Маркетплейсы нередко становятся важным каналом продаж даже для тех компаний, которые традиционно работали в офлайне. Один из примеров этого явления – магазин Optic Street. Он работает на московском рынке более 10 лет. В 2024 году у его команды появилась задача начать продажи на маркетплейсе Ozon. О том, как проходил выход на новую площадку, и как автоматизация помогла упростить продажи на ней, собственник Optic Street Татьяна Зиновьева рассказала порталу Biz360.ru.
Татьяна Зиновьева – предприниматель из Москвы, собственник магазина Optic Street. Имеет два высших образования: инженер-системотехник и менеджер-экономист. Работала в гостиничном бизнесе, владела собственной сетью аптек. Компанию по продаже очков и оправ открыла в 2011 году: на старте она называлась RB-Оптика, а затем была переименована в Optic Street. С момента существования проекта продано более 30 000 очков и оправ.
Optic Street более 10 лет предлагает клиентам очки и оправы от ведущих мировых брендов – Ray-Ban, Dolce&Gabbana, Prada, Versace и многих других. Мы гарантируем подлинность своей продукции. Одними из первых получаем новинки и не боимся заказывать редкие модели, поэтому в нашем ассортименте можно найти действительно уникальные позиции.
Нам важно, чтобы наши клиенты могли подобрать и купить оправы и очки наиболее удобным для них способом. Помимо шоурума в Москве, у нас есть свой интернет-магазин. Отправляем заказы с курьерской доставкой по Москве и Подмосковью, а для заказов в другие регионы России используем транспортные компании.
В 2024 году компания решила выйти на маркетплейс Ozon. До этого у нас уже был положительный опыт работы на другой онлайн-площадке – «Яндекс Маркете». И мы понимали, что кому-то из наших потенциальных клиентов будет удобен именно Ozon.
Для выхода на Ozon нам нужно было выгрузить информацию о наших товарах и ценах на сайт маркетплейса, а также поддерживать актуальную информацию о товарных остатках. И с этим возникла главная трудность. У онлайн-площадки нет фида (специального файла с данными обо всех товарах на сайте – прим. редакции), который позволял бы это делать в автоматическом режиме. Фактически мы должны были переносить все данные вручную или через специальные таблицы, а потом регулярно вручную их обновлять.
Для работы с «Яндекс Маркетом» мы выгружали данные о товарах из учётной системы «1С:Управление нашей фирмой» (далее «1С:УНФ) сначала на сайт, созданный на платформе «Битрикс», а уже оттуда – в «Яндекс Маркет»: через собственный модуль «Яндекса» для работы с «Битриксом». Эта разработка «Яндекса» очень упрощает взаимодействие с маркетплейсом. Выгрузку надо настроить один раз, на старте, а потом лишь регулярно обновлять: информация из «1С:УНФ» автоматически синхронизируется с сайтом маркетплейса.
Так как у Ozon такого механизма обмена данными нет, встал вопрос об интеграции его сайта с нашей учётной программой «1С:УНФ». У нас большой ассортимент – несколько тысяч позиций, и выгружать каждый раз вручную карточки товаров на маркетплейс было нереально.
Внутри программы «1С:УНФ» установлен встроенный модуль для работы с маркетплейсами, но у него есть ряд ограничений. На момент внедрения модуль не умел создавать заказы (возможность импорта заказов появится в новой версии «1С:УНФ» и «1С:Розницы» в марте 2025 года – прим.редакции) и формировать документы для отгрузки.
На протяжении нескольких лет нашим подрядчиком по обслуживанию программы «1С:УНФ» является компания «Айтон». Мы обратились к её представителям с запросом «Как максимально автоматизировать продажи на Ozon?»
Нас интересовали следующие процессы:
-
управление товарами;
-
управление заказами;
-
управление остатками;
-
управление ценами;
-
учёт и отчётность.
Компания «Айтон» предложила собственную разработку – модуль интеграции 1С и Ozon. Он закрывает всю работу с маркетплейсом, кроме выгрузки товаров из программы «1С:УНФ».
Установка и настройка модуля от компании «Айтон» заняла буквально несколько минут. После его подключения в программе «1С:УНФ» появилось дополнительное меню. С модулем можно работать внутри программы, не переключаясь между вкладками экрана.
Сотрудники «Айтон» настроили модуль под нас. Мы работаем с маркетплейсами по модели FBS, то есть отгружаем товары со своего склада. У нас дорогие очки и высокий средний чек (10-15 тысяч рублей), поэтому мы не хотим рисковать и хранить товары на складе маркетплейса. В модуле мы прописали схему работы с Ozon, загрузили данные о наших складах, сопоставили виды цен (например, цена до скидки или минимально допустимая цена).
Больше всего времени – почти три дня – заняло добавление товаров на сайт Ozon. Так как это нельзя сделать в модуле от «Айтон», мы использовали встроенный функционал «1С:УНФ» для работы с маркетплейсами. Из программы на Ozon выгрузились все карточки товаров с подробными характеристиками и картинками. Затем с сайта маркетплейса эти данные поступили в модуль от «Айтона». Произошло их автоматическое сопоставление с карточками в «1С:УНФ», привязка к складам, выгрузка цен и остатков. Теперь цены и остатки синхронизируются автоматически по расписанию.
В модуле от компании «Айтон» работает один наш сотрудник. Его обучение заняло несколько часов, так как интерфейс модуля идентичный интерфейсу в Ozon и интуитивно понятный.
Мы выгружаем на Ozon карточки товаров через встроенный функционал «1С:УНФ», оттуда они поступают в модуль от «Айтона» и синхронизируются. В модуле мы вносим изменения в карточки: добавляем характеристики, удаляем товар из продажи, редактируем информацию и так далее. Цены из 1С автоматически обновляются на маркетплейсе.
Мы автоматизировали работу с заказами, оформленными на Ozon. При новом заказе модуль получает из «1С:УНФ» данные о том, на каких складах есть нужный товар. Мы можем назначать склады, которые стоит использовать в данный момент. Система сама подгружает нужный склад для резерва товара. Мы печатаем этикетки для отправлений, в системе создаются накладные и формируются документы об отгрузках в пункты выдачи заказов Ozon.
Из личного кабинета на маркетплейсе мы можем выгружать финансовые отчёты за любой период. Они автоматически распределяются внутри «1С:УНФ». В этой же программе создаём нужные нам документы: отчёт комиссионера, приходные накладные, взаиморасчёт.
При появлении каких-либо изменений требуется вносить их вручную. Например, Ozon создаёт новую категорию товаров. Мы должны сопоставить свойства категории в стандартном модуле 1С (все цвета, бренды, материалы и тд), иначе новые товары на маркетплейс не будут выгружаться.
Если в товар добавились новые фотографии, нужно зайти в каждую карточку в стандартном модуле и отправить её заново на модерацию маркетплейса, которая может занимать от 1 минуты до нескольких часов. На исправление 100 карточек уходит примерно 1,5-2 часа.
Мы фактически вручную корректируем данные в каждой карточке товара. Это не очень удобно, но пока нет технической возможности в автоматическом режиме исправлять ошибки.
Использование модуля от компании «Айтон» позволило нам довольно быстро начать работу на маркетплейсе Ozon. Нам не пришлось нанимать дополнительных сотрудников, чтобы они работали с карточками товаров, актуализировали товарные остатки и цены.
Михаил Пинягин,
совладелец и исполнительный директор
компании «Айтон»:
«Внедрение модуля интеграции «1С:УНФ» и Ozon решило ключевую задачу клиента – автоматизировать управление продажами на маркетплейсе. Модуль автоматизировал обновление цен и остатков, управление заказами, формирование документов и получение отчётности непосредственно в «1С:УНФ». Сложности, связанные с ограничениями API Ozon (ручное сопоставление категорий и обновление фото), были минимизированы благодаря подробным инструкциям и поддержке специалистов нашей компании. Простота и удобство системы обеспечили быстрое обучение сотрудников, всего за несколько часов.
С Optic Street мы продолжаем дальнейшее сотрудничество, с учётом новых требований законодательства, таких как, например, ставка НДС для компаний, работающих на упрощёнке. Мы постоянно ведём работу по совершенствованию модуля «1С:УНФ» и Ozon для новых возможностей клиента».
Заказы на Ozon мы стали получать практически с момента выхода на эту площадку. Сумма продаж составляет 2-2,5 млн рублей в месяц. На данный момент «Яндекс Маркет» – более эффективный канал продаж, но по понятной причине: там шире ассортимент. Просто потому, что выкладывать новые позиции через фид гораздо легче. Но свой ассортимент на Ozon мы точно будем расширять, чтобы продажи на этом маркетплейсе росли.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».