Космическая еда с недавних пор доступна не только космонавтам, но и всем желающим – супы, вторые блюда и десерты в тюбиках выпускаются компанией «Лаборатория космического питания» и продаются в вендинговых автоматах и через интернет. Космическую еду под брендом Spacefood производят в том же самом месте, где и весь орбитальный рацион отечественных космонавтов. О том, что находится в тюбиках и будет ли такой продукт продаваться в регионах, проекту Five O’Clock рассказал глава компании Андрей Ведерников.
Андрей Ведерников, 39 лет, предприниматель, соучредитель и генеральный директор компании «Лаборатория космического питания». Продукция компании – различные блюда для космонавтов в тюбиках под брендом
Spacefood – продаётся через вендинговые автоматы в знаковых местах Москвы и через интернет-магазин «Космоеда».
До «Лаборатории космического питания» у меня было несколько проектов, в том числе в торговле. Был замдиректора больших магазинов, генеральным директором продуктового магазина. Работал в ресторанном бизнесе, в производстве косметики, много где - и как собственник, и как управленец. В «Лаборатории» я тоже и соучредитель, и директор.
Компания появилась в 2011 году, а первые продукты серии Spacefood только в 2015-м. Подготовительный период был достаточно сложный. Мы работаем с госпредприятиями - НИИ пищеконцентратной промышленности и специальной пищевой технологии, а также с Бирюлевским экспериментальным заводом. Всё, что они изобретают и разрабатывают, является интеллектуальной собственностью России и принадлежит государству.
Завод производит питание для космонавтов, а их у нас не очень много, поэтому объёмы были невелики. Чтобы выйти на обычный «земной» рынок потребовалось четыре года. Мы закупили дополнительное оборудование, но оно до сих пор не всё задействовано, потому что это закрытый объект, там миллион согласований. Хотя немного площадку мы всё-таки расширили.
В чём интерес НИИ и завода? Во-первых, это популяризация космоса. Во-вторых, они тоже зарабатывают. Кстати, по договору они ни с кем не могут работать, кроме меня.
Первые аппараты с космической едой появились на ВДНХ. Я знаком с директором ВДНХ, приехал, пообщались: «Давай попробуем? - Давай». Не было каких-то хитрых схем и расчётов, идеальную точку на карте мы не искали. На ВДНХ показалось логичным и разумным: они про достижения, про историю, про страну. У них появился павильон «Космос», и мы там встали.
Срок хранения тюбика с космической едой от Spacefood – 18 месяцев. Стоимость одного тюбика – 300 рублей.
Позже мы переехали в соседний павильон «Политех», там открылся музейный комплекс «Буран». В «Космосе» просто непостоянная экспозиция: она то появляется, то убирается. Также в Планетарии стоим. Всего у нас около десяти площадок. Наибольшую прибыль приносят Планетарий и ВДНХ.
Заходили в ТЦ - в ТРК «Весна» и «МЕГА Белая дача». Могу сказать, что у нас всё-таки не импульсный товар. Вот купить кофе за 150 рублей человек может всегда, а тюбик с космической едой за 300 - уже нет. Так что ТЦ как канал продаж не особо работают на самом деле. Скажем так, не приносят ожидаемого результата.
Думали про вузы. Вузы - не самая очевидная площадка, но попробовать стоит, там учится много людей. Естественно, студенты не перестанут ходить в столовые и буфеты, но альтернатива у них точно будет. Кроме того, каким бы доступным и быстрым ни был фастфуд, иногда его есть неудобно. А Spacefood удобно есть в любых обстоятельствах, хоть на лекции, или когда нужно быстро, экстремально быстро перекусить.
Мне интересны любые площадки. Да, судя по продажам, лучше всего продукт расходится в тематических павильонах и музеях про космос. Нас, например, уже ждут в музеях и планетариях Самары и Калуги, много запросов со всей России. Но кто сказал, что в других местах продукт не пойдёт? Надо искать.
Я понимаю, что наша цена – 300 рублей за тюбик - «кусается». Но на космическую еду в принципе высокие цены. До нас её продавали в музеях космонавтики, и там тюбики стояли по 500 рублей. Мы снизили цену за счёт уменьшения объёма тюбика. Классический вариант, тот самый, что для космонавтов, - это 160 граммов, а у нас тюбик - 115 граммов. То есть чуть-чуть поменьше, но внутри они абсолютно идентичны по составу.
Это важная тема. Пока мы зарабатываем на этой цене, стараемся сделать продукт популярным и не поднимаем цены. Проблема в том, что из-за расходов на доставку работать с такой ценой в регионах будет сложнее - мы теряем в марже. Вот такая сложная ситуация.
Тут два варианта: или покрывать расходы объёмами отгрузки, или уменьшить объём тюбика на некоторые продукты. В этом, кстати, есть не только экономический резон. Я всё чаще получаю отзывы о том, что 115 граммов - это многовато, вот 70–75 было бы в самый раз. Плюс преимущество в аэропортах: сейчас Spacefood можно поставить только в duty free, то есть когда человек уже прошёл таможню. А, есть третий вариант. Сам тюбик, он финский - в России такого размера никто не делал. Сейчас одна питерская компания заказала оборудование - специально под нас - и такие тюбики появятся. Это тоже скажется на цене.
Как в структуре цены бьются «начинка» и «упаковка»? Упаковка очень дорогая, начинка - не очень (20–25% цены). Если разложить эти 115 граммов продуктов по составу, получится совсем ничего. Дороже всего обходится сама технология производства. Например, чтобы приготовить борщ на 500 тюбиков, уходит 7,5 часов. Это огромное энергопотребление, температура доводится до 120 градусов. Ну и, конечно, человеко-часы. Здесь, как и для космоса, всё производится вручную, каждый грамм мяса перерабатывается.
При этом технология принадлежит государству, и выкупить её невозможно. Есть запросы из-за границы. Из Канады, Англии, Японии, Франции, Германии, Испании, Арабских эмиратов, Бельгии. Но там ситуация такова, что они должны будут сертифицировать продукт на своём рынке. Для этого им нужно проверить товар на безопасность, получить всю необходимую документацию от производителя, иметь ко всему доступ. Но тогда технология будет раскрыта, что, как вы понимаете, исключено. То есть купить нас можно, но нельзя.
По продажам у нас на первом месте борщ. На втором - мясное пюре. Мы думали, все будут разбирать творог, рассчитывали на детей, но нет - борщ и мясное. Всё-таки россияне - мясоеды, об этом нельзя забывать.
Совсем провальных позиций у нас нет, но вот щи зелёные, например, расходятся не очень. Их точно можно меньше производить, хотя в ассортименте они всё равно останутся. Может покупатели думают, что это что-то вегетарианское? Но в космосе нет блюд для вегетарианцев, там бульон мясной.
В настоящий момент в линейке Spacefood – одиннадцать блюд в тюбиках: борщ, харчо, рассольник, щи зелёные, баранина маринованная, свинина с овощами, мясное пюре, а также четыре вида творога - с абрикосовым, черносмородиновым, облепиховым и яблочным пюре.
Spacefood я вообще никак не продвигаю. Совершенно. Всё, что происходит сейчас в рекламе - это журналисты сами выходят, звонят, спрашивают, просят комментарии. На этом мы закрываем вопрос. Специально что-то рекламировать – нет смысла.
Я готов ставить аппараты, и для этого мне не нужно тратить деньги на рекламу. Плюс производство не справится, если мы будем что-то широко рекламировать. Пойдёт вал заказов, который мы пока не сможем ни остановить, ни удовлетворить.
Как заработать на 3D-очках и виртуальной реальности.
Как заработать на высокотехнологичных шоу роботов.
Как заработать на обучении детей робототехнике.