Любой бизнес по мере его развития претерпевает разного рода изменения. Проект Clean Clinic за три года кардинально поменялся как минимум дважды. Искать новые возможности и варианты развития заставляют меняющийся потребительский спрос и сложная экономическая ситуация. О том, как реагировать на неудачи и трансформировать свой бизнес, порталу Biz360.ru рассказал Тимур Исламов, основатель сети клиник Clean Clinic.
Тимур Исламов – 46 лет, основатель сети клиник детокс-терапии Clean Clinic. Имеет высшее педагогическое образование. Занимался общественной деятельностью, лауреат международной премии «Красная лента», вручаемой ООН за особый вклад в борьбу с ВИЧ/СПИД. Сеть клиник детокс-терапии Clean-Clinic основал в 2020 году. Заведения специализируются на инфузионной терапии – виде лечения, при котором в кровь с помощью капельниц вводятся различные растворы определённого объёма и концентрации. Сеть представлена в 38 российских городах.
Мой бизнес начался с создания наркологической клиники в Набережных Челнах. Инвестиции в её открытие составили 2,5 миллиона рублей. Однако пандемия COVID-19 принесла неожиданные трудности, и пришлось изменить нашу концепцию. Обычная наркологическая клиника уже не отвечала вызовам рынка. Многим людям потребовалось восстановиться после ковида, и мы решили перепрофилироваться в первую клинику в России с монопродуктом – капельницами.
Привлекли учёных, маркетологов и разработали 12 внутривенных коктейлей. Мы смогли заработать свыше 300 000 рублей в первый месяц работы, и это вдохновило нас на дальнейшие достижения. Решили упаковать нашу модель во франшизу и начать создание сети клиник.
Помощь от знакомых из компании, специализирующейся на юридическом оформлении франшиз, показалась идеальным решением. Однако впоследствии мы столкнулись с неприятным инцидентом, когда все наши документы были украдены, а наш бренд скопирован и сейчас продаётся под другим названием.
Когда мы только зарегистрировали торговую марку Clean Clinic, то разместились в каталогах франшиз и наладили трафик. За первые пару месяцев получили 4000 заявок на покупку франшизы. Вскоре наши партнёры работали в 38 городах России и Казахстана. Но события в Украине поставили перед нашим бизнесом новые вызовы.
Вызов №1: мы лишились канала привлечения клиентов. После запрета в России Instagram все наши проекты, даже лидеры сети, начали испытывать проблемы с обращением пациентов. С этим столкнулись и другие компании из сферы здравоохранения, но нам не было от этого легче.
Капельницы – «инстаграмный» продукт, ни одна соцсеть не обладает способностью формировать рынок как Instagram (принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена). После его запрета наша аудитория «растеклась» по разным соцсетям, и искать её стало в разы сложнее.
В 2023 году мы закрыли несколько проектов, а большинство открытых клиник сейчас испытывают проблемы с продажами, работая «в ноль» или «минимальный плюс». Однако некоторые проекты успешно выполняют финансовые планы, например, партнёр в Томске зарабатывает не меньше 500 000 рублей в месяц даже в плохие времена.
Вызов №2: снижение интереса со стороны потенциальных партнёров. Во время запуска нашего проекта мы получали огромное количество заявок – до 4000 в месяц. Это было просто невероятно. Но неопределённость в стране привела к снижению активности инвестиций со стороны россиян. Вместе с запретом самых популярных соцсетей и отключением монетизации в сервисах Google стоимость рекламного трафика подскочила, а рынок франшиз просто обрушился.
Мы получали не более 100 заявок в месяц. Это было настоящее испытание для нашего бизнеса. Количество сделок на приобретение франшиз упало в три-четыре раза, а мы не успели развить проект до такого уровня, чтобы получать достаточно роялти. Всё оказалось под угрозой – в том числе само существование нашей управляющей компании.
Мы вновь поняли, что необходимо изменить нашу стратегию. Стало понятно, что мы больше не можем полагаться только на франшизу и привлечение пациентов через социальные сети. Мы решили оказывать консультационные услуги предпринимателям, желающим открыть собственные клиники или косметологические кабинеты.
Сегодня мы – не только сеть клиник, а ещё и консалтинговая компания. Весь наш путь, полный испытаний и ошибок, научил нас ценным урокам:
-
Предпринимателю важно быть гибким и адаптировать свой бизнес в быстро меняющейся бизнес-среде.
-
Нужно не складывать «все яйца в одну корзину», а постоянно находить новые возможности для расширения нашего бизнеса.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».