Франшиза или собственный бизнес – для многих людей, мечтающих о предпринимательстве, это один из важнейших вопросов. В каждом из подходов есть и преимущества, и недостатки. Стоит ли развивать чужой бизнес как франчайзи или попытать счастья и построить свой бренд? О том, как разобраться, какой вариант подходит именно вам, порталу Biz360.ru рассказала основатель маркетингового агентства PRO M8 Регина Яковлева.
Регина Яковлева – основатель маркетингового агентства PRO M8. До запуска собственного бизнеса возглавляла направление маркетинга в Mercedes-Benz Financial, в зарубежных стартапах и в российских проектах. Агентство PRO M8 специализируется на разработке и внедрении маркетинговых стратегий, маркетинговых исследованиях и запусках стартапов.
Часто людям кажется, что запустить небольшой бизнес довольно легко, тем более в формате франшизы. Вложил деньги, получил атрибуты бренда – и начал зарабатывать. На самом деле, прежде, чем это сделать, надо понять, какой релевантный опыт у вас есть. Знакома ли вам конкретная ниша, работали ли вы в ней, насколько она вам лично интересна? Франчайзер помогает закрыть многие вопросы – маркетинговое продвижение, дизайн торговых точек, сильный бренд и т.д., но он не сможет повлиять на личные качества самого франчайзи.
Франшиза, тем более с небольшой суммой входа, это чаще всего маленький бизнес, который требует глубокого вовлечения в работу. Именно на франчайзи будет лежать вся операционная часть: от решения сотен сиюминутных задач до закупки материалов и найма персонала. Если человек не имеет такого опыта, ему придется во всё вникать и тратить массу собственных ресурсов при ненормированном графике работы. И если на старте нет уверенности, что инвестор сможет работать в таком формате, возможно, ему не стоит начинать бизнес, а лучше поискать работу в найме с понятным графиком и минимумом ответственности.
Но если опыта нет, а есть желание и готовность глубоко вникнуть в тему и приобрести полезный предпринимательский опыт, то франшиза поможет сделать это с относительно минимальным уровнем риска.
Бизнес – не важно, по франшизе или нет – это, прежде всего, экономическая обоснованность. Вряд ли стоит открывать дорогой ресторан или ювелирный бутик с уникальными украшениями в рабочем городе на 50 тысяч населения. А вот открыть продуктовый магазин в формате «У дома» или пункт выдачи заказов – вполне возможно.
Поэтому ещё один вопрос, ответ на который нужно найти – какая франшиза может быть востребована в том населённом пункте, где вы живёте. Наиболее популярные франшизы связаны с такими нишами, как общепит, ПВЗ, розница, а также различными направлениями сферы услуг, включая образовательные (например, компьютерные школы или развивающие детские клубы).
Важно понимать, насколько высока востребованность в конкретной нише в вашей локации, насколько велика конкуренция, есть ли потенциал для работы с этой конкретной франшизой.
В отличие от собственного бизнеса, где нужно самостоятельно разбираться со всеми вопросами, франшиза предполагает формат взаимовыгодного сотрудничества. Но не все франчайзеры одинаково внимательны к своим партнёрам. Нельзя исключать ситуаций, когда головная компания предоставляет базовый комплект услуг для работы, после чего даёт франчайзи полную свободу действий, не оказывая никакой поддержки. У других, напротив, эффективная служба заботы, которая помогает разобраться в любых ситуациях.
Самый надёжный способ выяснить, как работает взаимодействие во франшизе, которую вы выбрали – провести собственное исследование. Можно в качестве тайного покупателя самому позвонить в головной офис и задать вопросы, послушать, как отвечают на них, каким тоном и фразами – общими словами или действительно идут на диалог и готовы сразу включиться в работу.
Также необходимо найти тех, кто уже открыл бизнес в этой сети. Стоит сходить на уже открытые точки, посмотреть, как там всё устроено, отличаются ли они между собой. Пообщайтесь с самими предпринимателями, чтобы понять, как реально происходит взаимодействие, есть ли помощь от франчайзера, проводятся ли обучающие мероприятия.
Хороший инструмент – каталог франшиз, при помощи которого можно сравнить бизнесы на основе сухих цифр: сколько лет работает компания, какой охват, насколько востребована в регионах, насколько динамично развивается. В отличие от сайтов, где могут быть только красивые слова, и форумов, где только негатив, каталог позволяет беспристрастно взглянуть на сети и сравнить их в рамках одной ниши или направления.
Очень важная вещь – условия работы с точки зрения инвестиций. Нужно на старте трезво оценивать размер паушального взноса и роялти. Нужно посмотреть заранее договор коммерческой концессии, чтобы понимать все нюансы и риски.
Как и у любого другого явления у франшиз есть свои плюсы и минусы. Один из главных недостатков франшизы, по мнению многих предпринимателей – невозможность реализовать собственные планы, идеи, концепции. Франчайзи всегда будет ограничен чужой бизнес-моделью и правилами.
Но и плюсов немало, главные из них – раскрученный бренд, отработанные механизмы работы, сниженные риски, меньшие затраты на продвижение, проверенная бизнес-модель. Пожалуй, это лучший способ «купить» опыт для создания в перспективе своего дела (если такое желание есть). В формате франшизы можно наработать навыки операционного управления бизнесом, разобраться в процессах и нюансах – и уже потом адаптировать этот опыт к любому своему проекту. А можно просто масштабироваться в рамках этой же франшизы и открывать новые точки. Вероятно, толерантность к риску, более лояльные требования к начальному опыту, тусовка предпринимателей и системы обучения во многом объясняют растущий интерес к этому формату даже в кризисных условиях.
Возможна и «гибридная» модель: вы можете иметь собственный бизнес, где являетесь боссом, и при этом в другом проекте работать в рамках известного бренда. Но прежде чем идти дальше, необходимо ответить на важный вопрос: вы индивидуальный или системный предприниматель? Можно сформулировать иначе:вы хотите начать бизнес или владеть бизнесом?
Некоторые люди любят запускать что-то новое. У них есть уникальное видение, и они хотят воплотить его в жизнь, создавая не только новый продукт или услугу, но и команду, которая его поддерживает, и систему, которая его реализует. Если это то, о чём вы мечтаете, то франчайзинг, вероятно, вам не подходит (если только вы не планируете разработать собственную концепцию франчайзинга и вывести её на рынок).
Но если вы просто мечтаете управлять и владеть бизнесом, в котором ваша ежедневная цель – повышение прибыльности, роста, масштаба и влияния, то вы можете стать отличным франчайзи. Модель франчайзинга ориентирована именно на операции и продажи. Владельцы такого бизнеса обязаны следовать правилам и стандартам работы бренда. Это не просто вопрос командности игрока – эти стандарты часто имеют решающее значение для бизнеса.
Давайте рассмотрим этот вопрос более предметно. Допустим, Виталий запустил свой стартап, а Аркадий купил франшизу. И оба они уже успешно работают какое-то время на рынке…
…Сегодня Виталий столкнулся с проблемой оборудования и расходных материалов, ему пришлось потратить время и деньги на то, чтобы найти компании, у которых была нужная ему продукция, подписать с ними договор, организовать поставку. Помимо этого, ему пришлось разрабатывать схему внедрения нового оборудования и организовать обучение сотрудников.
А потом в кабинет залетел маркетолог и предложил новую стратегию маркетингового развития, она казалась привлекательной, но для её реализации нужно найти и подключить опытных специалистов, которые смогли бы воплотить эту идею в жизнь.
Модернизированная маркетинговая стратегия привела к идее вывода нового продукта на рынок. Виталию пришлось собирать команду, которая смогла бы протестировать и реализовать задумку. Мозговой штурм продолжался несколько часов.
К концу дня Виталий решил помониторить интернет, узнать что происходит в отрасли, вдруг упустил что-то важное, что поможет в работе, подсмотреть направление движения, общее настроение…
…У Аркадия день с утра тоже не задался, необходимо было заменить оборудование, хоть и не по своей воле, так решила управляющая компания. Естественно, ему пришлось вложить в это финансы, но организацией процесса активно занимался франчайзер. Аркадий только подписал документы и распечатал все необходимые инструкции для персонала.
Позже Аркадию пришлось изучить сопутствующие материалы для поддержки новой рекламной кампании, которую решил запустить франчайзер. Он проанализировал все условия рекламной кампании и адресовал вопросы франчайзеру.
Во второй половине дня Аркадий запланировал встречи с постоянными клиентами, дабы из первых рук узнать настроение, получить обратную связь по новому продукту и передать потом эту информацию далее в работу.
А вечер Аркадия закончился корпоративным собранием, организованным франчайзером, на котором обсуждались результаты, разбирались ошибки и озвучивались новые планы…
-
Каковы мои личные цели? Когда вы сузите свои возможные желания и представления до конкретных целей, вы быстрее сможете осознать, какой тип бизнеса вам подходит.
-
В какой сфере я хочу иметь бизнес? Как только вы почувствуете определённость в своих отраслевых предпочтениях, будет легче найти решение, которое соответствует вашим интересам.
-
Какую роль я хочу играть в бизнесе? Будьте реалистичны в отношении того, насколько глубоко вы хотели бы участвовать в бизнесе. Во многих франшиза вы скорее будете выполнять роль руководящего сотрудника, чем хозяина бизнеса.
-
Каковы мои сильные стороны? Если владелец бизнеса должен точно чувствовать специфику и тренды своей сферы деятельности, то франчайзи не обязательно быть экспертом во всём.
-
Каков мой инвестиционный бюджет? Как правило, изначально франшиза обходится дороже, чем собственный бизнес – требуются не только инвестиции в аренду, зарплату, материалы, продукцию, но и весомый паушальный взнос.
Не существует универсального ответа на вопрос, что лучше: независимое владение бизнесом или франчайзинг. Решение должно основываться на ваших индивидуальных целях, опыте, терпимости к риску и уровне контроля, который вы хотите осуществлять над бизнесом.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».