Полина Ильина из Санкт-Петербурга несколько лет проработала в найме и попробовала себя в разных профессиях – гида, официантки, учителя рисования и т.д. В какой-то момент поняла, что разрывается между «чужими» дедлайнами, а времени на себя и на своё творчество не остаётся. И у неё появилась идея собственного бизнеса – создавать авторские ночники. О том, как устроена мастерская «В доме светло», Полина Ильина рассказала порталу Biz360.ru.
Полина Ильина, 27 лет, предприниматель из Петербурга, основатель проекта
«В доме светло». Окончила театральную академию по специальности «художник театра кукол». Работала инструктором по туризму, ассистентом на съёмочной площадке, учителем рисования и т.д. Затем Полина увлеклась созданием ночников. В 2019 хобби выросло в компанию по производству авторских ночников.
Вопрос «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» в детстве был для меня особенным. Мне нравилось представлять себя взрослой, как я хожу на работу, что я там делаю, какие люди вокруг. Это был прекрасный воображаемый мир взрослой жизни.
У меня не было понимания, чем именно я хочу заниматься, но я чётко понимала, чем не хочу. Мне нравилось рисовать, что-то мастерить, строить шалаши, лечить деревья и спасать уличных котов. С 13 лет я ходила в походы с туристическим клубом. После безостановочных приключений и красоты вокруг сложно было себя представить, скажем, работающей в офисе.
Мои родители всегда для меня были творческой богемой. Мама работала в архитектурной конторе инженером. А папа делал разные штуки из дерева, в том числе светильники и абажуры.
Закончив школу, я выбирала вуз по принципу «где будет интересно учиться». Поступила в театральную академию на художника театра кукол. У меня всё ещё не было ясной картины будущего, но интуиция говорила, что такое образование мне пригодится. Это было похоже на урок труда для взрослых длиной в четыре года. Мы рисовали, лепили из глины, делали макеты, изготавливали кукол самых разных конструкций.
Пока я училась, увлечение походами стало моей работой. Я работала педагогом-инструктором по туризму у школьников. На восьмой год беспрестанных путешествий и на третьем году обучения в академии я ощутила, что мне сильно чего-то не хватает в жизни. Моё личное творчество растворилось в бесконечной череде работы и учёбы. Это был бег от дедлайна до дедлайна.
Я чувствовала, что совсем не хочу продолжать, но не представляла, как могу сойти с этой дистанции. Но затем я попала в аварию. И сошла. После аварии я лежала какое-то время без движения, потом операция и период реабилитации. Я лишилась возможности вести привычный образ жизни на полгода. И у меня появилось время, чтобы подумать!
За время восстановления у меня сформировался образ той жизни, которая мне нравилась. Свобода действий, возможность заниматься творчеством и финансовая независимость были обязательными пунктами.
И я начала обдумывать, как мне прийти к желаемому. Вспомнила о нескольких ночниках, которые я сделала, чтобы подарить их друзьям - и решила, что это тема. Или бизнес-идея. Ведь я могу продавать их!
Я ничего не понимала в бизнесе, но начать - начала. Создала несколько ночников, сделала группу в «ВКонтакте», отфотографировала ночники и опубликовала эти фото. Первыми покупателями стали родители ребят, которые занимались у нас в турклубе. Я до сих пор благодарна им за то, что поддержали мою веру в чудо!
Я задумалась, есть ли где-то ночники, похожие на мои, и стала искать информацию в интернете по всем возможным запросам. Нашла только одну художницу – Хану Нан из Англии - на весь гигантский Pinterest (сеть для обмена фотографиями и продвижения через фото своих товаров или услуг – прим. редакции), которая делала светильники в очень похожей технологии. Тогда стало понятно, что моим главным конкурентным преимуществом является уникальность. Прямых конкурентов своим ночникам я не вижу до сих пор.
Долгое время изготовление ночников было моим хобби с прицелом на будущее. Его я совмещала с работой в найме. Работала ассистентом по работе с актёрами и фотографом бэкстейджа одновременно, экскурсоводом, учителем рисования, уборщицей в салоне красоты для собак, официанткой в вегетарианском кафе… И в конце концов решила, что нужно работать на себя, а не на кого-то – и делать из ночников полноценный бизнес.
В момент, когда я была полна решимости действовать, совершенно случайно встретилась с давним другом Стасом. Я рассказала ему о светильниках, а он сказал, что может запрограммировать светодиодную ленту на любой режим свечения. Стас сам собрал лазерный станок для резки бумаги по инструкциям из интернета, который и стал нашим первым оборудованием.
Первое время мы со Стасом продавали по 5-10 светильников в месяц и совсем не думали о продвижении. Всё внимание было направлено на саму продукцию.
Потом нам захотелось большего: мы наняли таргетолога и стали вкладывать небольшие суммы в рекламу. Это принесло свои плоды. За ноябрь прошлого года у нас купили 30 светильников. Я весь месяц, практически не вставая из-за стола, делала их.
Произведя нехитрые подсчёты, я поняла, что если всё буду делать сама, мой потолок по доходу - зарплата сотрудника в «Макдоналдс». Потому что я просто физически не могу изготовить больше ночников, чем на определённую сумму.
Было решено нанять сотрудника, которого я научу делать ночники. Если честно, мне казалось, что такого человека найти почти невозможно. Но я разместила пост в «Вконтакте» - и через минуту мне написала Агата Павлова. Она, как и я, закончила театральную академию. Мы встретились, и я решила, что она идеально подходит для моего проекта. Агата работает с нами до сих пор. Потом мне, кстати, написали ещё человек 15, чему я очень удивилась.
Мы сняли помещение под мастерскую «В доме светло» в центре Санкт-Петербурга. Я взяла потребительский кредит. 150 тысяч рублей были потрачены на аренду и обустройство мастерской, закупку инструментов. Первые полгода существования мастерской я ничего не зарабатывала, жила на кредитную карточку. Родители и знакомые беспокоились, и я видела, что они сомневаются, получится ли у меня что-то.
На шестой убыточный месяц работы я и сама была полна сомнений. А если честно - была уже на пределе и даже немного в отчаянии.
Я собрала волю в кулак и обратилась к логике: нужно было пересчитать все доходы и расходы, обратить внимание на себестоимость нашей продукции, узнать стоимость каждого привлечённого клиента и составить бизнес-план. Этот анализ выявил, что маленькие и дешёвые ночники практически не приносят прибыли. А некоторые и вовсе убыточны. Мы их просто убрали из ассортимента, добавили более дороги позиции и повысили цены на всю продукцию на 10-20%.
Плюс мы разобрались в настройке рекламы и её стоимости. Наши показатели стали расти в прогрессии! В июле этого года оборот нашей мастерской был 135 тысяч рублей, а в ноябре - уже больше миллиона рублей.
Средний чек за это время вырос в 2,5 раза. Это позволило нашей команде привлекать новых людей, и сейчас уже больше 10 человек работают у нас на постоянной основе.
Теперь погрузимся немного в процесс производства. В своей мастерской мы соединяем сказочные или душевные сюжеты для абажуров с подсветкой и деревянным обрамлением. Именно так получаются наши ночники. Это классный предмет интерьера и отличный подарок: ни в Pinterest, ни на ярмарках ничего похожего нет. Частая фраза от покупателей, которую мы слышим: «Вау, я не видел ничего подобного».
Наша мастерская находится в центре Санкт-Петербурга - в креативном кластере «Мультиплейс». Там мы собираем ночники и рисуем абажуры. У нас абажуры двух видов. Для первого мы печатаем изображение на акварельной бумаге, а потом вручную дорабатываем его и обрабатываем. После ламинируем абажур матовой плёнкой и делаем ручную перфорацию.
Для второго типа абажуров мы вручную тонируем бумагу, потом на лазерном станке вырезаем нужные силуэты и приклеиваем их руками к бумаге. Полный цикл производства, включая создание деревянного основания для ночника, занимает пять часов.
Всю технологию производства мы придумали сами. Перепробовали разные лаки, способы тонировки и печати, виды клея. Технологию нарабатывали экспериментальным путём. Техника, которую мы используем - струйный принтер, ламинатор, лазерный станок, 3D-принтер, паяльник, резак, световые столы и ЧПУ-фрезер.
Сейчас на нашем сайте представлено больше 50 ночников стоимостью от 3500 до 5500 рублей. Ещё мы начали делать торшеры. Плюс, мы можем изготовить ночники на заказ - рисуем иллюстрацию по пожеланиям заказчиков. Эта опция пользуется большим спросом. Люди хотят делать персонализированные душевные подарки близким, хоть они и стоят дороже готовых ночников из нашего каталога.
Больше всего продаж мы совершаем в Instagram и «ВКонтакте», приносит свои результаты размещение на Etsy и интернет-реклама, которая ведёт на наш сайт. Мы уже можем обеспечить себя любым количеством заказов благодаря настройкам рекламы - горизонты возможностей расширились очень сильно. Вопрос лишь в помещении и обучении новых людей. Мы могли бы делать и 20, и 30 продаж в день. Но надо сначала выстроить производство, которое будет успевать выполнять все заказы.
Кстати, пока шло это интервью, один из питерских банков заказал нам 110 ночников к Новому году. Мы сняли помещение побольше, перевезли в него мастерскую и позвали на работу дополнительных помощников. Так мы и развиваемся.
Я хочу создать компанию, работа в которой будет радостью! Собираюсь в ближайшее время реализовать идею: каждый член команды треть времени будет заниматься креативными задачами: рисовать, фотографировать, снимать и монтировать видео, готовить обеды на всех в конце-концов! Тогда у каждого появится возможность для творчества и самореализации, а ночники будут сделаны руками счастливых и довольных людей.
Мы планируем выпускать более дорогие вещи - торшеры и бра. Зреет проект с домашним театром теней в стиле наших ночников. Я бы хотела расширить проект «В доме светло» до студии по дизайну интерьера, которая будет ориентирована на самых разных по достатку людей.
Я строю свою жизнь и свой бизнес. Мне нравится уставать, не высыпаться, переживать - потому что я знаю, зачем это делаю. Вижу возможности и пути развития, учусь. Я знаю, что кому-то хорошо работать по графику на любимой работе, и иногда завидую таким людям. Но я для себя решила, что свобода действий и творчества - мой приоритет.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш
Telegram-канал,
страницу в Facebook и
канал на «Яндекс.Дзен».