Крепкий орешек: как мама-предприниматель развивает производство йогуртов из кокосового молока

Прочтёте за 5 мин.

«Бизнес – это очень интересно: развиваешь мозг и расширяешь кругозор каждый день»

IT-инструменты, которые использует Евгения Занина

  • 1С:Предприятие
  • DocRobot
  • Tilda
  • Telegram
  • Diadoc

Несколько лет назад сыну Евгении Заниной поставили диагноз «лактозная недостаточность» и ей было тяжело подбирать режим питания с учётом ограничений. Потом из этого родилась идея самой открыть полезное фуд-производство. И вот в начале 2023 года в Екатеринбурге команда Евгении запустила производство йогуртов на основе кокосового молока. Их покупают люди с непереносимостью лактозы, аллергией на глютен и поклонники ЗОЖ. В материале на портале Biz360.ru рассказываем, откуда на Урале кокосовое молоко и сколько денег нужно на запуск такого производства.

Досье

Евгения Занина – предприниматель из Екатеринбурга, по образованию – юрист. Собственный бизнес запустила в марте 2023 года, компания специализируется на выпуске йогуртов и коктейлей из кокосового молока. Продукция распространяется под брендом Zani и СТМ в торговых сетях и магазинах здорового питания в Екатеринбурге и городах Свердловской области. Стоимость одной единицы товара в рознице – около 150 рублей.

Евгения Занина

Идея бизнеса

В 2016 году сыну Евгении поставили диагноз «лактозная недостаточность», и она задумалась о том, как перевести всю семью на новую схему питания. Рассказывает, что на рынке тогда был единственный подходящий йогурт – на основе соевого молока, в крошечной баночке не больше 70 граммов. Приходилось ездить по всему городу и искать этот продукт.

Идея запустить собственное производство безлактозной «молочки» пришла спустя несколько лет, когда Занины путешествовали по Европе. «Я заметила, что в местных магазинах под диетическую продукцию отведены целые полки, ассортимент большой, и стало очевидно, что в скором времени эта тенденция дойдёт и до нас».

В 2018 году Евгения начала искать специалистов и подбирать рецептуру. Сначала рассчитывала брать за основу соевое молоко, но первый же технолог отговорил: хотелось, чтобы продукция подходила и детям, а соя не вызывала доверия из-за технологий ГМО. Овсянку исключили, потому что она содержит глютен, а была задача найти то, что подойдет под разные виды диет. Выбор пал на кокосы.

Евгения Занина

Поначалу эксперименты ставились на домашней кухне: находили рецепты в интернете и переводили на русский. «Я покупала сухое кокосовое молоко, молоко в баночках, кокосовые сливки... Методом проб и ошибок поняла, что оптимальный вкус получается из молока, которое мы сами делаем из кокосовой стружки, потому что только стружка приходит к нам без консервантов», – рассказывает Евгения.

Когда основа была готова, она обратилась к московскому технологу и местному специалисту по организации пищевых производств. Эта команда помогла оформить техкарты, составить список оборудования и расписать требования к помещению. За это предприниматель благодарна до сих пор: даже аудиторы федеральных сетей отмечают, что производство Zani сделано очень грамотно.

Производство

Производство Zani расположилось в спальном районе неподалеку от центра Екатеринбурга. Последние пять лет на этой площадке работали кафе – сначала вьетнамской кухни, затем турецкой. Когда Евгения Занина решила открыть тут свой цех, такая предыстория оказалась кстати – многое уже было сделано по стандартам пищепрома: кухня отделана кафелем, установлена хорошая вытяжка.

Помещение было в плохом состоянии, но, сравнив его с другими, Евгения пришла к выводу, что найти нормальную площадку – задача со «звёздочкой», а здесь вложения будут не столь велики. На запуск ей потребовалось около трёх миллионов рублей: 400 тысяч ушли на ремонт, 500 тысяч – на оборудование, остальное на аренду, сырьё, сертификацию и ФОТ.

Евгения Занина

Производство разместилось в двух комнатах: в одной готовят молоко из кокосовой стружки, варят и пастеризуют конечный продукт; в другой стоят термостаты, в которых происходит ферментация, и холодильники, где йогурты вызревают.

Оборудование купили в России, а часть и вовсе удалось приобрести в соседнем Березовском (город в 30 км от Екатеринбурга): ванну длительной пастеризации изготовило под заказ предприятие «ПищМаш». Евгения поясняет, что это решение не уникальное, а типовое, но каждый раз важны замеры заказчика. Оказалось, что быстрый доступ к производителю – тоже большой плюс: когда сломался тэн, специалист приехал в тот же день и установил новые запчасти.

Самая маленькая партия, которую можно сделать на таком производстве – 20 кг: меньше просто не получится промешать. Начинали отработку с минимального количества, но сейчас тут выпускают по 150-170 кг в день, и мощности производства позволяют увеличить объём ещё на 30 процентов.

Zani

Пока со всем хозяйством справляются три человека: два технолога и одна помощница. Сама Евгения отвечает за административную часть: общается с торговыми сетями, подрядчиками и контролирующими органами, ведёт документооборот и бухгалтерию, занимается продвижением.

Ассортиментная линейка

Производственный цикл начинается с изготовления молока из кокосовой стружки: из 2 кг сырья получается 20 литров. Стружку привозят из Малайзии через московских оптовиков, закваски покупают в Италии, а сироп топинамбура и фруктовые наполнители – в России. Процесс изготовления йогуртов и напитков занимает 14-16 часов. Утром в день отгрузки каждую партию пробует дегустационная комиссия, и технолог решает, отпускать продукцию или нет.

Нашу экскурсию по производству проводит технолог Алла Рыбалко. 40 лет она проработала на молокозаводе, поэтому обладает огромным багажом знаний. На новом месте она так же отвечает за технологию производства, но радуется, что ей наконец открылся бесконечный простор для творчества – именно Алла Николаевна разработала практически все вкусы в линейке Zani. «С таким опытом могу уже себе позволить делать то, что мне нравится. Тут я могу проявить фантазию», – говорит она.

Технолог Алла Рыбалко

Сегодня в ассортименте компании восемь питьевых йогуртов, пять – десертных в стаканчиках, семь напитков. Алла Николаевна рассказывает, что команда проделала большой путь: проводили дегустации, опрашивали покупателей. «Манго-маракуйя – это просто бомба», – с гордостью уверяет технолог.

Евгения дополняет, что спрос зависит от локации, а следовательно, и от аудитории: «В «Покровском гастрономе» и «Сырной лавке» кучкуются любители всего натурального, которые придирчиво относятся к своему здоровью. Они покупают йогурты без наполнителей и без сахара. В сети «Жизньмарт» (Biz360.ru писал об этом проекте) публика разнообразная, и спросом пользуются клубника и манго-маракуйя. В «Елисейском», который специализируется на фермерских продуктах и держит довольно высокие цены, хорошо идут напитки с шоколадом. Ну а в магазинах для аллергиков разбирают черничные йогурты в стаканчиках».

Дистрибуция и продажи

Кокосовые йогурты не похожи на обычные, которые производят из молока. Бутылочные по консистенции немного напоминают кисель, а те, что в баночках – пудинг. Они не такие сладкие и имеют не очень яркий вкус. Словом, продукт специфичный и непривычный.

«Первыми в нас поверила «Сырная лавка», – рассказывает Евгения. – Магазином владеет наш знакомый, который продаёт молочную продукцию, но у него часто спрашивают что-то безлактозное, ведь в одной и той же семье бывают и любители молочки, и те, кто её не употребляет по разным причинам».

Zani

Постепенно добавились сети: «Елисеевский гастроном», «Яблоко», «Жизньмарт» и магазины здорового питания «Атопика» и «Здорово». Оказалось, что выйти на полки не так сложно, как кажется: все контакты категорийных менеджеров есть в открытом доступе. Нужно связаться с ними, провести дегустации, согласовать условия и заключить договоры. Правда, процесс небыстрый: он может занять от двух месяцев до полугода.

Пока йогурты и напитки Zani продаются только в Екатеринбурге, Березовском и Нижнем Тагиле. Есть запросы от магазинов из других городов, но вопрос логистики остается открытым. Да и срок годности небольшой – всего 14 дней, поэтому далеко такой товар не повезешь.

Но в планах Евгении расширять географию и ниши сбыта, поэтому на производстве разрабатывают и новые продукты. Например, выводят свою рецептуру кокосового молока, которое будет пригодно для ресторанов и кофеен. Пока же то, что идёт на йогурты, жидковато для том-яма, а для кофейных напитков – наоборот, густое.

Zani

Рекламу компания не даёт: новая аудитория узнает о бренде Zani по сарафанному радио и на дегустациях в магазинах. В профильных выставках начинающий бизнес пока не участвует – взносы слишком большие (например, на FoodTech Ural нужно от 56 тысяч рублей), но продукт попробовали на конференции нутрициологов, и получилось удачно: было много хороших отзывов, и йогурты Zani попали в несколько подборок специалистов.

Путь в предпринимательство

Евгения окончила юридическую академию и всегда работала по специальности. Но поскольку мысль о своём деле зрела долго, то в какой-то момент поняла: если не попробует сейчас, будет об этом жалеть всю жизнь. В 2020 году она прошла тренинг «Мама – предприниматель», который проводил региональный фонд поддержки предпринимательства, и рекомендует всем, кто сомневается в своих силах, начинать с подобных программ.

«Я получила какие-то знания в предпринимательстве, ведь эта сфера была мне совсем неизвестна. Ещё одним плюсом стали навыки в составлении бизнес-плана. Когда мне это понадобилось, я не прописывала все пункты, но уже понимала, от чего отталкиваться. Но самым ценным, пожалуй, был обмен идеями, мозговые штурмы с другими участницами, атмосфера партнерства и поддержки».

Мама-предприниматель

Евгения вспоминает одно занятие, которое ей очень помогло и перевернуло сознание. «На море шторм, у меня в лодке одно место. Уговорите меня, чтобы я взяла именно вас в свою лодку», – поставила задачу ведущая. Предлагаешь раз – она отказывает, два – отказывает снова, причем делает это так, что в третий раз обращаться уже не хочется. Но побеждал только тот, кто мог преодолеть себя и предложить снова.

«Я по природе не очень настойчивый человек, но тогда поняла одно: если хочешь быть предпринимателем и тебе что-то нужно для достижения цели, надо этого добиваться», – рассказывает Евгения.

Стартовать было сложно и страшно: одно дело, когда ты сварил что-то на своей кухне, и это понравилось твоим родным, и совсем другое – запустить производство и привлечь внимание потребителей. А будет ли покупаться твой товар, тем более что дешёвым его не назовешь? Но оказалось, что бизнес – это очень интересно: развиваешь мозг и расширяешь кругозор каждый день.

«Главным учителем для меня было время: когда аренда капает, хочется, чтобы все делалось быстро. Но тут выясняется, что СЭС в январе работает только с 20 числа, а переговоры с сетями надо вести по нескольку месяцев. Но со временем поняла, что эту неспешность надо просто принять, ведь всё что ни происходит, всё вовремя», – заключает предприниматель.

В статье использованы фото из архива Евгении Заниной, Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства, соцсетей бренда Zani.

Команда Zani

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен». 

11 сентября 2023

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов