Цветы для ленивых: как заработать на растениях, не требующих ухода

Прочтёте за 5 мин.

«Попасть в ритейл несложно, если у тебя интересный продукт»

IT-инструменты, которые использует Екатерина Семёнова

  • Lpgenerator
  • Insales
  • Instaplus

Однажды маркетолог Екатерина Семёнова увидела на выставке необычные цветы, которые росли без полива – сами по себе. Она выяснила, что луковицы амариллиса были обработаны специальным составом, который позволял расти им без какого-либо ухода. Этот цветок не только заинтересовал Екатерину с эстетической точки зрения, но и стал основным элементом для её бизнеса. О том, как заработать на цветах, которые не требуют специального ухода, Екатерина Семёнова рассказала порталу Biz360.ru.

Досье

Екатерина Семёнова, 31 год, предприниматель из Москвы, основатель цветочной компании  Happy Bulb. Окончила финансовый университет при правительстве РФ по специальности «маркетинг». До запуска собственного бизнеса работала маркетологом в ювелирной и алкогольной компаниях. В 2017 году основала проект по продаже растений, не требующих ухода Happy Bulb.

Екатерина Семёнова

Пустить корни

Во время декрета маркетолог Екатерина Семёнова решила открыть своё дело - и для этого пошла учиться на бизнес-курсы. Для прохождения учёбы необходимо было выбрать направление, в котором начинающий предприниматель хотел бы развиваться. Екатерина выбрала флористику. «Тогда эта сфера казалась мне очень простой. Сейчас даже смешно, что когда-то так думала», - иронизирует Екатерина Семёнова. 

Первой идеей её проекта была продажа недорогих букетов в крафтовой бумаге по 500 рублей. Когда Екатерина узнала закупочные цены на свежие цветы и посчитала прочие затраты (аренда, логистика, оборудование для хранения, работа флориста, администратора и т.д.), энтузиазма поубавилось. Но руки не опустились. 

Чтобы глубже погрузится в тему, Екатерина окончила курсы флористики и стала посещать специализированные выставки. На одной из них - Flowers Expo - она увидела луковицы амариллиса, которые были покрыты составом на основе парафина и не требовали полива. Растения привезла в Москву компания из Голландии, и подобный товар на отечественном рынке был новинкой.

Happy Bulb 

«Выглядело это как крупная луковица размером с грейпфрут, покрытая чем-то блестящим. Она очень привлекала внимание. Эта луковица мне понравилась, я купила её домой для поднятия настроения», - вспоминает Екатерина. 

И спустя какое-то время к ней пришла идея продавать не готовые букеты или цветы в горшках, а именно эти луковицы. Так и родилась компания Happy Bulb - «Счастливая луковица», которая единственная в России занимается покрытием растений по технологии известной голландской цветочной корпорации Nowaterflowers. 

Покрытие, созданное на основе парафина, позволяет вырастить из луковицы цветок без полива. Цветок при этом развивается за счёт ресурсов самой луковицы. 

Happy Bulb

Обработкой луковиц занимается сама Екатерина, эта полностью ручная работа. «Обработка одной луковицы занимает 30 минут. Если делается тираж, то всё происходит быстрее. Состав остывает примерно минут 20, а затем окончательно твердеет - как обычный парафин», - объясняет предпринимательница. 

Иногда в состав добавляются матовые или глянцевые краски, блёстки. Они несут лишь декоративную функцию, практической пользы в этом нет. Цветок появляется из луковицы через 3-4 недели после нанесении состава и цветёт на протяжении одной-двух недель. 

Из Instagram – на полки супермаркетов

В 2017 году Екатерина начинала продажи своих луковиц через страницу в  Instagram. Получить первый заказ ей помогло радио «Серебряный дождь», которое в декабре запустило рубрику «Банк новогодних идей» - в ней ведущие рассказывали о необычных бизнесах. Екатерина написала о своём проекте Happy Bulb - и о ней рассказали в эфире. В тот же день первый клиент нашёл её в Instagram и сделал заказ. 

А через несколько месяцев появился настолько крупный заказ, что из-за него проект пришлось спешно масштабировать. Екатерина Семёнова позвонила в торговую сеть «Азбука вкуса», чтобы узнать, сколько будет стоить аренда площади в прикассовой зоне. Там она собиралась выставить свои луковицы. Но случайно попала на категорийных менеджеров, которые заинтересовались её товаром. Они предложили войти с ним в сеть.

Happy Bulb 

«Попасть в сеть на самом деле несложно, если у тебя действительно интересный продукт, не имеющий аналогов», - резюмирует Екатерина Семёнова. 

Чтобы обеспечить партию для торговой сети, девушка вложила в дело около 200 тысяч рублей собственных сбережений. Эти деньги она потратила на закупку 600 луковиц амариллиса в Голландии, аренду небольшого склада в промзоне и найм нескольких рабочих на сдельную зарплату. Нанятые сотрудники помогали покрывать луковицы специальным составом, упаковывать и раскладывать товар по коробкам. 

Первая партия амариллисов в «Азбуке вкуса», по словам Екатерины, «ушла влёт». Предпринимательнице удалось заработать 200 тысяч рублей чистой прибыли, которые она тут же вложила в дальнейшее развитие – закупку луковиц, ингредиентов для состава, дизайн, упаковку, продвижение.

Екатерина Семёнова 

«Азбука вкуса» до сих пор закупает единичные партии луковиц без полива к различным праздничным датам. А вот другая торговая сеть – «Республика» - стала постоянным закупщиком продукции Happy Bulb. Ежемесячно Екатерина Семёнова отгружает им до 400 единиц товара. В общей сложности этот канал продаж приносит четверть прибыли. 

Расширение ассортимента

Сегодня компания Happy Bulb предлагает три вида продукции: луковицы без полива, фермы по выращиванию трав с автополивом и композиции в грунте, которые являются заменой живым букетам. 

«Интерьерная композиция в грунте - достаточно новое направление во флористике, но оно активно развивается. Создание такой композиции достаточно хлопотное дело, потому что работа грязная и долгая. На составление одной композиции уходит от 30 минут до нескольких часов, а на живой обычный букет минут 15-20», - объясняет Екатерина. 

Любое горшечное растение может стать элементом для композиций в грунте - и суккуленты, и орхидеи, и гортензии. Подобные цветочные композиции позволяют избежать списания растений, которое во флористике всегда бывает. Екатерина лично составляет композиции и никому это дело не доверяет.

Happy Bulb 

Примерно через год после запуска Happy Bulb Екатерина заинтересовалась фермами для зелени с автополивом. Конструкция представляет собой стеклянную ёмкость, которая вставляется в кашпо, и через него протягивается канат – с его помощью к растению поступает влага. 

«Можно, грубо говоря, забыть об этой ферме на неделю и даже больше, а она сама будет подписываться жидкостью всё это время. Так называемый фитильный полив - это советская разработка, которую сегодня применяют агрономы всего мира», - рассказывает Екатерина Семёнова. 

В наборе также есть всё необходимое для выращивания пряных трав: торф, удобрение, семена. Пока в ассортименте розмарин, базилик, руккола, мята, скоро добавится ещё и лаванда.

Екатерина Семёнова 

Идея производить фермы появилась у Екатерины ещё на самом старте. Однако на то, чтобы найти поставщика нужной упаковки ушло около года. 

«Трудно найти в Москве производителя, который может сделать нужные стаканчики из пластика. Сложность ещё и в том, что в России дорогое производство пластика в отличие от Китая. Только спустя год нам удалось найти производство в Москве, которое изготавливает пластиковые горшки по нашему запросу», - говорит Екатерина Семёнова. 

Как устроены продажи

Для каждой позиции из ассортимента компании существуют свои эффективные каналы продаж. Через Instagram хорошо продаются композиции в грунте - около 15-20 штук в месяц. Их цена варьируется от 2500 до 20000 рублей. 

«Сейчас композиции в грунте стали более премиальными, ценник растёт. Потому что если продавать композиции по цене 2 000 рублей, это значит - заложить маржинальность 1000 рублей, а то и меньше. А ведь иногда ради одной композиции приходится съездить на базу или в теплицу. Поэтому сейчас грунтовые композиции в среднем стоят, как правило, в пределах 5000 рублей», - объясняет Екатерина Семёнова.

Екатерина Семёнова 

Продажи ферм для трав идут лучше всего в рознице. В среднем каждый месяц продаётся около 200 штук, и только через магазины сети «Республика». Их стоимость в магазине - около 2000 рублей. 

Эта же сеть вместе с Instagram активно продаёт луковицы без полива. Цена на одну луковицу – 1490 рублей. Чтобы сократить количество списаний нераспроданных и испортившихся луковиц, их продают только накануне праздников. Самыми «хлебными» датами являются Новый год и 8 марта. 

Экономика проекта

Семенной материал для ферм Екатерина закупает в России. А вот луковицы заказывает через поставщиков в Голландии. Говорит, что всё, связанное с луковичными растениями, производится только в этой стране. 

После того как посевной материал доставляется, его отправляют на арендуемый специально для этих целей склад. «Для наших технологий большие площади не требуются. Так что справляемся в небольшом помещении, где покрываем растения специальным составом и тут же храним», - замечает Екатерина Семёнова.

Happy Bulb 

Вне праздничных дат спрос на цветы без полива спрогнозировать сложно. Поэтому партия товара обычно создаётся под конкретный заказ. Если речь идёт о нескольких штуках, то Екатерина справляется сама. Для крупных заказов она нанимает сотрудников на сдельную оплату – с ними она сотрудничает уже не первый год. Они по инструкции наносят состав на луковицы, один из них отвечает за контроль качества. 

«Пока мы всё делаем вручную, так как изготовление специального станка - это 400-500 тысяч рублей. Дешевле нанимать людей на покрытие каждой партии», - говорит Екатерина.

На аутсорсинге в проекте работают также специалист по SMM, бухгалтер и водитель, который развозит заказы. 

Екатерина Семёнова

Основные статьи расходов проекта - аренда склада, оплата коммунальных услуг, реклама и продвижение, закупка товара, оплата труда привлекаемых сотрудников, налоги. Ежемесячная прибыль компании – 200-250 тысяч рублей в месяц. 

Что дальше

Сейчас Екатерина Семёнова находится в поиске идей для расширения линейки растений, которые могут расти без ухода или с автополивом. Ошибки в цветочном бизнесе дорого стоят. Цветы и растения - товар скоропортящийся. Непродуманные эксперименты с новым товаром могут увести в минус. 

«В прошлом году у нас плохо продались хвойные венки. Мы их поставили в сеть «Республика» под Новый год в таком большом количестве, что они не продались. Купили только половину партии. Возможно, мы рано выложили товар - 17 декабря. Люди посчитали, что к новому году венки будут несвежие», - приводит пример неудачного эксперимента с ассортиментом Екатерина. 

Екатерина Семёнова

В перспективе она хотела бы поставить свой проект на самостоятельные рельсы и уйти в другую сферу. По словам Екатерины, в цветочный проект она пришла всё же случайно и всегда помнит об этом. 

«Я никогда не «болела» цветами, просто вижу в луковицах без полива что-то прикольное. Я считаю, что человек должен заниматься тем, что приносит ему истинное удовольствие. Поэтому сейчас думаю над тем, чтобы делегировать весь процесс наёмным управленцам, и не заниматься больше операционкой. Я хочу попробовать себя в деле, в котором вижу больше смысла для себя лично, а, значит, буду более вовлечённо работать», - говорит Екатерина Семёнова.

Екатерина Семёнова


Читайте также:

Клумба в коробке: как заработать на садовых выкройках.
Посеешь семя, пожнёшь бизнес: как заработать на микрозелени.
«Пони на балконе»: как заработать на озеленении окон и балконов.


29 ноября 2019

Комментарии

0
Войдите через аккаунт социальной сети:
  • Прокомментируйте первым.

Это ответ на комментарий (отмена - x)
  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Идёт загрузка материалов