Елена Лузина открыла собственное дело в 2003 году: её туристическая компания одной из первых стала продавать туры на Урал в России и за рубежом. Дело развивалось, было любимым и прибыльным: на счету компании 150 маршрутов, она приняла 85 000 туристов, имела ежемесячный оборот свыше миллиона рублей. Фирма пережила несколько кризисов, но 2020-й год оказался самым тяжёлым: рынок встал, образовались долги. Тогда Елена решила заняться бизнесом, который бы не зависел от внешних обстоятельств – и открыла фирму по электромонтажу. О том, как не опустить руки из-за неудач, Елена Лузина рассказала порталу Biz360.ru.
Елена Лузина – 47 лет, предприниматель из Екатеринбурга, основатель туристической фирмы
«Урал Лайн Тур» и компании по электромонтажу
«Мастер». Образование: факультет иностранных языков Уральского государственного педагогического университета; также прошла президентскую программу бизнес-школы УрФУ, имеет степень МБА. С 1999 года работала в найме в турагентстве, в 2003 году открыла свою турфирму, а в 2020 году из-за кризиса в сфере туризма сменила сферу деятельности, открыв компанию по электромонтажу.
2019-й год был для моей фирмы «Урал Лайн Тур» очень успешным: компания генерировала миллионные обороты, заняла первое место по Уральскому федеральному округу во Всероссийском конкурсе «Экспортёр года», выиграла тендер на туры для иностранных туристов в Россию, участвовала в специализированный выставке в Берлине.
Поэтому в 2020-й год мы смотрели с оптимизмом: в феврале были вложены существенные деньги в турвыставку в Риге, строились большие планы на новые рейсы Екатеринбург-Рига от АirBaltic, в марте даже успели принять туристов. А потом началась пандемия…
Фирма осталась без продаж, зато с долгами и обязательствами. И не только в бизнесе, поскольку в разгаре было строительство моего собственного дома. Я осталась вообще без денег, сначала была в отчаянии, но потом вспомнила уроки в бизнес-школе – и стала думать, на чём ещё можно заработать.
Опыт со стройкой дома навёл меня на мысль, что людям всегда нужна электрика: и во время строительства, и во время ремонта, и в моменты ЧП. В общем, это бизнес, который не зависит от внешних обстоятельств. Так что я решила заняться электромонтажом. Идея пришла мне чисто случайно, долгого анализа вариантов не было. Да и времени на это – тоже. Надо было действовать.
Первое знакомство с темой электромонтажа для меня началось ещё на стройке, поскольку приходилось вникать в работу электриков, чтобы контролировать их работу. А дальше пришлось всё быстро осваивать по ускоренной программе: изучала форумы в интернете, читала материалы на специализированных сайтах.
В марте 2020 зарегистрировалась на разных площадках («Профи.ру», YouDo и др.), чуть позже сделала и собственный сайт. Для того, чтобы купить оборудование, пришлось заложить недостроенный дом.
Покупка оборудования была самым существенным вложением: нужно было приобрести несколько штроборезов, перфораторов, строительные леса. И ещё машину для бригады, которая бы возила оборудование и выезжала на заказы.
Сначала у меня работал один электрик, поэтому начинали с небольших заказов. Самым первым, например, был монтаж видеокамеры в квартире. Постепенно набралась бригада до шести человек.
Конечно, как и в любом деле, хороших специалистов надо ещё поискать. Бригада формировалась полтора года, из первого состава со мной сейчас работает только один человек. Чтобы найти приличных людей, мне пришлось пройти все круги ада. Искала кадры по всем каналам: hh.ru, «Работа.Ру», «Зарплата.Ру», «Авито».
Честно говоря, именно общение с электриками и было самым сложным после турбизнеса. Это не вежливые иностранные туристы – электрики могут запить, не выйти на объект, украсть оборудование. Всё это мы проходили. В общем, новый бизнес постигала опытным путём, методом проб и ошибок. На теоретическую подготовку времени не было.
Сегодня, спустя два года работы, на счету у компании почти 140 выполненных заказов, как от компаний, так и частных лиц.
Завоевать доверие клиентов помогает несколько вещей. Во-первых – имя. Я предлагаю услуги от своего лица, под свою ответственность. Меня многие знают в Екатеринбурге, я публичный человек.
Кроме того, в электротехнике женщин практически нет, поэтому, когда звонят клиенты, а их консультирует девушка, а не мужчина, это впечатляет и запоминается. К тому же я сама приезжаю на замеры.
Но главное – опыт в турбизнесе очень помог нащупать правильный подход к людям. Я сделала клиентоориентированность и коммуникации нашей фишкой. Обычно электрики вообще особо не общаются с заказчиками. Приехали, назвали стоимость и сроки – и всё. А почему такая цена, из чего она складывается, можно ли сэкономить или наоборот – никто не объясняет.
Я же трачу время на смету и объяснения клиенту, за что он платит, какие есть варианты. Да, так работать сложнее. Но это клад в репутацию. И он себя оправдывает.
Конечно, с точки зрения прибыльности, электромонтаж – это не въездной туризм, но это дело два года меня кормит. И в течение 1,5 лет я исправно исполняла все кредитные обязательства.
Что касается турбизнеса, то он сейчас замер, но ещё не умер. Хотя все федеральные проекты по внутреннему туризму и «поддержка» пока не рабочие. Взять, к примеру, проект «Туристический код города»: пошёл пятый месяц, но нет алгоритма работы, и 700 муниципалитетов находятся в подвешенном состоянии.
Но люди всё равно обращаются, и я сохраняю бизнес, как могу, максимально уменьшая расходы. Уже отработаны две мини-группы в апреле, намечаются клиенты на май и июнь. Это всё, конечно, российские туристы. Я сама бронирую и сама езжу гидом.
После начала событий на Украине опять пришлось экономить на всём. Почти все брони, сделанные на март-сентябрь, снялись. Мы только выбрались из ковида, а тут вот это. Снова не стало денег, поскольку для электромонтажных работ ещё не сезон. Мы не могли брать другие объекты, так как наш контракт на оборудование газпромовских заправок сдвигался – из-за спецоперации задержали поставку оборудования.
Вот такая сложилась ситуация: людям зарплату платить надо, а брать новые объекты нельзя. Поэтому в марте я закрыла офис «Урал Лайн Тур», так как оплачивать всё это накладно, и оборудовала рабочее место дома. Ещё продала свой «Ауди» и купила подержанную машину попроще. А в конце марта я нашла себе третью работу – пошла наёмным сотрудником в агентство недвижимости.
-
Нужно складывать яйца в разные корзины.
-
Если постараться, даже новый игрок может быстро занять нишу на рынке.
-
Если ситуация ухудшается, не надо ждать быстрого улучшения. Скорее всего, дальше будет только хуже.
-
Надо уметь быстро принимать решения и быстро их реализовывать.
-
Никогда нельзя сдаваться.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».