С недавнего времени услышать звёзд оперы в Москве можно не только в Большом театре или в престижных концертных залах, но и в особняках, ночных клубах, лофтах или вообще на крыше бывшего завода. Проект «Opera Yard» организует оперные концерты на таких площадках, где раньше оперу было невозможно себе представить. И билеты на эти концерты стоят дешевле, чем в главный оперный театр страны. О том, как поднять рояль на «Крышу мира», и можно ли превратить высокое искусство в актуальный и модный вид развлечения, Biz360 рассказала Диана Потокина, один из организаторов проекта «Opera Yard».
Диана Потокина, 33 года, совладелица агентства
«OperaEvent», один из организаторов проекта
«Opera Yard». Окончила Донской педагогический колледж и Ростовский государственный университет (факультет политологии). В 2004 году переехала в Москву, где закончила Высшую школу экономики и МГТА. Работала в компаниях «Шоумарт», «Корпорация роботов», где занималась маркетингом и PR.
В 2013 году Диана Потокина вместе с другом Александром Касьяновым, солистом Большого театра, организовали агентство «OperaEvent». Они собрали профессиональных продюсеров и режиссёров-постановщиков, которые организовывают события и мероприятия различного масштаба, статуса и уровня. Агентство устраивает как отдельные концерты, так и выступления в рамках различных мероприятий. Основная «специализация» «OperaEvent» - организация праздников в классическом стиле с привлечением звезд оперы, балета, театров, симфонических оркестров.
Проект «Opera Yard» - это несколько другой формат мероприятий. Главной идеей «Opera Yard» стало проведение оперных концертов не в театральных залах и филармониях, а на крышах зданий, в старинных усадьбах, в лофтах и на открытых площадках. Команда проекта поставила себе задачу вывести оперу из узкого культурного пространства «только для своих», сделать оперные концерты модными среди культурной публики всех возрастов, в первую очередь - среди молодёжи.
«На рынке сейчас достаточно предложений, где можно послушать оперу в классическом исполнении. Мы хотели сделать что-то другое. Подумали и решили, что было бы прикольно сделать что-то антуражное, камерное, рассчитанное не на большую аудиторию», - вспоминает Диана Потокина.
Площадкой для первого концерта стала усадьба Барышникова в Москве. Выбор пал на это место по нескольким причинам: усадьба сдаётся в аренду для проведения мероприятий, находится недалеко от станций метро «Чистые пруды» и «Красные ворота», при ней есть двор-парк, в котором после концерта могут продолжить общение гости. Проект «Opera Yard» подразумевает, что люди не только слушают музыку, но и проводят затем время под музыку ди-джеев и угощения от барменов.
Затем начались переговоры с оперными певцами. Со многими из них у команды «Opera Yard» были дружеские отношения, возникшие в результате предыдущего сотрудничества.
«Мы ожидали определенного скепсиса со стороны певцов, когда попросили их выступить на необычной площадке. Но когда они согласились, это была та точка невозврата, после которой мы уже не имели права организовать наш концерт плохо»
Билеты на концерт в усадьбе продавали только через интернет. Основным партнёром стал билетный оператор Ponominalu.ru, с которым с которым уже был положительный опыт работы на предыдущих проектах. Этот сервис и сейчас один из самых надёжных партнёров «Opera Yard», хотя проект сотрудничает и с другими операторами. Билеты на первый концерт были распроданы полностью.
Чтобы привлечь к мероприятию внимание прессы, организаторы сами написали пресс-релиз о том, что будет происходить в усадьбе Барышникова. Денег на рекламу почти не было, поэтому они начали рассылать релиз в те СМИ, где у них были какие-то знакомые, а также в издания, которых могла заинтересовать опера в новом формате.
Любопытно, что те издания, на поддержку которых рассчитывала «Opera Yard», не стали ничего написать о концерте, но откликнулись те СМИ, о сотрудничестве с которыми поначалу даже не помышляли – «Сноб», Interview Russia, «Бюро 24/7», The Village, радио «Relax FM», а «Афиша LIVE» и «М24» делали прямую трансляцию концерта. Сотрудничество со многими из этих партнеров продолжается и сейчас.
Организаторы рассчитывали, что опера в необычном формате привлечёт прежде всего молодёжь. Но никто не мог гарантировать, пойдёт ли эта категория публики на оперу. «Я была страшно во всём не уверена. Мы совсем не предполагали, какие зрители к нам придут. Но открываем двери – и видим 200 классных нарядных молодых людей. Мы поняли, что достучались до молодёжи. И это был очень хороший сюрприз», - рассказывает Диана Потокина.
После концерта, во время которого солисты находились буквально на расстоянии вытянутой руки от первых рядов, вечер продолжился сюрпризом для зрителей. Их подхватывали профессиональные танцоры и кружили в танце. Во дворе на улице ди-джеи крутили свои пластинки. Мероприятие понравилось, судя по отзывам, и публике, и СМИ, и критикам, и самим солистам.
После этого команда проекта «Opera Yard» организовала летом и осенью прошлого года еще два концерта – в клубе «Крыша мира» и в лофте бывшего Центрального телеграфа.
В них принял участие не только «первый состав» исполнителей, выступавший на дебютном концерте проекта. К ним присоединились другие оперные звезды – Анна Аглатова, Олег Долгов, Андрей Дунаев и Дарья Зыкова. «О нас уже сложилась некая репутация, что мы подобные концерты организовываем хорошо. Поэтому те артисты, с которыми мы не работали до этого, соглашались выступать. Для нас это была честь», - замечает Диана.
Оперные исполнители оказались далеки от стереотипа капризных поп-звезд. Среди их требований были только наличие гримёрки, горячий чай и кофе, необходимые для выступлений на свежем воздухе.
На каких-то из предполагаемых мест проведения концертов Диана Потокина бывала в качестве зрителя, посещая разные мероприятия. «Сначала любая затея с новым местом кажется невозможной, но потом думаешь: а почему бы и нет? Нам хочется устраивать оперу в таком месте, где её меньше всего ожидают услышать – на модных и популярных площадках. Мы мечтаем проводить свои концерты на свежем воздухе – например, в парках. Сейчас мы активно работаем в этом направлении и уже достигнуты некоторые предварительные договорённости о концертах летом 2016 года. Но раскрывать подробности пока не хотим. Могу сказать только одно – мы надеемся приятно удивить публику», - утверждает Диана.
Отношения с площадками выстраиваются у «Opera Yard» по-разному. Кто-то устанавливает фиксированную цену за аренду, кто-то готов работать в качестве партнёров за определённый процент от сборов. Некоторые площадки берут аванс, с какими-то удаётся договориться о выплате после продажи билетов.
Стоимость билетов на концерты в рамках проекта «Opera Yard» составляет от 3000 до 5000 рублей (чем ближе к сцене – там дороже). Это средняя по рынку цена на такого рода мероприятия. Она складывается из нескольких составляющих: гонорары, аренда площадки, доставка музыкального и технического оборудования, прибыль организаторов.
«Все мы прекрасно понимаем, что поход в Большой театр обойдется совершенно в другие суммы – порядка 12000-13000 рублей на двоих. А у нас камерная обстановка, и лучшие солисты Большого поют у тебя на расстоянии вытянутой руки. Да, у нас нет канделябров и декораций. Но у нас и другая аудитория – те, кто готов послушать за такие деньги очень качественную оперу в модном и необычном месте, а потом продолжить общение и потусоваться», - говорит Диана Потокина.
Обычно на их концертах собирается по 200-300 человек. Самым крупным на данный момент мероприятием был концерт в клубе «Крыша мира»: туда пришло около 600 зрителей. «Люди понимают, что если они идут на классическое мероприятие с элементами чего-то нового, значит, стулья будут не бархатные. Может, будет неидеальное освещение или прохладно, если мероприятие на свежем воздухе. Но музыка в любом случае будет хорошей и опера гарантированно будет в классном исполнении», - считает Диана.
Главная сложность в организации оперных концертов в необычных условиях - это погодные условия. Их нельзя ни проконтролировать, ни предсказать. Понять, какой будет погода в день концерта, нельзя до последнего момента. От этого зависит проведение концерта, если он запланирован на открытом воздухе, и after-party (специальная вечеринка после основного мероприятия), которые организовывают, как правило, во дворе или тоже на свежем воздухе.
Организаторы до сих пор с ужасом вспоминают, как 29 августа 2015 года за 15 минут до начала концерта пошел ливень. Выступление в тот день проходило в клубе «Крыша мира», на крыше старого пивоваренного завода. Это была открытая площадка, поэтому все стулья моментально стали мокрыми. Но, к счастью, ливень закончился через 10 минут. Поэтому стулья успели протереть, правда, пришлось немного задержать концерт. «Мы можем контролировать концерт, порядок, звук, но погоду контролировать нельзя», - констатирует Диана.
Ещё одна проблема для подобных мероприятий – правильно организовать входную группу. Как правило, выбранные площадки не предназначены для концертов. Поэтому организаторам приходится распределять зрительские потоки, чтобы на входе и выходе не образовывались «пробки».
Во время концерта в клубе «Крыша мира» дополнительным источником звука был Кутузовский проспект с его трафиком машин. Чтобы шум автомобилей не мешал, рояль подзвучили с помощью микрофонов.
Трудно, когда на площадку приходится доставлять рояль. Например, на «Крышу мира» его поднимали с помощью крана. В «DI Telegraph» концерт проходил на пятом этаже, в котором не открывались окна. Поднять туда инструмент краном было невозможно. Организаторы просто молились, чтобы инструмент вошёл в лифт. Вошёл!
Сейчас у команды «Opera Yard» уже сложился круг СМИ, которые всегда анонсируют концерты и описывают затем, как они прошли. Единственные затраты на рекламу в СМИ – это выдача пригласительных билетов на само мероприятие.
В качестве канала продвижения используется Facebook. На странице проекта размещаются анонсы мероприятий, а затем друзья организаторов и подписчики группы делают репосты этого сообщения. Так о событии узнаёт много новых людей.
У команды «Opera Yard» дружеские отношения с международными бизнес-объединениями: Канадско-Евразийской деловой ассоциацией (CERBA), Британской торгово-промышленной палатой (RBCC), Британским бизнес-клубом (BBC). В этих клубах состоит множество компаний. По этим компаниям делается рассылка о предстоящих концертах. И таким образом от них тоже привлекается часть публики.
Проект «Opera Yard» делают, по сути, три человека – Александр Касьянов, Диана Потокина и Анна Волкова. Обычно девушки придумывают идею будущего концерта и находят площадку для него. Но финальное слово и решение – за Александром. Он судит о месте с точки зрения оперного исполнителя и огромного опыта организации массовых мероприятий.
Если он одобряет идею, к делу подключается дизайнер. Он придумывает афишу, ведёт сайт и соцсети проекта. У «Opera Yard» есть постоянные партнеры по звуку и свету, а также компании, которые монтируют сцены. Эти же компании предоставляют профессиональных звукорежиссеров и техников по свету. Клининг и охрана стандартно предоставляется площадками.
В первый концерт были вложены личные средства участников проекта – порядка 170 тысяч рублей. Эти деньги пошли на печать листовок и афиш, оплату работы промоутеров. Гонорары и аренду зала оплатили после концерта из средств, вырученных от продажи билетов. Дебютный концерт не только окупил затраты организаторов, но и принёс им небольшую прибыль.
После концертов к организаторам проекта «Opera Yard» часто подходят люди из других городов, которые хотят с ними сотрудничать. Но пока возможность проведения таких концертов в других регионах представляется довольно сложной. Во время подготовки хотя бы один человек из команды должен быть на площадке, чтобы оценить её возможности. Он должен отслеживать, есть ли реклама в городе, где и как она представлена, как работает и т.д.
У проекта были предложения организовать концерт в Санкт-Петербурге. И организаторы сами рассматривали «культурную столицу» в качестве потенциально интересного места. «Но весь вопрос в том, насколько там публика примет новый формат. Питерцы не такие лёгкие на подъём в отношении чего-то нового. Там если что-то не соответствует классическим стандартам, у людей могут возникнуть вопросы», - считает Диана Потокина. Но летом 2016 года «Opera Yard» все-таки планирует выбраться в «северную столицу».
В новом сезоне компаньоны хотят привлечь на концерты оркестр. До сих пор на выступлениях использовался только рояль.
Проекту «Opera Yard» 23 апреля исполнится один год. Отметить свой первый день рождения создатели проекта хотят концертом. Он пройдет на площадке в центре Москвы при участии новых звёздных исполнителей. «Подробности появятся скоро, следите за нашими новостями», - добавляет Диана Потокина.
Как заработать на технологичных образовательных шоу.
Может ли частный театр быть успешным бизнес-проектом.
Как заработать на экскурсиях для иностранцев.