В тревожные времена спрос на товары и услуги для душевного равновесия и гармонии тела растёт. Но это не значит, что продавцы этих товаров пребывают в спокойствии. Они, как и предприниматели из других сфер, зависимы от покупательской способности аудитории, иностранных поставок и логистических цепочек. О том, как магазин товаров для йоги и духовных практик справляется с трудностями последнего года, порталу Biz360.ru рассказал Олег Свечкин, основатель компании RamaYoga.
Олег Свечкин – основатель и владелец компании RamaYoga. Окончил МЭСИ, кандидат экономических наук. В бизнесе – более 14 лет, из которых 11 работает на рынке товаров для йоги. Для продаж компания RamaYoga производит большую часть товаров самостоятельно, чтобы контролировать их качество. Оборот – более 100 млн. рублей в год.
Рост на фоне пандемии
В России фитнес-йога является одним из наиболее популярных направлений физической активности. Она доступна для людей практически всех возрастов и уровней подготовки. В период с 2015 по 2019 год объём рынка йоги в России увеличился в 1,4 раза – на 10,7 млрд. рублей, и составил 38,5 млрд. рублей.
В коронакризис в постоянную практику многих людей вошли домашние тренировки, актуальными они остаются до сих пор. Йога, занятия которой не требуют много места и специального оборудования, получила дополнительную популярность. В период пандемии мы наблюдали всплеск продаж примерно в четыре раза, это происходило потому, что спортзалы и фитнес-центры закрылись и люди начали заниматься дома.
Наша выручка за 2020 год составила 143 млн. рублей, на 20% больше по сравнению с предыдущим годом. И после окончания карантина спрос на товары для йоги не упал: забота о себе, «мягкое» воздействие на организм и философия «относись к себе бережно» прочно вошли в нашу жизнь.
Ситуация в Украине и наступивший за ними кризис привели к экономическим санкциям, резкому росту цен на многие товары и сбоям в цепочке поставок. Всё это спровоцировало инфляцию и повлияло на мировой рынок.
У нас март 2022 года был достаточно стабильным по продажам, но дальше они начали снижаться. Новые логистические цепочки довольно ощутимо ударили по ценам. Покупательское поведение тоже изменилось: люди стали чаще задумываться о крупных покупках, например, недвижимости, и экономить на товарах для повседневного использования.
По итогам 2022 года наша прибыль осталась на уровне 2021 года. Однако это не означает, что ничего не изменилось – на всём рынке сократился товарооборот, а цены выросли. Во-первых, ушли многие зарубежные поставщики, нового товара не было около полугода, а цепочки поставок начали восстанавливаться только к сентябрю.
Но так произошло не со всеми торговыми связями. Например, Германия не восстановила поставки, поэтому нам пришлось открыть в этой стране собственное юрлицо. Поставки из Перу прервались вообще на 9 месяцев, потому что между нашими странами отменили прямые рейсы.
Мы спасались тем, что у нас есть собственное производство в Электроуглях (Московская область). Там мы выпускали всё, что можно произвести в России. В первую очередь это касается ковриков для занятий йогой: ими мы были обеспечены, и по ним у нас максимальная маржинальность.
Надежда на скорое окончание кризиса быстро растаяла. Нам стало понятно, что придётся подстраиваться под ситуацию полной неопределённости. Во время кризиса тяжело придерживаться единой стратегии, поэтому мы шли разными путями. Например, запускали в продажу новые товары и искали новые ниши.
Оказалось, что наши коврики для йоги стали отличным антивибрационным покрытием. Однажды во время стирки моя машинка начала «прыгать», и я решил подстелить под неё коврик. Это отлично сработало, после чего мы запустили в продажу на маркетплейсах обрезки от ковриков как антивибрационное покрытие под стиральные машины.
Кроме того, мы прекрасно вписались в столичные барбершопы. Как-то раз я пришёл постричься, увидел коврик на столе мастера и спросил, не хочет ли заведение сотрудничать с нами. Теперь мастера раскладывают свои инструменты на наши коврики.
Я везде обращаю внимание на покрытия – на столе, на шкафу, на подоконниках, на полу. Коврик из ПВХ вообще достаточно универсальное средство. Его можно использовать для ванной, положить около бассейна или под раковину, взять на пляж… Главное видеть возможности своего товара и не мыслить ограничениями. К примеру, мы стали продавать в прошлом году новые благовония, клейкую тайскую муку, а ещё постоянно обращаемся в сторону новых фитнес-товаров.
В нашем интернет-магазине количество заказов всё же упало в связи с активным развитием маркетплейсов. Но здесь произошло некоторое перераспределение спроса: продажи ковриков снизились примерно на 10%, но на столько же поднялись и продажи товаров для медитации и антистресс-товаров. Например, подушек для медитации, массажных валиков.
Сейчас у нас в планах выход на экспорт – в Германию, Францию, Австрию, ОАЭ. Плюс открываем собственный склад в Берлине, так как мы вышли на Amazon. К этому мы шли года три: анализировали рынок, покупали исследования. Выяснили, что в одной только Англии каждый месяц продают по целому контейнеру товаров для медитации. Но, например, Арабские Эмираты – незанятая ниша, в этой стране суд только в 2014 году разрешил занятия йогой.
В сложные, неустойчивые времена стабильно растёт спрос на эзотерику. Ещё несколько лет назад многие люди относили йогу к эзотерическим практикам. Казалось бы, спрос на эзотерику можно успешно эксплуатировать, раз он есть. Но если внимательно присмотреться к трендам на рынке, то становится понятно, что товары для йоги, медитации и духовных практик нуждаются в перепозиционировании.
В нашей компании мы всегда считали, что йога – это для тела, за души пусть «борются» религиозные конфессии. Но в конце 2022 года всё-таки решили сделать этот посыл более чётким в нашем позиционировании.
Чтобы заниматься йогой, не обязательно быть «просветлённым»; чтобы раскладывать карты Таро, не нужно одеваться в чёрное и искать в роду ведьм. Йогу большинство пользователей воспринимают теперь как мягкую физическую нагрузку, медитации вошли в привычную практику для снятия стресса. Эзотерика уступила место практикам личностного роста и самопознания на базе науки и искусства.
Игрокам рынка товаров для йоги пришлось спуститься с небес на землю и сменить язык коммуникаций с целевой аудиторией: меньше мистики – больше научного обоснования. Это помогает расширить аудиторию и быть на одной волне с социально активными людьми.
Есть ли на рынке товаров для йоги стабильность? Да! Означает ли это, что можно расслабиться и не «стелить соломки»? Нет. Мы постоянно ищем новые товары для фитнеса, йоги и медитации, изучаем опыт западных конкурентов, обдумываем, как общаться с нашими целевыми аудиториями. В России рынок пока что находится на плато: из кризиса мы вышли, теперь нужно понять, куда двигаться дальше.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».