Уроки алхимии: как семья сибиряков-предпринимателей развивает мастерскую гидролатов

Прочтёте за 5 мин.

«Я сама собираю и выращиваю травы»

IT-инструменты, которые использует Анастасия Коробова

  • МойСклад
  • Финтабло
  • WP Bot
  • YouTube

Анастасия Коробова из Тюмени увлеклась ароматерапией и темой натуральной косметики ещё в 2011 году, а с 2017 года хобби постепенно стало превращаться в бизнес – она открыла собственное производство. Тогда в бьюти-сообществе появился интерес к гидролатам, и сибирячка не осталась в стороне, увлечённо экспериментируя с фитосырьём. Эксперименты оказались удачными – так на рынке появился бренд YA-GA, а Анастасия стала основательницей семейного бизнеса, к которому позже подключились муж и дочь. О том, что такое гидролаты и как их производят, она рассказала порталу Biz360.ru.

Досье

Анастасия Коробова – 45 лет, предприниматель и ароматерапевт из Тюмени, основатель аромамастерской YA-GA. По образованию – психолог, окончила Тюменский государственный университет. Имеет несколько дополнительных образований: по ароматерапии, массажу, производству косметических средств, маркетингу, управлению. До запуска собственного бизнеса работала HR-менеджером, психологом, руководителем сайта. Марка YA-GA специализируется на гидролатах – продуктах дистилляции растений. В ассортименте YA-GA 75 видов гидролатов, а также уходовая и декоративная косметика на их основе.

Анастасия Коробова

Как всё начиналось  

С миром ароматерапии и натуральной косметики я познакомилась ещё в 2011 году благодаря подруге – та пригласила меня на лекцию знаменитого чешского ароматерапевта Карела Хадека. 

Мы так вдохновились этой темой, что даже открыли спустя некоторое время интернет-магазинчик, чтобы продавать экокосметику. В тот момент это было хобби, которое очень увлекало, но дохода не приносило. 

Лет через пять другая знакомая рассказала мне, что продаёт медный аламбик – прибор, с помощью которого можно производить гидролаты. Это продукты паровой или водной дистилляции растений, обладающих полезными свойствами. Гидролаты могут использоваться как в чистом виде, так и в качестве водной основы косметических продуктов. С этого всё и началось. 

Меня так захватил процесс, что я всё лето носилась с этим аламбиком и дистиллировала всё подряд. Всё, что под руку попадалось растительное, я всё туда засовывала, смотрела потом, какие гидролаты как себя ведут, какие хорошо хранятся, какие плохо.

YA-GA 

А всю теоретическую часть я по крупицам собирала из зарубежных источников и книг, написанных ещё в XVIII-XIX веках и позже переизданных, которые мы сами переводили. Это был 2017-й год. 

В какой-то момент мужу пришла в голову отличная мысль: если кремы и другие косметические средства наполовину состоят из воды, то можно делать их из гидролатов, и они уже будут полезнее. Бинго! 

Step by step

Трудностей особых я не помню, поскольку всё развивалось очень постепенно. Я шла потихонечку, не ставила себе никаких больших целей. Это был только творческий процесс, совсем не бизнес на первом этапе. 

И уже через какое-то время, когда муж увидел, насколько я этим делом горю, стал вкладываться тоже: временем, силами, деньгами. То помогал травы собирать, то книгу переводил, то настраивал сайт.

YA-GA 

Со временем это переросло в семейный бизнес – и сейчас супруг занимается только этим проектом. У него нет другого дела, которое бы кормило семью или занимало его время. Мы оба погружены уже в этот процесс полностью. 

Точкой роста для нашего дела, как ни парадоксально, стала пандемия. В июне 2020 года, когда все сидели на карантине, я сняла первое помещение для того, чтобы там организовать мастерскую.

 

До этого момента всё производилось у нас на кухне, и я сама потом развозила продукцию по клиентам. В офисе мужа у меня тоже имелся свой закуток, в котором был холодильник, оттуда я тоже продавала гидролаты. И вот, когда закрылись все офисные здания, и в них невозможно было попасть, я поняла, что мне нужно отдельное помещение с отдельным входом, в которое я могу зайти в любое время. 

Про финансы

На самоокупаемость проект YA-GA вышел примерно в 2021 году. До этого в развитие проекта муж вкладывал свои средства. Единственный раз мы брали заёмные деньги в 2020-м, когда фонд микрофинансирования для малого бизнеса сделал кредитование со ставкой 4%. 

Одним из самых затратных вложений того периода были покупка оборудования (замешивающей машинки, разливатора, стерилизатора и процеживателя), а также оплата услуг маркетолога и изготовление бренд-бука. 

Каждая закупка эфирных масел обходится нам в 200-300 тысяч рублей. А, допустим, косметические ингредиенты мы покупаем понемногу, потому что у них небольшой срок годности – ведь мы стремимся к тому, чтобы продукция была максимально свежей для клиента.

YA-GA 

Сейчас структура расходов такая: фонд оплаты труда – 50-55%, материалы – 25-30%, маркетинг и реклама – 10-15%, ну и прочие расходы – тоже 10-15%.

Стоимость наших гидролатов варьируется от 520 до 800 рублей за бутылочку объёмом в 100 мл. Эфирные масла стоят от 420 до 3 400 рублей за пузырёк объёмом 5 мл. Косметические средства мы продаём в диапазоне от 200 до 3190 рублей в зависимости от вида и объёма косметики. 

Про ошибки и удачи

Ошибок, конечно, всяких было много. Или, может, это просто были шаги не туда, куда надо. Допустим, мы когда-то за 200 тысяч рублей купили курс по маркетингу и развитию. Купили, прослушали – и никаких выводов и действий не сделали из него. Или приобрели, например, большой разливатор для густой косметики. Он у нас так и стоит без дела, потому что мы работаем по-прежнему маленькими партиями. 

Или мы наняли тренера по продажам, очень амбициозную энергичную девушку, которая параллельно работала в другой компании. И она убедила нас делать один продукт, который должна была заказать вторая компания. Мы для этого закупили большой объём сырья, но в итоге никакого заказа никто не сделал.

Анастасия Коробова  

Самых удачных решений в истории проекта было два: первое – это то, что в пандемию я не опустила руки и стала действовать, пока многие пребывали в растерянности. Мне кажется, если бы я в тот момент не стала двигаться, возможно, ничего бы не получилось. 

Второе удачное решение было кадровым. В январе 2023 года у меня случился кризис: одна менеджер поработала немного и ушла, затем другая девушка, очень хороший специалист, тоже ушла, решив поменять сферу деятельности. Я тогда сидела и думала: «Боже, кто будет работать в мастерской?!» 

И тут подруга подкинула идею взять в менеджеры мою 17-летнюю дочь Злату. И это было очень правильным решением, поскольку дочь оказалась отличным консультантом, хорошо знающим и понимающим нашу продукцию. Я, сама не замечая, с детства вкладывала в неё кучу информации про ароматерапию. 

Продукт под задачу

Сейчас на российском рынке не так много компаний, которые специализируются на гидролатах. И, наверное, только около десятка производителей, которые делают хорошие качественные продукты. 

Вообще до того, как мы получили сертификат на гидролаты именно как на пищевые продукты, официально в России я не могла найти ни одного производителя, у которого был бы такой документ. 

Одним из сюрпризов в запросах клиентов стал высокий спрос на смеси гидролатов под конкретные задачи. Идея пришла мне, опять же, во время пандемии – когда все были озабочены противовирусной защитой. Я решила попробовать выпустить такой продукт. И потом решила делать смеси под конкретные задачи: «Детокс», «Для век и глаз», «Противовоспалительная» и так далее.

YA-GA 

Это оказалось очень востребовано – больше, чем монопродукты, что для меня явилось неожиданностью. Мне казалось, что интереснее взять вот такой гидролат, попробовать, потом такой. А в итоге получилось, что людям удобнее, когда они просто покупают готовое решение. 

Для многих открытием стало то, что наши гидролаты – универсальный продукт, который можно использовать и внутрь, и наружно. Примерно, как отвары травы. 

Наша аудитория – это в основном, женщины 35+. Те, кто выбирает естественность и натуральность во всём, в том числе и в вопросах красоты. Кто настроен играть вдолгую, кому нужен не сиюминутный внешний эффект, а красота как результат здоровья.

Анастасия Коробова 

Конечно, YA-GA – это про осознанность и экологичность. Больше всего наши товары покупают в Тюмени, потом идут Москва, Питер и Екатеринбург, а так – по всей России отправляем. 

Самые эффективные инструменты продвижения – это те, в которых общаешься с людьми напрямую, давая им возможность пробовать. Например, соцсети – хороший инструмент, поскольку есть возможность контактировать с целевой аудиторией, отвечать на вопросы, рассказывать что-то от себя. 

Ставка на перспективу

Я считаю, что у нашего проекта хорошие перспективы, но развивается он в своём темпе. Ведь не все процессы можно оптимизировать и ускорить. Например, мы не можем сейчас существенно увеличить объёмы производства или удешевить стоимость продукции. Качественные гидролаты не могут быть дёшевы: я сама собираю травы, в нашем деле очень важно и время сбора, и много других природных факторов. Часть растений мы сами выращиваем, часть – это дикоросы в заказниках. 

Конечно, можно удешевить производство, но тогда качество пострадает, поэтому лучше пусть всё остаётся пока так, как есть. Я вижу другие пути развития проекта. Например, хочу новое помещение, более эстетичное и атмосферное, чтобы люди с удовольствием приходили, могли у нас подольше задержаться. 

Плюс параллельно мы сейчас делаем такой интересный проект, который называется дистиллярий. Это туристический объект, на который люди могут приехать и посмотреть, как изготавливаются гидролаты.  

В общем, YA-GA может прирастать кучей таких вот идей. Спа-комплекс, к примеру, можно впоследствии сделать на основе нашей продукции. В общем, планов у меня, как всегда, громадьё. Я вижу, куда расти.

Анастасия Коробова

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

11 июля 2024

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов