им доверила русскоязычная школа в Испании. Заказчики из российских регионов также встречаются, но своим основным рынком создатели проекта считают Москву и Санкт-Петербург. Клиентам из регионов супруги рады, однако прилагать целенаправленные усилия по их привлечению не планируют.
«Один бизнес-специалист обратил наше внимание, что для регионов, если мы будем расширяться, цена может быть высоковата, - рассуждает Виктор. - Но нас это пока не очень пугает. Нам кажется, что в целом в регионах люди «работают» с фотографией меньше, чем пользователи соцсетей в столицах. Целенаправленный выход на регионы – пока сложный вопрос. Сейчас мы работаем с клиентами из других городов, только если они сами на нас выйдут».
Супруги Курастиковы делали презентацию своего сервиса «Разберём фото» для экспертов бизнес-инкубатора Высшей школы экономики. Специалисты в области бизнеса оценили проект как перспективный, и дали несколько рекомендаций по его развитию.
Одной из основных услуг, связанных с фотографией, является обработка фото. На данном этапе создатели проекта «Разберём фото» осознанно от неё отказались. Затраты времени и усилий на обработку изображений в Photoshop несоизмеримо выше, чем на их сортировку. Но в перспективе супруги Курастиковы планируют добавить подобные услуги в свою линейку. Для этого они будут привлекать дизайнеров.
«Когда мы продумывали этот проект, нам показалось, что он хорошо масштабируется. Фотография – современный, модный и универсальный язык общения, который в интернете суперпопулярен. Соцсети – прямое свидетельство этого. В наших сказочных розовых мечтах мы видим, как наша идея может работать за рубежом. Если мы переведём сайт на английский язык, он станет понятным для всего мира. И мы сможем находить себе как клиентов, так и сотрудников в любых уголках планеты», - делится планами Виктор.
В планах супругов также начать сотрудничество с купонными сервисами – ресурсами, которые занимаются продажей скидочных купонов на товары и услуги.
Как построить бизнес на любви к фотографии.
Как устроен сервис по удалённому заказу фото.
Как заработать на видеоуроках для школьников.