Пандемия коронавируса повлияла практически на все рынки, внеся коррективы в их развитие. Не стал исключением и сегмент иммерсивных решений, на котором в последние годы особенно востребованными были технологии дополненной и виртуальной реальности. Режим самоизоляции, удалённый формат работы и необходимость переносить мероприятия в онлайн стали драйвером для его развития. О том, как пандемия повлияла на спрос, тренды и бюджеты в области иммерсивных решений, порталу Biz360.ru в своей авторской колонке рассказал CEO и основатель группы компаний Way2Win Group Петр Толочков.
Пётр Толочков, IT-предприниматель, основатель группы компаний
Way2Win Group. Окончил Высшую школу экономики. Работал в международной фарм- корпорации Sanofi на позиции продакт-менеджера, где оценил потенциал цифровых иммерсивных решений (3D, AR, VR, XR) – и в 2017 году основал Way2Win Group, специализирующуюся на технологических инновациях и проектах на базе искусственного интеллекта и дополненной реальности.
До пандемии коронавируса рынок иммерсивных решений развивался очень активно. Он шёл в ногу с развитием технологических возможностей устройств – VR-очков (очков виртуальной реальности), а также расширением поддержки AR-режима (режима дополненной реальности) у смартфонов и планшетов. В 2018 году отечественный VR-рынок вошёл в десятку самых быстрорастущих рынков мира. В 2019 году в нашей стране компаний, создающих VR/AR-решения, насчитывалось более 400.
До пандемии в России преобладала разработка VR/AR-технологий в B2B-сегменте. Их использовали в IT, металлургии, телекоме, нефтегазе, ритейле. Передовые VR/AR-решения также применялись в фармацевтической и медицинской отраслях, маркетинге, образовании. Также активно развивался сегмент решений для event-индустрии: VR-очки и AR-программы для стендов компаний на мероприятиях.
Компании уже понимали, зачем и как использовать иммерсивные решения. Кто-то даже оценивал их как технологии, дающие максимальный экономический эффект, корпорации открывали собственные VR/AR-лаборатории. За счёт развития в корпоративном сегменте, с 2016 по 2020 годы большой спрос имел VR. Крупные компании создавали проекты с обучением сотрудников в виртуальной реальности.
С 2019 года активно росла ниша AR, потому что большинство новых гаджетов поддерживали режим дополненной реальности, а флагманские устройства, например, от Apple, даже делали на это ставку.
С марта по май 2020 года на рынке иммерсивных решений происходил шторм. Бюджеты компаний урезались, какие-то проекты ставили на «паузы» или даже отменяли, над другими продолжали работать с заделом на будущее. Общая активность начала возвращаться примерно в августе, после чего рост рынка продолжился.
Особо не подвергалась колебаниям ниша VR-обучения сотрудников сложным и опасным профессиям через тренажёры и симуляторы, а также прокачивание soft skills.
Но изменения затронули другие сегменты.
-
Просели все офлайн-направления в сфере ивентов, развлечений и маркетинга.
-
Быстрее начал расти AR-сегмент: за 2020 год – на 40% (VR для сравнения - «всего» на 10%). Возможно, потому что VR-решения всё ещё требуют скопления людей в каком-то месте, у большинства из них очков виртуальной рельности нет. AR же и в обучении персонала компании из любой отрасли, и в маркетинге, и в образовании, и на онлайн-мероприятиях можно использовать из дома: это все ещё эффективно и полностью безопасно в пандемию.
-
Актуальными стали иммерсивные технологии для концертов, выставок, деловых мероприятий в онлайне и удалённой работы. После того, как все научились базовым вещам, возник запрос на инструменты вовлечения в онлайне. Ими стали выставочные пространства в VR, 3D-модели в браузере, VR-фоны за спикерами, VR-комнаты и совещания, интерактивные презентации и контент, с которыми можно взаимодействовать.
-
Пандемия также подстегнула развитие технологии удалённых помощников в промышленности и медицине. При её использовании с оборудованием или пациентом контактирует только один человек, а через VR/AR-очки и наушники он становится «глазами и ушами» других экспертов.
Если говорить о деньгах, по данным PWC, 94% российских компаний не сокращали бюджеты и не замораживали инновационные проекты и цифровые инициативы из-за пандемии. На иммерсивные решения у компаний были и есть средства: ввиду эффективности технологий они считаются стратегическим приоритетом.
Из-за пандемии перераспределился только фокус. Так, часть бюджетов утекла в онлайн-мероприятия, выставочные пространства, AR-обучение. Возможно, это временно, но инвестиций в офлайн-мероприятия стало ощутимо меньше.
Рынок иммерсивных решений трендовый, он уже набрал обороты и имеет огромный потенциал. Компаниям во время пандемии было важно оперативно меняться под появляющиеся запросы. Конечно, какие-то небольшие студии, заточенные на потерявших актуальность направлениях, меняли фокус или уходили с рынка. Но в целом игроков на рынке прибавляется: крупные компании развивают свои отделы, появляются новые продукты и компании-разработчики.
В прошлом году рынок дополненной и виртуальной релаьности в России вырос на 16% и достиг 1,4 млрд. рублей. Решения для B2B лидируют, занимая 70% рынка. По данным KPMG, наибольший интерес к AR/VR в 2020 году был у представителей промышленности, машиностроения, ТЭК, медицины, банков, строительства и недвижимости, образования и науки, маркетинга, консалтинга, а также индустрии развлечений. На B2C приходится всего 10%. Остальные 20% занимает B2G (бизнес для государства) - в основном, это ниши образования, здравоохранения и культуры.
По прогнозу ТМТ Консалтинг, драйверами рынка продолжат быть B2B-проекты в промышленности, маркетинге и рекламе, HR, ритейле, фарме, медицине и образовании. Мы также ожидаем бурного развития AR-очков и массового распространения AR-решений.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».