Разрешительный режим продажи маркированной продукции: что это такое и как он будет работать

Прочтёте за 4 мин.

1 апреля 2024 года стартует новый важный этап маркировки

Для компаний розничной торговли и заведений общественного питания с 1 апреля 2024 года вводится разрешительный режим продажи маркированной продукции. Режим вводится поэтапно и первоначально затронет только отдельные виды маркированных товаров. Давайте разберёмся, что из себя представляет разрешительный режим продажи маркированной продукции, как он будет функционировать и какие штрафы могут последовать за его нарушение.

Bar Code

В чём суть разрешительного режима продажи маркированных товаров

Система обязательной маркировки продукции с начала своего внедрения предполагала введение в перспективе абсолютного запрета на оборот и реализацию немаркированных товаров, подлежащих маркировке. Такой запрет сейчас и вводится поэтапно. Участникам оборота маркированных товаров предоставляется так называемый «переходный» период, в течение которого они могут реализовывать немаркированные остатки продукции, в отношении которой была введена обязательная маркировка.

Продолжительность переходного периода зависит от категории продукции, подлежащей маркировке. Например, продавать немаркированную одежду сейчас разрешается до 31 марта 2024 года включительно (постановление правительства РФ от 31 декабря 2019 года №1956), а остатков немаркированных ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней – до 31 августа 2024 года включительно (постановление правительства РФ от 26 февраля 2021 года №270).

По истечении переходного периода продавцам запрещается продавать немаркированные товары под угрозой привлечения к административной ответственности. При этом для реализации такого запрета в отношении продавцов вводятся специальные правила продажи маркированных товаров, в отношении которых был введён запрет на реализацию без нанесённых на них средств маркировки. Такие правила как раз и устанавливает разрешительный режим продажи маркированных товаров.

  • Разрешительный режим продажи маркированных товаров – это порядок розничной реализации товаров, при котором продажа продукции сопровождается обязательной проверкой нанесённой на товар маркировки на предмет её соответствия установленным законодательным требованиям и запретам. Правила реализации разрешительного режима продажи маркированных товаров установлены в соответствии с постановлением правительства РФ от 21 ноября 2023 года №1944.

Как маркированный товар проходит проверку при покупке

В рамках разрешительного режима маркированный товар перед его продажей конечному покупателю сканируется на кассе, и сведения о нанесённой на него маркировке через онлайн-кассу передаются в информационную систему маркировки «Честный знак». 

Получив от продавца сведения о нанесённом на товар коде маркировки, «Честный знак» проверяет легитимность данного кода и направляет продавцу через онлайн-кассу информацию о том, соответствует ли спорный код маркировки законным требованиям или нет.

Если код маркировки легитимен, продавец получает разрешение на реализацию соответствующего товара. Если же система маркировки не находит в свой базе данных информацию о пробиваемом коде маркировки либо же обнаруживает какие-либо другие нарушения правил маркировки, «Честный знак» сигнализирует об этом продавцу, и спорный товар «отбраковывается». Реализации такой товар не подлежит, о чём продавец должен сообщить покупателю с объяснением причин невозможности совершения продажи.

Все перечисленные проверочные действия производятся моментально и не занимают много времени. Общее время проверки составит порядка полутора секунд. 

ПРОВЕРЬТЕ ГОТОВНОСТЬ СВОЕЙ КОМПАНИИ К РАБОТЕ С РАЗРЕШИТЕЛЬНЫМ РЕЖИМОМ ПРОДАЖИ МАРКИРОВАННЫХ ТОВАРОВ
Чек-лист
Проверке подлежит каждый код, нанесённый на потребительскую упаковку товара. Причём проверка проводится сразу по нескольким направлениям: система контролирует не только наличие или отсутствие проверяемого кода в системе маркировки, но и проверяет маркированный товар на соблюдение ряда других обязательных требований.

В частности, система проверит, сообщил ли производитель в «Честный знак» о введении маркированного товара в оборот, не выведен ли товар из оборота, не истекли ли сроки его годности, соответствует ли стоимость товара минимальным или максимальным ценам реализации и т.д. 

Несоблюдение даже одного из перечисленных требований повлечёт невозможность продажи маркированного товара. Онлайн-касса попросту заблокирует реализацию такого товара.

Сроки внедрения разрешительного режима продажи в отношении отдельных товаров

Разрешительный режим продажи маркированных товаров будет вводиться поэтапно и первоначально затронет только часть продукции, которая в настоящее время подлежит обязательной маркировке.

Первый этап реализации режима продажи маркированных товаров стартует уже с 1 апреля 2024 года. На этом этапе контролю подвергнутся продаваемые в магазинах и заведениях общепита табачные изделия, а также пиво и слабоалкогольные напитки в кегах. Позже данный режим распространят и на другую маркированную продукцию.

Предусмотрены следующие сроки внедрения разрешительного режима продажи маркированных товаров:

  • 1 апреля 2024 года – сигареты и прочие табачные изделия, а также пиво и слабоалкогольные напитки в кегах;

  • 1 мая 2024 года – упакованная вода и молочная продукция, реализуемая через крупные торговые сети;

  • 1 сентября 2024 года – упакованная вода и молочная продукция, реализуемая через все торговые объекты без исключения;

  • 1 ноября 2024 года – пиво и слабоалкогольные напитки в потребительской таре; парфюмерно-косметическая продукция, предназначенная для гигиены рук, кожные антисептики, биологически-активные добавки (БАДы); шины, фотоаппараты, обувные товары, одежда, а также духи и туалетная вода;

  • 5 февраля 2025 года – безалкогольные напитки, в том числе с соком, упакованные в стеклянную или полимерную потребительские упаковки, за исключением соков, нектаров, морсов и напитков на растительном сырье;

  • 1 марта 2025 года – медицинские изделия и кресла-коляски;

  • 1 июня 2025 года – любые безалкогольные напитки в любой таре и упаковке.

Кто вправе не соблюдать новые правила продажи маркированных товаров

К числу компаний и ИП, на которые не распространяется разрешительный режим продажи маркированной продукции, относятся следующие:

  • компании, применяющие ККТ в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы и оператору информационной системы мониторинга в электронной форме (например, в отдаленных местностях, где отсутствует интернет);

  • компании, осуществляющие торговлю мороженым в киосках, а также торговлю в розлив безалкогольными напитками, молоком и питьевой водой;

  • компании, которые не являются участниками оборота товаров, в отношении которых введена обязательная маркировка;

  • заведения общественного питания, которые при розничной продаже маркированных товаров указывают в чеке не код маркировки, а код товара, входящий в состав кода идентификации (GTIN).

Кроме того, разрешительный режим не распространяется на продажу маркированных товаров через торговые автоматы, а также на их продажу по образцам или дистанционным способом при отгрузке маркированного товара со склада хранения для доставки потребителю с одновременной подачей в информационную систему мониторинга сведений о выводе из оборота товара.

Все прочие компании и ИП обязаны соблюдать режим продажи маркированной продукции и в случае необходимости должны отказаться от реализации маркированных товаров, у которых коды маркировки не прошли проверку. 

В каких случаях маркированный товар невозможно будет продать

Если при проверке товара на кассе продавцу придёт уведомление от «Честного знака» о нарушении тех или иных требований обязательной маркировки, дальнейшая реализация такого товара прекращается. Продавать маркированный товар нельзя будет в любом из перечисленных ниже случаев:

  • в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке, отсутствуют сведения о проверяемом коде маркировки;

  • товар по статусу кода идентификации в информационной системе мониторинга ранее уже был выведен из оборота (например, продан или утилизирован);

  • товар по статусу кода идентификации в информационной системе мониторинга был запрещён к реализации по решению уполномоченного органа (например, при поступлении на рынок бракованной партии товара);

  • в информационной системе мониторинга «Честный знак» отсутствуют сведения о вводе товара в оборот;

  • продажа товара по цене ниже или выше максимальной розничной цены;

  • срок годности товара (при наличии такового) истёк;

  • код маркировки товара не прошёл проверку на подлинность.

Если продавец осуществит продажу маркированного товара при наличии любого из перечисленных нарушений (или их совокупности), его привлекут к ответственности.

Маркировка

Источник: Buh.ru

29 марта 2024

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов