Офлайн-продажи зависят от многих факторов. Один из них, не самый очевидный – освещение: витрины, фасада, торгового помещения и конкретного места на полке. Свет может как привлечь покупателей, так и наоборот – отпугнуть их. О том, как именно освещение влияет на продажи, портал Biz360.ru спросил игроков индустрии светодизайна – дизайнеров и производителей оборудования.
Артём Макаров,
генеральный директор компании «Азбука Света»
Свет влияет на внимание покупателей, за которое сейчас бьются все маркетологи – и в интернете, и в реальной жизни. Сейчас управление вниманием аудитории стало сложной и комплексной задачей, к решению которой привлекаются и архитекторы, и светодизайнеры.
Если мы говорим про торговлю, то тут очень важна работа с витринами. Понятно, что необходимо внутреннее освещение, чтобы витрина контрастировала с безликими окнами соседских зданий. Нужна ещё и высокая освещённость внутри неё, а также декоративное оформление: какие-то необычные цвета, световые линии. Одним словом что-то, что помогло бы разнообразить дизайн и необычно выделить рекламные конструкции, находящиеся в витринах. Если вы гуляли по центру Москвы, то видели, что у люксовых брендов витрины – это отдельное направление искусства.
В магазинах, даже дорогих и престижных, часто проектируют неправильный и вредящий магазину свет. Понять это можно в зоне примерки. Там обычно делают освещение в виде даунлайтов – это лампы, которые расположены наверху и светят вниз. Они создают огромные тени под глазами, освещение лица и фигуры становится немного пугающим. Когда примеряешь одежду, эти тени мешают оценить свой реальный вид.
В примерочных хорошо использовать мягкий рассеянный свет. Желательно, чтобы он падал на лицо и фигуру со стороны зеркала. Именно так ставят свет парикмахеры и визажисты. Они направляют горизонтальный рассеянный свет, чтобы посмотреть, как их работа выглядит «на самом деле».
Когда компания переделывает свет в примерочных – это однозначно влияет на продажи. Даже луки девочек с айфонами из примерочных стали лучше! Они сами себе больше нравятся в рассеянном свете. Когда они видят себя в зеркале или на экране смартфона, гораздо больше шансов, что результат им понравится, и они купят вещь. Я точно знаю несколько брендов, которые, заменив освещение в примерочных, увеличили продажи.
Артём Воронов,
основатель студии светодизайна LightLab.online
С помощью светодизайна бизнес может решить многие свои задачи. Например, стать более заметным для покупателей, подсветив фасад и витрины.
Кроме того, свет влияет и на восприятие товаров. Я вижу, как магазины выпечки теряют клиентов, подсвечивая сладости белым нейтральным светом. Тут должно использоваться тёплое освещение, чтобы продукт выглядел аппетитно. Другой пример из этой области: взгляните на мясное блюдо при синем освещении. Вы убедитесь, что аппетит тут же пропадает: его не хочется есть, покупать и даже видеть.
В ресторанах свет играет тоже важное значение. Если даже очень вкусное блюдо осветить рассеянным светом, то потребителю будет сложно сфокусироваться на нём. Поэтому правильнее над каждым столиком создавать световой купол.
От того, как конечный потребитель увидит ваш продукт, зависит в том числе и эффективность бизнеса. Поэтому, задумываясь о светодизайне, нужно учитывать множество нюансов и использовать выверенные решения. Я уверен, что светодизайнер, разрабатывающий проект освещения, выступает и в роли маркетолога. Его действия влияют на то, как ваши клиенты будут чувствовать себя в вашем магазине, кафе, ресторане или студии красоты.
Олег Штойк,
руководитель направления ТМ Briaton
Уровень освещённости, правильно подобранные типы и расположение приборов, нужные акценты – всё это создает комфортную атмосферу для покупателя, помогает ему с выбором, подчеркиваёт достоинства товаров, и, как результат, приносит высокие продажи.
На мой взгляд, одним из лучших примеров для подражания были магазины «ИКЕА». Там была тщательно выверенная система освещения, «продающая» буквально на каждом шагу. Добавьте к этому максимальный зрительный комфорт, правильное зонирование – всё это помогало магазинам сети быть несомненным лидером в своем сегменте.
Самый частый приём увеличения продаж с помощью света – простое увеличение освещённости в торговом зале. Максимальное число светильников с минимальным бюджетом, без проекта и привлечения специалистов – и результат не заставляет себя ждать. Но, к сожалению, в большинстве случаев эффект будет краткосрочный.
Более «продвинутые» компании проводят комплексную разработку проекта, не ограничиваясь только светом – важно правильно разместить оборудование с учётом трафика посетителей, выбрать расположение «топовых» товаров, продумать маршрут покупателя. Свет при этом играет немаловажную роль, он приглашает и направляет посетителей, обращая их внимание на лучшее предложение. Верно подобранная цветопередача источника света улучшит визуальную составляющую товара, будь это одежда, продукты или мебель.
Важны все составляющие освещения – фасадная подсветка, вывеска, световое оформление витрины, световой «вау-эффект» входной зоны, и далее, общим и акцентным освещением покупателя «проводят» по маршруту до кассы. Важно не забывать и о местах «визуального расслабления» и отдыха, где освещение может быть менее ярким, тёплым.
Анна Савицкая,
продакт-менеджер торговой марки Varton
Торговое освещение – это комплекс приборов, которые используют для освещения пространств в торговом зале, а также акцентных светильников для локальной подсветки определённых зон. Задача торгового освещения – создать атмосферу чистоты, комфорта и повысить покупательскую способность.
Для общего освещения используют потолочные светильники различных видов. Для акцентного – специализированное оборудование, направленно излучающее свет и обладающее поворотным механизмом. Кроме общего и акцентного освещения применяется декоративное. Оно служит для выделения фирменного стиля компании-продавца или является элементом интерьера.
Важную роль в качестве освещения играет коррелированная цветовая температура (КЦТ). Оптимальным считается нейтральный дневной свет, максимально приближенный к естественному. Но есть и нюансы, которые возникают при освещении определённой группы товаров. Если осветительные приборы подобраны неправильно, то продукты питания под ними будут выглядеть несвежими, а бытовая техника и одежда – изношенной.
Так, например, для освещения мяса используют красноватый спектр излучения и КЦТ в диапазоне 3000-4000 К. Для освещения хлеба применяют тёплый жёлтый цвет с КЦТ 2200-3000 К. Этот же спектр не может быть использован для освещений техники и электроники, так как он придаёт желтоватый оттенок, от чего товар кажется «старым». Поэтому в магазинах электроники отдают предпочтение преимущественно высокой КЦТ, то есть холодному белому свету.
Константин Константинов,
руководитель коммерческого отдела компании LDCI
(производство светодиодных светильников)
Правильно освещённые торговые площади привлекают большее внимание покупателей, а правильно подобранная цветовая температура светильника может подчеркнуть качества товара. Но порой мы забываем, что продажи – это не только прилавок магазина. Офисы, коворкинги, корпоративные штаб-квартиры являются центрами продаж, и влияние света на этих площадях нельзя недооценивать. Только представьте, насколько неприятно работать каждый день в помещении с неправильно организованным освещением.
Основные показатели, которые важно соблюдать для создания комфортной обстановки на рабочих местах – это коэффициент пульсации светового потока, его интенсивность, наличие защитного угла (UGR), обеспечивающего отсутствие слепящего эффекта, комфортная цветовая температура светильника. Подбор правильного освещения для коммерческих помещений всегда должен включать в себя такой этап, как светотехнический расчёт. Игнорирование данного этапа часто приводит к тому, что помещение становится просто непригодным для комфортной работы.
Сейчас практически никто не использует однотипное освещение в рамках одного помещения. На многих наших проектах вы можете увидеть комбинации световых приборов, которые позволяют включать освещение отдельных помещений, создавать сценарии, менять цветовую температуру свечения и по необходимости персонализировать освещение каждого рабочего места.
* Все спикеры – участники светотехнической премии «Золотой Фотон», которая прошла в Москве в сентябре 2022 года.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен»