Каждый руководитель втайне мечтает о том, чтобы его компания работала как часы – сотрудники выкладывались на 100%, бизнес-процессы были качественно оптимизированы, продажи росли, а клиенты были довольны. Но, увы, идеальных компаний в мире не существует, и у каждой из них есть свои факапы. Один из них – так называемое «туалетное делегирование». О том, что это такое и как с этим явлением бороться, в своём корпоративном блоге рассказал руководитель студии Sibirix Владимир Завертайлов.
Владимир Завертайлов, основатель и руководитель scrum-студии
Sibirix. Образование: Алтайский государственный технический университет. Студия Sibirix специализируется на разработке интернет-магазинов, корпоративных сайтов, мобильных приложений и т.д. Компания входит в топ-10 рейтинга лучших веб-студий по версии Tagline. Среди клиентов студии такие бренды, как Ralf Ringer, Ormatek, Slava Zaitsev, «СоюзЛото», «Ярославский бройлер» и др.
Мы отловили причину многих факапов – это «туалетное делегирование». Страшная гадость, живёт во всех коллективах, и у вас тоже. Просто вы пока об этом не знаете.
…Никогда ещё Глебываныч, руководитель типографии, не был так близок к провалу. Сроки горят, «завтраки» для клиентов уже заканчиваются, и тут - позвонил уставший от всего этого заказчик. Тот, который приносит 40% дохода типографии. Глебываныч приготовился к словесной порке и мысленно попрощался с выгодным сотрудничеством. Но во время разговора виртуозно вывернул ситуацию в свою пользу, успокоил заказчика и даже допродал печать календарей на два года вперёд.
Довольный собой, жизнью и ярким летним солнышком, Глебываныч пошёл отметить всё это сигаретой. А в курилке встретил подчинённых, которые дымили от безысходности - дедлайны поджимают, работы - вагоны, нервные заказчики едят мозг менеджерам.
Зашёл в курилку расслабленный Глебываныч, только затянулся - и началось.
- Глебываныч, - начала менеджер Машенька, - мне «Цветы Урала» звонят каждые пять минут, я уже не могу. Я им говорю, что у нас ЧП, всё будет через неделю, как и договаривались, а они не слушают и требуют разговора с вами. Позвоните им, ммм, пожалуйста!..
- Да не вопрос, Машенька, - согласился Глебываныч, чувствуя, что сейчас может разрулить любой конфликт.
- Ой, Маш, а у меня как раз на плакате для «Цветов Урала» опять принтер сломался, - подхватил печатник Серёжа. - Глебываныч, сделаете с этим что-нибудь? Как же типография без принтера, ну?
- Ну... - намечающийся список задач в голове руководителя начал вытеснять приятные воспоминания недавнего триумфа.
- Блин, цветы же надо заказать! У Кати день рождения завтра, - вспомнила дизайнер Настенька, - а секретарь в отпуске. Глебываныч, кто этим займётся? Вы сами или кому-нибудь из нас поручите? Я могу, если что, только на почту напишите, чтобы я не забыла.
Глебываныч подавился дымом, кивнул, потушил недокуренную сигарету и пошёл в кабинет задумчивый и печальный, стараясь не выронить из головы задачи, которые на него навесили в курилке...
Что имеем: руководитель воспользовался заслуженной паузой в работе, но налетели подчинённые, загрузили его задачами и добавили головняка. В итоге Глебываныч не отдохнул и не набрался сил, а, наоборот, даже приуныл.
Из-за того, что руководитель не взял в курилку бумагу и ручку (кто же знал, что там состоится импровизированная планёрка?!), он не записал задачи и, конечно, забыл про сломанный принтер. Просто вылетело из головы. Из-за этого типография не успела закончить три заказа в срок и получила три негативных отзыва. А Глебываныч ещё и виноватым себя чувствует - ему же говорили, а он забыл, дурак!
Вот они, негативные последствия «туалетного делегирования».
«Туалетное делегирование» - это когда сотрудника в неформальной обстановке (в курилке, туалете, на кухне или прогулке с собакой после работы) коллеги нагружают задачами. Задачами правильными и нужными. Но тогда, когда человек к этому морально не готов и сконцентрирован на том, чтобы НЕ работать. Из-за этого он может забыть даже факт того, что его о чём-то просили. И ещё виноватым останется. Коллеги же, которые задачу выдали, чувствуют, что свой долг выполнили.
Таким образом, у «туалетного делегирования» есть три обязательных условия:
-
задача выдаётся в неформальной обстановке;
-
задача выдаётся по адресу и корректно;
-
поставивший задачу сотрудник считает, что выполнил свою миссию и повторять задачу в рабочем пространстве уже нет смысла.
«Туалетное делегирование» встречается в любых коллективах, от «Газпрома» до семьи (мама попросила помыть посуду, когда сын был в разгаре онлайн-боя - как же это запомнить?) И всегда заканчивается обидами и расшатыванием авторитета озадаченного.
Так что практиковать такое делегирование - дело тухлое. Часть задач постоянно будет теряться. Уважение к человеку, которого задачами нагружают, тоже. Поэтому если у себя в компании вы заметили, что подчинённые делятся задачами в нерабочее время или в нерабочем месте, боритесь с этим.
«Туалетное делегирование» - очень тонкая вещь. Подчинённый может подойти с вопросом (дескать, как мне быть с компанией А) - руководитель отмахнётся фразой «надо подумать». И тут подчиненный получит моральное право считать, что ситуацию с компанией А теперь разруливает руководитель. Итог: через пару дней подчинённый с чистой совестью подойдёт и спросит «Глебываныч, как там дела с моим вопросом?» Это самозахват полномочий.
С «туалетным делегированием» не может быть компромиссов - либо его нет, либо в компании бардак.
Если сотрудника поймали на попытке всучить задачу в нерабочей обстановке, первый раз его ждёт разговор и совет почаще перечитывать плакат. Второй раз - неприятный разговор и индивидуальный плакат на рабочем месте. Если это не помогает и сотрудник продолжает заниматься туалетным делегированием, тут уже ничего не поможет. Можем лишь посоветовать ему выйти в окно и не возвращаться, пока не поймёт, что он делает не так.
Но до третьего раза обычно не доходит.
Главное - выявить проблему, если она есть. А бороться с «туалетным делегированием» достаточно просто - адекватные сотрудники, если в курсе такой беды, прекрасно себя контролируют и задачи выдают только в рабочее время.
А как вы обедаете, ходите в туалет, курите, гуляете? Не озираетесь ли по сторонам в страхе, что встретите коллегу и получите задачей по затылку? Если есть такое, то
держите плакатик. Распечатайте у себя и повесьте в офисе. Сделайте первый шаг к решению проблемы - признайте, что проблема есть, и посвятите в это коллег.
Кстати, «туалетное делегирование» работает в разные стороны. Делегировать можно не только руководителю, но и сам начальник может бросить мимоходом «У меня идея! Круто бы было, чтобы у нас на проекте была такая-то фича!» Подчинённый кивнет, скажет «Да, реально прикольно». Итог: начальник считает, что задача поставлена. Подчинённый - что просто поговорили. Через некоторое время обоих ждёт большой облом.
Офисные зомби: кто это и чем они могут быть опасны.
Почему незаменимые сотрудники могут быть вредны для компании.
Несколько полезных идей по нематериальной мотивации.