Наверное, каждый предприниматель втайне мечтает о том, чтобы в его проекте работали умные, ответственные, инициативные и мотивированные на результат сотрудники. Но, увы, так бывает не всегда. И по факту в каждом офисе работает немало лентяев, неумех и разгильдяев. А ещё тут встречаются офисные зомби. О том, кто это такие, чем опасны и как вычислить офисных зомби, рассказал на своей страничке в Facebook директор департамента исследований и образования холдинга Mail.ru Дмитрий Волошин.
Дмитрий Волошин, директор департамента исследований и образования холдинга
Mail.ru. Закончил Государственный университет управления, там же получил степень MBA в 2008 году. Работал на руководящих позициях в нескольких известных IT-компаниях. В 2012 году Дмитрий Волошин присоединился к команде Mail.Ru Group для создания проекта «Технопарк», а в дальнейшем возглавил блок внешнего обучения и привлечения молодых специалистов в компанию. Имеет учёную степень кандидата педагогических наук.
Они рациональны. Они циничны. Они изворотливы. Они не хотят ничего делать, если это не принесёт им значительных выгод. Они самоуверенны. Они непогрешимы. Они лояльны. Они могут потратить много месяцев, объясняя, почему не надо делать задачу длительностью неделю. Они - корпоративные зомби.
Надо отличать корпоративных зомби и корпоративный планктон. Последние - это просто мирный балласт. Как недавно выразилась моя знакомая: «Чем хорош программист? Его где за ноутбуком оставишь, там и заберёшь». В этом смысле хорош и планктон: с какой задачей его оставишь, с такой и получишь.
Другое дело - корпоративные зомби.
Вообще, почему зомби? В отличие от планктона, зомби заражают. Превращают людей в зомби. Бодрые, целеустремленные внезапно начинают произносить длинные речи и искать «доступ к телу». Или заниматься «политикой», сплетничать, подставлять. Или входить в проекты только ради того, чтобы внутри рассказать всем, что этот проект обречён.
Корпоративные зомби - это троянские кони внутри компании.
Ещё популярный вид - зомби-стратег. Он выписан за изрядные деньги. Складно и много говорит, преданно смотрит в рот главному. Умело колеблется вместе с линией партии. При переходе от стратегических планов к реализации в движениях и словах появляется легкая неуверенность. Как правило, в этот момент начинает заниматься стратегией другого проекта. Умеренная опасность, обычно страдают сотрудники, думающие сменить профессию. Будучи укушенным стратегом, сразу идут на MBA.
Третий вид, часто встречающийся в наших широтах, это зомби-политик. Всем своим видом он даёт понять, что мы занимаемся фигнёй. Зачем делать руками, когда можно ненапряжно лизнуть и купить «Кайен»? Очень любят большие инновационные (ТМ) проекты, весьма аккуратно их вписывают в CV. При малейшем напряге предают всё: команду, идеи, иногда даже идеалы. Опасны заражением дорогих senior сотрудников, могут привести к демотивации и уходу целых подразделений.
Мир корпоративных зомби бесконечен. Как океан, как космос. Надо понимать, что в зомби-стиле есть своя логика. Она вызвана перекосом в понимании зависимости размера и сложности задачи и вознаграждения. То есть, проще говоря, зомби работают за деньги. И, работая за деньги, выбирают самый простой способ их получения. И чтобы было не так противно от самого себя, превращают ближних в подобных. Такие дела.
Как и зачем делегировать полномочия.
Почему незаменимые сотрудники могут быть вредны для компании.
Несколько полезных идей по нематериальной мотивации.