Подушки из стружки: как устроена мастерская по производству товаров для сна и бани

Прочтёте за 6 мин.

«Сейчас быстрый побеждает сильного!»

IT-инструменты, которые использует «Лесовушка»

  • 1С-Битрикс
  • ВКонтакте
  • Instagram

Дмитрий и Ирина Семянниковы – приверженцы здорового образа жизни. Живут в деревне в Пермском крае, любят природу, запахи луговых трав и свежего сена. Пять лет назад они создали семейное предприятие «Лесовушка» и стали производить подушки и валики, набитые деревянной стружкой. Их продукция экологичная и имеет приятный запах. О том, как устроено семейное производство необычных подушек и как путешествия помогают находить новых покупателей, Дмитрий Семянников рассказал порталу Biz360.ru.

Досье

Дмитрий Семянников – 43 года, предприниматель из Пермского края, сооснователь компании  «Лесовушка». По образованию – радиофизик-электронщик, окончил Пермский государственный университет. В начале 2000-х годов вместе с женой Ириной создал компанию по проектированию инженерных сетей «АкваПроект», которую в 2009 году закрыли. В 2016 году супруги занялись производством подушек с наполнителем из древесной стружки под брендом «Лесовушка». В семье Дмитрия и Ирины трое детей.

Дмитрий Семянников

От проектирования – к подушкам

До создания «Лесовушки» мы с женой Ириной занимались проектной деятельностью. У нас была собственная компания по проектированию инженерных сетей, которую мы закрыли вскоре после кризиса 2008 года. Скорее всего, здесь сыграло свою роль отсутствие у нас предпринимательского опыта. После этого мы вынуждены были уйти в найм. 

В 2016 году наши друзья предложили нам попробовать себя в производстве и продаже подушек и валиков из стружки. Они сами выпускали такие подушки, мы всегда дружили семьями и поддерживали друг друга. 

Забегая вперёд скажу, что бизнес не разделил нас. Наоборот, дружба только окрепла. Друзья и сейчас делают такие же подушки. Мы совместно закупаем материал, упаковку и многое другое.

Семья Семянниковых 

Наше предприятие «Лесовушка» стало семейным проектом. Работаем мы с женой, а помогают и стимулируют нас на свершения наши дети. Я занимаюсь производством и продажами. На Ирине – бухгалтерия, дизайн и маркетинг. Старший сын увлёкся созданием видеоликов для «Лесовушки» и иногда помогает нам в упаковке и других делах. 

От ручного производства – к машинному

Для начала мы закупили рулон ткани и упаковку. На это ушло 15 тысяч рублей. Подушки на старте шили сами, используя раскройки и оверлок друзей. Потом бесплатно удалось обзавестись швейной машинкой «Подольск» – её нам подарили знакомые, у которых она пылилась на чердаке. 

Для наполнителя сначала использовали только можжевеловую стружку. Можжевельник – растение из «Красной книги», поэтому мы делали заготовки только из сухостоя (как и сейчас). Стружку производили обычным электрорубанком. Валики набивали вручную, а утрамбовывали их до нужной плотности с помощью деревянной толкушки с рынка, такими ещё делают картофельное пюре.

Лесовушка 

В какой-то момент мы перестали справляться с количеством заказов и задумались о станке по производству стружки. Заказали его на предприятии, которое занимается производством деревообрабатывающего оборудования. 

Это был единственный станок для нашего производства, который можно было просто купить. Всё остальное пришлось придумывать и конструировать самостоятельно. Например, нам нужен был станок для набивки валиков. Когда мы обращались в различные предприятия и конструкторские бюро, нам говорили, что сделать такой не могут. 

У меня инженерное мышление, поэтому я всё придумывал сам. Не хватало только навыков, чтобы реализовать это в металле. Но мы нашли мастера на все руки, который смог воплотить наши идеи в реальность. Он ещё и улучшения предложил.

Лесовушка 

А дальше мы смотрели, какой технологический процесс занимает больше всего времени и старались его ускорить. Одна из интересных идей получилась, когда мы придумывали способ выравнивания (откатки) валиков. 

Сначала каждый валик выравнивали при помощи стола и деревянной доски. Процедура занимала около одной минуты, что довольно много. В сети наткнулись на объявление о продаже новой автоматической беговой дорожки с браком автоматики. Пришла идея переделать её в станок для выравнивания. Посоветовались с тем самым «Кулибиным», который помог нам сделать предыдущий станок, и дорожка была куплена. Сейчас за пять минут выравнивается 100 валиков. 

Около дома мы недавно построили мастерскую и естественную сушилку для дерева. Там установили все станки и теперь выполняем здесь основные операции. Упаковкой занимаемся дома, а затем храним продукцию в маленьком домике размером с бытовку. 

Как устроены продажи

За первый год «Лесовушки» мы заработали 20 тысяч рублей. Правда, фактически работали полгода: открыли ИП в конце марта 2016 года, а подушки начали делать летом. Самая главная для нас проблема заключалась в сбыте, ведь продукция была новой и неизвестной на рынке. 

Мы сразу решили, что работаем в сфере B2B. Наши клиенты – экомагазины, этномузеи под открытым небом, маркетплейсы, магазины сувениров.

Лесовушка 

Первых клиентов искали по телефону, но конверсия от холодных звонков была достаточно низкой. Наша продукция – это такой товар, который надо увидеть и понюхать. Поэтому в поиске клиентов мы начали совмещать приятное с полезным. Когда ехали в путешествие, брали с собой подушки и валики, по дороге заезжали в магазины и показывали их. Этот способ мы используем и сейчас. Конверсия составляет процентов тридцать. 

Летом существенную часть продаж обеспечивают этномузеи, а в остальные сезоны – другие наши партнёры. У нас сейчас около 20 постоянных клиентов. В продажах есть выраженная сезонность – с мая по сентябрь продажи сильно падают. Средний чек покупки составляет от 5 до 7 тысяч рублей. 

Сейчас нашу продукцию можно купить практически в любом городе России, так как мы представлены на маркетплейсах Ozon и Wildberries. 

Лесовушка

В Перми нашу продукцию реализуют магазины «Амбар» в ТЦ «Ашан», «Ботаника» в ТЦ «Радуга», «Полезно» у ТЦ «Столица», «Сударушка», «Сундучок», «Чайная лавка» в этнодеревне Хохловка. У наших партнёров цены на наши подушки могут варьироваться от 300 до 2500 рублей. Сейчас мы заключаем договор о сотрудничестве с курортами Пермского края – Ключи и Красный Яр. 

Наш проект окупается. В 2020 году нам удалось заработать 1,8 млн. рублей. Наши расходы на производство составляют 50-60% от оборота. Так как мы сейчас активно развиваем свою компанию, то почти всю прибыль вкладываем в её развитие. 

Что внутри подушек

Сейчас мы делаем стружку из шести видов деревьев: сосны, ели, пихты, берёзы, осины и можжевельника. Мы используем только чистую стружку, без добавления ароматизаторов. Древесину закупаем у заготовителей леса. У них она называется балансовой древесиной – это деревья-нестандарт (слишком тонкие, либо короткие обрезки), которые не годятся в переработку на пилорамах. 

Для чехлов подобрана ткань, которая не пропускает пыль и древесные крошки. Для наволочек используем натуральный хлопок. Раньше ткани нужной плотности были только китайские, сейчас стали закупать материал в Иваново. Расцветки стараемся выбирать, исходя из запросов покупателей и клиентов. Все швейные операции отдаём на аутсорс нескольким швейным цехам и ателье из Перми.

Лесовушка 

В качестве упаковки используем полиэтиленовые пакеты с клеевым клапаном. Большие подушки упакованы в сумки с ручкой. Качественную и недорогую упаковку смогли найти в Карачаево-Черкесии. Даже с учётом транспортных расходов получается заметно дешевле, чем у местных производителей. 

Этикетки печатаем сами (пришлось приобрести цветной принтер) или размещаем заказ в типографии. Сразу отрабатываем дизайны этикеток под запросы наших партнёров. Продукция «Лесовушки» представлена во многих туристических местах, а людям хочется привозить из путешествий подарки с фото и символикой тех мест, в которых они побывали.

Семья Семянниковых 

Максимум нашего производства – 1500 единиц продукции в месяц. Но мы легко можем выпускать в десять раз больше. Без привлечения других людей, вдвоём с женой мы делаем за смену около 100 валиков или средних подушек. 

Ассортимент для разных покупателей

Наши валики и подушки из стружки довольно плотные. Они подходят любителям класть голову на более плоские подушки. Нам приходили отзывы, что у некоторых людей благодаря нашей продукции нормализовался сон и пропала бессонница. 

Другая категория наших покупателей – это люди, которые кладут подушку «Лесовушка» рядом с кроватью для аромата. Наша продукция как раз для любителей деревянного дома и леса. Тех, кто хочет привнести природу к себе в дом.

Лесовушка 

Срок годности наших изделий довольно долгий. Мы сами до сих пор пользуемся валиками и подушками, которые сделали около 3-4 лет назад. Со временем в них измельчилась стружка, но она не выпадает. А от подушек и валиков все ещё исходит слабый аромат дерева. 

Единственное ограничение в их использовании – подушки и валики нельзя мочить. Иначе начнутся процессы гниения и плесени. Мы рекомендуем использовать для своих подушек дополнительные чехлы. Их можно снимать и стирать по мере загрязнения. 

Валики и подушки изготовлены с разной плотностью набивки и из разных тканей. Мы постарались сделать продукты на разные запросы. 

Около трёх лет назад придумали банные коврики из стружки и трав. Мы очень любим баню и сделали их под себя. Коврики можно использовать не только в качестве сиденья, но и в качестве валика. Они приятнее для тела, чем деревянные или войлочные сиденья. Подушки можно заваривать в горячей воде, а отваром обливаться после бани или использовать для «вкусного» пара в парилке.

Лесовушка 

После двух завариваний аромат у ковриков почти исчезает. Но после сушки они могут использоваться как обычное сиденье. У нас в бане коврикам три года, а мы до сих пор на них сидим. 

Всего в нашем ассортименте более 60 позиций продукции на разный выбор и вкус. 

Корона-кризис – время для совершенствования

Прошлый и нынешний год были для нас невероятно сложными из-за коронавируса. Во время самоизоляции продажи упали практически до нуля. Наши партнёры, связанные с туризмом, стали закрываться. 

Для нас это стало мощным стимулом к развитию и получению новых знаний. Раньше знаний тоже не хватало, но как-то всё шло-катилось потихоньку... Мы осознали, что предприятие начало потихоньку превращаться в маленькое такое болотце (с точки зрения развития).

Лесовушка 

Сначала друзья сообщили нам о возможности поучаствовать в программе «Бизнес с наставником», в которую заявилось около 180 предпринимателей Пермского края. Мы решили попробовать, и попали к хорошему наставнику. Мы сами достаточно самокритичны, поэтому сошлись с ним взглядами и характерами. 

Девиз нашего наставника – «Сейчас быстрый побеждает сильного!» Мы этим прониклись и поняли, что довольно долго «тормозили». Начали действовать активнее, смелее и быстрее. Смогли построить модель своего бизнеса, учли многие плюсы и минусы нашего предприятия. Определили цели на ближайший год. 

Затем с удивлением обнаружили, что мы заняли одно из трёх первых мест в программе. В качестве приза нам предложили помощь в оплате обучения по программе мини-MBA в университете «Синергия». Пару недель назад я сдал итоговую работу на «отлично».

Семья Семянниковых 

Мы прошли добровольную сертификацию экопромбезопасности с лабораторными испытаниями. Сертифицировались при помощи центра «Мой бизнес» в Пермском крае. Они выбрали исполнителя и заключили трёхсторонний договор. Затем мы отдали свои подушки для лабораторных испытаний. Несмотря на то, что мы всё время боремся за качество, немного волновались. Но испытания прошли без проблем. На прохождение всех процедур потребовался один месяц. Теперь мы гордо носим звание «экотовар». 

В декабре 2020 года мы стали членом Торгово-промышленной палаты РФ и победителями в конкурсе «100 семейных компаний». А на днях нам вручили премию в области предпринимательства «Золотой Меркурий» – одним из 15 компаний в России. 

Что дальше

Мы хотим, чтобы валики и подушки от «Лесовушки» появились на полках гипермаркетов в премиум-сегменте. Сейчас уже есть секции экопродуктов для правильного питания. Необходимо, чтобы появились подобные секции и для непродовольственных товаров. 

Ну и задумываемся об экспорте в страны СНГ и Европы. Надеюсь, им понравится такой необычный привет из России. Сейчас активно ведём переговоры с предприятиями Казахстана, Узбекистана и Беларуси. Хотим, чтобы наша продукция смогла представлять страну, ассоциироваться с ней. 

У нас огромное желание сделать предприятие устойчивым. Для нас важно, чтоб оно развивалось именно как семейное предприятие. Мечтаем, чтобы для наших детей, а потом и внуков «Лесовушка» стала интересным стимулом для развития.

Семья Семянниковых

Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».

29 сентября 2021

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов