Ещё год назад москвич Павел Чешев работал в иностранном фонде финансирования инноваций - оценивал стартапы, помогал им найти инвестиции, консультировал как более активно развиваться. А сегодня он уже с головой погрузился в собственный инновационный стартап: продвигает тайм-трекер - гаджет для контроля и управления временем TimeFlip. О том, что происходит на рынке тайм-трекеров, для чего они нужны и как управлять командой, которая разбросана по восьми часовым поясам, порталу Biz360.ru рассказал руководитель проекта TimeFlip Павел Чешев.
Павел Чешев, руководитель проекта
TimeFlip (производство тайм-трекеров). Выпускник химфака МГУ; также получил дополнительное образование в области менеджмента в London School of Economics and Political Science. Два года проработал в иностранной компании, занимающейся B2B-маркетингом инженерных систем и решений для химпрома, семь лет в сфере анализа инновационных проектов и консалтинга в российских и иностранных организациях, финансирующих стартапы.
«На прошлой работе я занимался тем, что оценивал потенциал стартапов, принимал решения об их финансировании, организовывал конкурсы. Поэтому, что такое стартап и по каким законам он живёт, я знал, - рассказывает Павел Чешев. - Когда ты общаешься с огромным количеством людей, которые двигают свои идеи, ты неизбежно заражаешься этим, заряжаешься энергией, видишь, как многие проекты выстреливают. Конечно, тебе тоже хочется попробовать. Мне к тому времени уже хотелось оказаться с другой стороны, поработать в бизнесе».
Примерно в то же время Дмитрий Стародубцев и Игорь Ковалёв, основатели томской компании DI-Group, специализирующейся на поиске перспективных идей и управлении инновационными проектами на базе hardware технологий, искали того, кто может взяться за развитие их идеи - гаджета для учёта времени. Павла они знали по его работе со стартапами, поэтому предложили ему возглавить этот проект. Он согласился. Говорит, что помимо желания заниматься бизнесом, на тот момент у него также возникла потребность контролировать время, и что он сам искал подобный гаджет для этого. «Я подумал: если такое устройство необходимо мне, то оно может помочь ещё тысячам людей».
В итоге Дмитрий Стародубцев и Игорь Ковалёв проинвестировали разработку гаджета и сейчас проект находится под крылом их холдинга. «У команды DI-Group большие компетенции в области «железа». Если на рынке есть задачи, которые можно решать с помощью «железяк», это попадает в их сферу внимания», - говорит Павел Чешев.
Павел принял проект и под его руководством за год TimeFlip прошёл путь от идеи до готового продукта, который уже вышел на рынок.
TimeFlip – это гаджет в форме многогранника (куба, октаэдра или додекаэдра), который помогает вам контролировать время и напоминает о тех или иных задачах. Как всё работает: вы пишете важные для вас задачи на каждой из граней гаджета, кладёте TimeFlip на рабочий стол и запускаете приложение на смартфоне. При этом автоматически запускается таймер, отмеряющий время на выполнение задачи, указанной на верхней грани, а переключение между задачами реализуется простым переворотом устройства. То есть, выполнив одну задачу, вы просто переворачиваете трекер, и он напоминает вам о следующей задаче.
Гаджет запоминает и отправляет информацию в приложение на вашем смартфоне, которое собирает статистику затраченного времени. Используя её, вы можете узнать, сколько времени вы потратили, например, листая ленту в Facebook или проверяя почту. Вся статистика сохраняется в «облаке», в любой момент можно зайти посмотреть данные за день, неделю, месяц или год.
«Сердце» TimeFlip - это сенсор, постоянно регистрирующий своё положение в пространстве и синхронизирующийся с мобильным приложением по Bluetooth 4.0. Все комплектующие устройства подобраны таким образом, чтобы обеспечивать минимальное энергопотребление – за счёт этого рыночная стоимость девайса в минимальной комплектации не превышает 30-40 долларов.
Сейчас сборку гаджета компания заказывает у завода в Китае. Во-первых, все детали производятся там, во-вторых, стоимость труда там ниже.
TimeFlip – первое на рынке физическое устройство для контроля времени. До последнего времени этот рынок был исключительно цифровым, на нём за сердца и кошельки потребителей борются порядка 100 приложений и программ для компьютеров и смартфотонов. «В эти приложения нужно входить, что-то кликать, заполнять формы. По сути это тот же табель времени, который переехал в электронный формат. Пусть он и сделан более красиво и функционально, но его всё равно нужно заполнять постоянно», - говорит Павел Чешев.
По мнению создателей TimeFlip, такой подход плох тем, что если вы сфокусировались на какой-то задаче, то вам нужно не забыть отвлечься, переключиться, что-то отметить в цифровом трекере. И часто пользователь забывает это сделать. «Фишка» проекта TimeFlip в том, чтобы дать человеку в руки устройство, с помощью которого это можно сделать практически незаметно: достаточно просто перевернуть кубик, который стоит у вас перед глазами и табель автоматически заполнится.
По словам Павла Чешева, сейчас готовится к запуску ещё один подобный TimeFlip проект, сейчас он выставлен на краудфандинговоё платформе Kickstarter. Деньги он собрал достаточно успешно, но пока доступен лишь в формате предзаказа. Это подтверждает интерес рынка к подобным решениям. Однако цена, заявленная конкурентом, в три раза выше, чем у TimeFlip.
«Безусловно, учёт времени сейчас в тренде. И у этого рынка хорошие перспективы роста, хотя бы потому, что количество людей, работающих удалённо или вне офиса, растёт. Так, в США сейчас свыше 50 млн. фрилансеров и людей, работающих удалённо, а всего по миру их порядка 80-90 млн. человек. Этот рынок активно растёт и в Европе, и в Азии. Такая надомная работа требует системы контроля времени. И этот тренд обещает нам интерес к любым средствам контроля и учёта времени», - говорит Павел Чешев.
Павел Чешев подключился к проекту, когда идее было два месяца. И сразу понял, что знать о бизнесе многое и самому заниматься им - две большие разницы: «Одно дело смотреть на цифры, а другое - прилагать усилия, чтобы развивать проект. Конечно, есть публичные лайфхаки по тому, как продвигать проект, но как бы банально это ни звучало, пока ты сам этого не сделаешь, ничего не поймёшь. Можно прочитать сколько угодно книжек, посетить сколько угодно лекций и тренингов, но пока ты сам не столкнёшься с проблемами, можно сказать, ты ничего не знаешь о бизнесе».
«Есть такой анекдот. «Как научиться рисовать сову? Нарисуйте кружок, а потом дорисуйте сову». Примерно так выглядят советы по предпринимательству, до тех пор, пока ты сам не научишься «рисовать сову», - говорит Павел.
Одна из особенностей стартапа TimeFlip - команда: она разбросана по 8 часовым поясам
«Это приводит к тому, что рабочий день у нас, конечно, не 8-часовой. Это та вещь, которая требовала привыкания», улыбается Павел.
По подсчетам предпринимателя, сегодня в мире порядка 8-10 млн. человек и ещё порядка 500 тысяч компаний пользуются тайм-трекингом. Конкурировать с игроками рынка мобильных приложений TimeFlip не собирается. Предприниматели, напротив, пошли по пути интеграции с этими сервисами. Те, кто уже пользуется такими инструментами, могут купить прибор и получать тот же функционал, только учёт будет вестись не после нажатия каких-то клавиш на экране, а с помощью переворота кубика.
Потенциально эта интеграция возможна со всеми существующими на рынке программами, но в компании признают: для того, чтобы это сделать, сейчас ресурсов недостаточно. Пока ориентируются на запросы пользователей: так, в первоочередных планах - интеграция с Google-календарём.
Также на компанию с предложением интегрироваться вышли разработчики мобильного приложения Todoist. Это виртуальный ежедневник, у которого сейчас нет функции трекинга времени, но владельцы хотят, чтобы она появилась в премиум-версии.
«Также мы можем сделать интеграции с CRM и ERP-системами для корпоративных заказчиков или предложить им наш API», - говорит Павел Чешев.
Сейчас компания работает и в B2B-, и в B2C-сегментах. «Наши первые и самые очевидные клиенты - те, кто столкнулся с проблемой тайм-менеджмента. Это люди, которые хотят следить за своим временем в силу личных причин, перегрузки или потому, что их время равно деньгам. Например, они находятся на почасовой ставке. Основная масса клиентов, которая у нас есть сейчас - девелоперы, программисты, дизайнеры, консультанты, аналитики, фрилансеры в широком смысле», - рассказывает Павел. Большинство из них, процентов 70 - мужчины, в основном взрослые, работники умственного труда.
Также у компании появилось несколько корпоративных клиентов, которые заказывают продукт себе в отделы разработки программного обеспечения, чтобы отслеживать, на что тратится время. Сейчас гаджет тестирует «Сбербанк-страхование», готовятся к его апробации в «Альфа-банке». Также среди корпоративных клиентов у предпринимателей есть один заказчик из США - одна из крупнейших в стране транспортных компаний, которая заказала несколько десятков гаджетов в свой отдел разработки ПО.
«Это не только решение для компаний по учёту времени. Мы предлагаем гаджет как «умный» подарок. Масса агентств, работающих в сфере корпоративных подарков, ограничиваются презентами вроде флешки, блокнота и т.д. А тут можно подарить партнёру что-то реально интересное и при этом полезное», - объясняет Павел Чешев.
В России рынок учёта времени не так развит, как на Западе, поэтому основные покупатели продукта сейчас живут за рубежом.
Сейчас из всех проданных устройств TimeFlip - 90% это покупки из-за рубежа. И половина от этих 90% - США
На Западе такие площадки - возможность первым получить какую-то новинку, сделать предзаказ на крутой гаджет по минимальной цене. Кстати, не исключаем, что какую-то более крутую версию гаджета отправим на заграничную площадку. Они с нами общались, и интерес есть», - делится планами руководитель проекта.
При этом в компании уже поняли, что предлагать гаджеты тому, кто не озаботился проблемой контроля времени, бесполезно. «Мы какое-то время пытались объяснить тем, кто вообще не думает о контроле времени, зачем это нужно, но быстро поняли, что нам не стоит делать работу лидеров мнений. Мы работаем с той аудиторией, которая уже осознала, что неплохо бы за временем следить», - говорит Павел.
Поэтому в России TimeFlip пока стараются предлагать в первую очередь корпоративным заказчикам.
Пока все попытки вывода устройства на рынок были больше интуитивными, признаётся Павел, потому что профессионального «продажника» в проекте нет.
«Продажи TimeFlip пока идут через онлайн-каналы, в первую очередь через наш сайт, клиенты к нам приходят сами. Узнают о нас через медиа, стартап-площадки, выставки и конференции. Мы пробовали заниматься рекламой, но поняли, что пошли не тем путём. Сейчас точно знаем, что основным каналом продвижения для нас являются соцсети», - говорит предприниматель.
На одной из конференций Павел познакомился с представителями Amazon, которые предложили продавать гаджет на их площадке для стартапов. Сейчас предприниматель ищет выходы и на ритейл. Но сдерживает появление TimeFlip на этих площадках то, что у него до сих пор картонный корпус, а пластиковый только готовится к производству – гаджеты в пластике можно будет купить во второй половине 2017 года.
На данный момент инвестиции в проект TimeFlip составили 3 млн. рублей
Этой цены и объёма продаж пока хватает, чтобы работать практически «в ноль». Из-за того, что гаджет ещё дорабатывается, заказы делаются небольшими партиями, что повышает себестоимость, плюс до четверти от стоимости продукта уходит на бесплатную для клиентов доставку по всему миру.
«Сейчас у нас этап, на котором важно повысить известность и получить как можно больше пользователей, а не прибыль, - объясняет предприниматель. - На данный момент мы несём лёгкий убыток, потому что достаточно большие средства у нас съедались на разработке. И ещё одна особенность «железного» проекта в том, что серьёзные средства замораживаются. Сейчас мы должны будем произвести достаточно большую партию продукта в пластиковом корпусе. А ритейлеры, которые готовы взять наши устройства, рассчитываются с поставщиками только по факту продажи. Поэтому мы сейчас ищем дополнительные инвестиции, которые бы нас поддержали. Но мы рассчитываем, что к концу года выйдем на окупаемость».
В этом, прежде всего, заинтересованы инвесторы. «Интерес инвесторов в проекте понятен - чтобы продукт как можно скорее выходил на широкий рынок. Из-за этого, когда мы выпустили самую первую версию TimeFlip, он был ещё слишком сырой. Были настоящие недочёты, что-то плохо работало. Появлялись косяки, которые просто не успели оттестировать. Хорошо, что западные заказчики отнеслись к этому с пониманием, даже предлагали помочь. Но российские оказались менее толерантными по отношению к стартап-продуктам», - вспоминает предприниматель.
При этом, по мнению Павла Чешева, бесконечно долго разрабатывать продукт тоже было бы неправильно: должна работать технология Lean Startup, тестирование продукта с пользователями, сбор фидбэка. «На этом этапе главное - не бояться ошибок и всё время пробовать. Чем быстрее ты ошибёшься, тем быстрее получишь идеальный продукт», - уверен Чешев.
Гаджет до сих пор дорабатывается: «Мы поняли, что людям интересно не просто отмечать задачи на гранях, но и выделять приоритетные задачи, менее приоритетные, смотреть как они распределяются в течение дня». Сейчас Павел задумался о том, чтобы создать трекер продуктивности. «У всех есть пики активности: кто-то сова, кто-то жаворонок. Есть периоды, когда вы успеваете за час сделать кучу дел, а есть, когда вы сидите и прокрастинируете. С помощью нашего кубика можно это отслеживать, давать рекомендации, как лучше строить день», - объясняет он.
В дальнейшей перспективе TimeFlip планирует стать платформенным решением. И в будущем гаджет станут выдавать бесплатно как дополнение к подписке на сервис, который помогает себя мотивировать, рассчитать время, поднять продуктивность.
«Сейчас существует два рынка: тайм-трекинг для работы и рынок фитнес-трекеров и лайфстайла, трекеров сна. Но эти вещи можно объединить. Хотя бы потому, что вся продуктивность на работе связана с тем, как ты спишь, что ешь, сколько тренируешься. Мы хотим дать рынку железку, которая будет говорить, что надо изменить, чтобы жизнь стала лучше. Через 5 лет мы должны приносить хорошую прибыль нашим инвесторам. И у меня хорошее предчувствие по этому поводу», - говорит Павел Чешев.
Что такое «Мультикубик» и как на нём заработать.
Как заработать на умной промышленной электронике.
Как заработать на аналитике данных о состоянии здоровья.