«Нам бы день простоять и ночь продержаться»: как чувствует себя рынок посуточной аренды жилья

Прочтёте за 4 мин.

«Теперь люди планируют поездки не на два месяца вперёд, а на ближайшие дни или недели»

IT-инструменты, которые использует Ирина Витман

  • «Авито Недвижимость»
  • Посуточно.ру
  • CIAN
  • AmoCRM

Из-за закрытия многих зарубежных маршрутов в 2022 году в России был зафиксирован повышенный спрос на посуточную аренду квартир. Россияне переключились с отпуска за границей на путешествия в пределах страны. В то же время с отечественного рынка ушли иностранные агрегаторы бронирования жилья, и клиенты лишились привычных площадок для поиска жилья на время отпуска. О том, как рынок посуточной аренды развивается в текущих условиях, порталу Biz360.ru рассказала основательница компании «Апартаменты Веста» Ирина Витман.

Досье

Ирина Витман – предприниматель из Санкт-Петербурга, основательница компании «Апартаменты Веста». Начинала карьеру менеджером по продажам в справочном сервисе «КонсультантПлюс». Через два года стала заниматься посуточной арендой недвижимостиГод совмещала работу в найме и бизнес, но потом сделала выбор в пользу собственного дела. Сейчас у «Апартаменты Веста» в субаренде 63 квартиры в Петербурге. В компании работают 35 сотрудников, годовой оборот – более 70 млн. рублей.

Ирина Витман

Субаренда недвижимости – сложный бизнес

Кажется, что в посуточном арендном бизнесе всё просто: снял квартиры, разместил объявления на онлайн-площадках, на сайте и в соцсетях, принимаешь гостей и зарабатываешь. Но в действительности в краткосрочной аренде существует немало тонкостей. Как бюджетно упаковать квартиру – на чём можно экономить, а на чём не стоит? Как правильно составить договор и вообще вести документацию? Как сделать так, чтобы гости возвращались?

Одна из самых сложных задач на начальном этапе – общение с потенциальными арендодателями. Это связано со страхом отказа. Не все собственники квартир хотят, чтобы их жильё сдавалось посуточно: слишком много негативных стереотипов связано с краткосрочной арендой. Здесь предпринимателю пригодятся навыки коммуникации, способность уверенно говорить и убеждать. Зная, в чём выгода для собственника в посуточной аренде, его будет намного проще убедить.

Плюсы для арендодателей действительно весомые: 

  • В квартире будут постоянно поддерживаться чистота, порядок и уют, так как от этого напрямую зависит её прибыльность.

  • В отличие от долгосрочной аренды, где арендаторы не заинтересованы в сохранности квартиры, мы, управляющая компания, следим за её износом. Но износ здесь минимальный, так как люди часто арендуют квартиры посуточно только, чтобы переночевать. От состояния жилья также зависит доход, поэтому качественный ремонт будет поддерживаться нашими силами.

  • Субаренда – это длительные отношения. Мы заинтересованы взять квартиру на несколько лет, а то и несколько десятков лет, что позволяет забыть о таких проблемах, как поиск квартиросъёмщиков. В долгосрочной аренде арендодатель может потратить много времени на поиски новых жильцов, если его арендатор внезапно съедет с квартиры. При субаренде нет простоя жилья и потери выручки, при этом мы гарантируем стабильные выплаты. 

  • У собственника пропадает необходимость устранять технические поломки и неисправности

Предпринимателю, который создаёт арендный бизнес, при общении с собственниками квартир нужно упомянуть, что жильё будет сдаваться туристам, командированным, людям, приезжающим на лечение, соревнования, учёбу. Не стоит употреблять фразу «сдавать посуточно», с которой у людей не самые лучшие ассоциации.

Совет для начинающих: озвучивайте цель аренды при личной встрече уже в квартире. Иногда получается уговорить арендодателя о сотрудничестве даже в переписке, без звонков и личного контакта. Так что всё возможно, главное – действовать. 

Приятная новость заключается в том, что в последние годы стало больше собственников квартир, готовых сдать жильё посуточно. Во-первых, это связано с тем, что восприятие посуточной аренды значительно изменилось в глазах россиян. Они видят, что этот тип аренды востребован среди туристов и тех, кто ездит в командировки. Во-вторых, люди стали более грамотно подходить к покупке недвижимости. Многие приобретают студию/однокомнатную квартиру с отделкой, чтобы в дальнейшем сдавать её посуточно самостоятельно или через посредников.

Адаптация к новым условиям

С начала 2022 года ситуация на рынке краткосрочной аренды недвижимости сильно изменилась. От нас ушла значительная часть иностранных гостей, но общий поток жильцов почти не снизился. Многие россияне, которые раньше путешествовали за границу, теперь ездят по стране. Внутренний туризм, который и ранее чувствовал себя уверенно, продолжает развиваться. По данным «Авито Недвижимость», в 2022 году спрос на посуточную аренду в России увеличился на 64%.

В последнее время мы заметили уменьшение «окна бронирования». Некоторые гости стали более осторожными и планируют теперь поездки не на два месяца вперёд, а на ближайшие дни или недели. Поэтому мы предоставили возможность отменять бронирование с возвратом не за 30 суток до даты заезда, как это было раньше, а за 14. Также постепенно устанавливаем систему для бесконтактного заселения в апартаменты.

Ситуация с собственниками тоже особо не поменялась. Для них условия сотрудничества с нашей компаний никак не изменились. Они получают фиксированные выплаты, если сдают жильё в субаренду, или процент от прибыли, если передают его в управление. Мы сейчас без труда находим собственников, и сами владельцы недвижимости обращаются к нам с просьбами взять квартиры в субаренду по рекомендации или благодаря нашей репутации.

Привлечение аудитории

Ещё до ухода из России международных площадок бронирования жилья у нас были высокие показатели прямых продаж. Уход Booking и Airbnb стал значимым фактором, но наши гости никуда не пропали и находили нас на других площадках. Мы всегда активно работали над маркетингом, размещались на десятках сайтов и на многих продвигались. Поэтому мы пережили уход этих агрегаторов без ущерба, даже наоборот – процент прямых продаж и выручка выросли.

Так, до марта доля прямых продаж составляла 75%, онлайн-площадок – 25%, с весны прямые продажи выросли до 90%. Не исключаем, что в какой-то момент доля онлайн-бронирования может вновь увеличиться: большая часть гостей привыкла к площадкам с возможностью мгновенного бронирования, но ещё не все нашли замену привычным сервисам.

В низкий сезон, как сейчас, мы особенно внимательно следим за работой сайтов, на которых размещаемся, так как их показатели могут стремительно поменяться. Фокус делаем на известные площадки – «Авито Недвижимость», ЦИАН, «Суточно.ру», «Яндекс.Недвижимость». При этом «Авито Недвижимость» – единственная платформа, на которой мы размещаем все наши объявления.

Мы взаимодействуем со всеми площадками, где можно сдавать апартаменты и квартиры. Отдел маркетинга анализирует статистику и выбирает оптимальную рекламную стратегию. Есть некоторые сайты, например, «Яндекс.Путешествия» или «РЖД Тревел», на которых мы не можем работать из-за технических особенностей этих платформ. 

Среди преимуществ российских площадок можно выделить понятный интерфейс: гости отмечали, что на Booking был неудобный поиск по фильтру, а сайт иногда работал с перебоями. Сейчас аналога Booking и Airbnb на российском рынке не существует, хотя можно выделить площадки, которые активно развиваются и предоставляют больше возможностей. 

Например, на «Авито Недвижимости» недавно появилась полезная опция «Квартира проверена». Таким значком и бейджем «Безопасная бронь» помечаются проверенные объявления о краткосрочной аренде жилья. Они выдаются при соблюдении нескольких условий: владелец предоставил все необходимые документы на жильё, рейтинг квартиры достигает трёх звезд и выше, у объекта не было жалоб со стороны клиентов за последний месяц, квартира проверена компанией посредством видеозвонка собственнику либо собственник предоставил подробный видеообзор. 

На сегодня у нас порядка 40 объявлений со значком «Квартира проверена», для чего мы приложили много усилий. В результате нам удалось сократить рекламный бюджет на эту площадку примерно в пять раз, поскольку объекты со значком требуют меньших затрат на продвижение. По данным «Авито Недвижимости», проверенные объекты получают в 2,5 раза больше просмотров, чем непроверенные. А гости видят значок и понимают, что их здесь не обманут, и не боятся бронировать жильё с предоплатой. Конечно, это плюс, и мы продолжаем тестировать эту модель. 

Клиентский сервис

В 2022 году эксперты отмечают, что собственники стали внимательнее подходить к комфорту жильцов. В частности, оставлять гостям средства гигиены, разрешать заселяться с детьми и животными. Особенно важно уделять внимание гостям в такое турбулентное время, как сейчас. 

Мы тоже придерживаемся особого подхода к своим постояльцам: предлагаем им любые услуги, которые могут понадобиться – от няни до вещей для питомцев. Гости приезжают к нам не просто переночевать, а комфортно провести время. Многие из них возвращаются и становятся нашими постоянными гостями. 

Компаниям, работающим в сфере краткосрочной аренды, нужно выстраивать регулярную работу с постоянными гостями: отправлять сообщения об акциях, напоминая о себе, активно предлагать бронирования на Новый год и другие праздники. Это позволит пережить период низкого спроса с минимальными потерями. Например, наши менеджеры в свободное время делают рассылку в соцсети «ВКонтакте», а также отправляют сообщения тем гостям, которые обращались к нам, но по разным причинам не приехали.

Ирина Витман

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен»

26 октября 2022

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов