Мила Ульченко несколько лет назад переехала в Италию и спустя три года безуспешных поисков работы поняла, что занимать себя придётся самой. Она скооперировалась с подругой-эмигранткой Светланой Фоменко – и они запустили проект Let’s Get Guided – разработку маршрутов для самостоятельных туристов. Проект набирает популярность: на сегодня клиентами девушек стали туристы из России, Израиля и Америки. О том, как монетизировать знания об Италии, Мила Ульченко рассказала порталу Biz360.
Мила Ульченко, 30 лет, предприниматель из Вероны, сооснователь проекта
Let’s Get Guided (маршруты на заказ). Окончила Уральский педагогический университет, прошла курсы повышения квалификации «Управление проектами», а также несколько курсов по интернет-маркетингу. Владеет английским и итальянским языками. Проект Let’s Get Guided развивает вместе с подругой Светланой Фоменко. Замужем.
Мила Ульченко родилась довольно далеко от Италии - в небольшом металлургическом городе Верхняя Пышма недалеко от Екатеринбурга. После окончания университета и года практики в школе учителем обществознания девушка решила переехать в Москву. Там она устроилась в консалтинговую компанию специалистом по работе с клиентами. А через три года поехала в отпуск, познакомилась со своим будущим мужем Филиппо – и переехала в Верону, где сейчас и живёт.
После переезда в 2013 году Мила начала активно учить итальянский и повышать уровень английского, поскольку хотела найти работу в новой стране. Но выяснилось, что с трудоустройством в Италии всё не так просто - уровень безработицы высок, и даже местным жителям нелегко найти хорошее место.
«Моей ошибкой было то, что я не была готова к реалиям трудоустройства на новом месте и не имела конкретного плана, - говорит Мила. - Все окружающие заверяли меня, что работу я с моим образованием и владением языками точно найду. Поэтому я и сама стала так думать. В итоге мне пришлось импровизировать на месте и всё начинать с нуля».
Мила искала работу в общей сложности три года, но с ней, увы, никак не получалось - даже по знакомству. Девушка подрабатывала регистратором на свадьбах, семь месяцев проходила практику в коммуникационном агентстве, однако своего места так и не нашла.
«Ко всему прочему в процессе практики я столкнулась с такой стороной рабочей культуры, какой в Москве не знала, - вспоминает Мила. - Было очень много неприятных моментов, какие-то козни, недоброжелательное отношение. Я привыкла совсем к другому: на родине я попала в отличный молодёжный коллектив, где все были на одной волне, и со многими я до сих пор поддерживаю отношения. А в Италии…
Вот, к примеру, общение на работе друг с другом не приветствовалось. Совсем. А ведь я иностранка, и в мои обязанности входило написание текстов на английском и итальянском, - так что периодически мне просто приходилось спрашивать коллегу-итальянку о нюансах языка. В итоге нас с ней… рассадили. Как школьников».
В какой-то момент Миле стало понятно, что если она хочет иметь хорошую работу, то должна трудоустроить себя сама. То есть придумать какой-нибудь в перспективе приносящий доход проект.
Для начала она начала вести блог об Италии. В тот момент Мила ещё не оставила попыток найти работу, но решила, что могла бы пока делиться информацией о том, что хорошо знала по опыту - о переезде в Италию. Потому что когда она сама переезжала, то столкнулась с тем, что найти такие сведения непросто.
«Блог стал для меня фактически спасательным кругом в эмигрантской жизни, - говорит Мила. - Я сделала его по видеокурсу одного блогера, которому до сих пор очень благодарна. Параллельно разбиралась в азах: что такое хостинг, что такое домен – ничего этого я не знала. Впоследствии в блоге победила трэвел-тематика, потому что мы с мужем очень много путешествуем».
Дальше сфера интересов Милы логично расширилась до интернет-маркетинга. Она прошла курсы в Италии, а затем решила изучить российский рынок в этой области. Нашла в интернете университет интернет-профессий «Нетология» и решила пройти ещё два курса там.
«Но кураторы мне сказали, что для обучения необходим свой сайт, причём такой, который зарабатывает, - комментирует Мила. - Блог у меня уже был, но денег он не приносил. Тогда я снова задала себе вопрос: чем я могу быть полезна и какие услуги могу оказать людям».
К тому моменту у Милы стал параллельно развиваться личный аккаунт в Instagram, где люди всё чаще задавали разные вопросы об Италии. Поэтому выполнение условия от «Нетологии» было очевидно: нужно монетизировать собственные уникальные знания об Италии.
На тот момент девушка объездила больше половины этой страны – в частности, отлично знала её север и центр. А к тому же - имела возможность поиска дополнительной информации на итальянском языке, которой в сети очень много, но она не переведена даже на английский.
«У жителей России и стран СНГ, которые бы хотели отправиться в самостоятельную поездку по Италии, таких возможностей и знаний нет, - говорит Мила. - Да и вообще, у многих нет времени на какой бы то ни было поиск. Я поняла, что могла бы предоставлять консультации уже на платной основе. И вот тогда придумала Let’s Get Guided. То есть проект этот родился случайно за пять минут и только лишь для того, чтобы попасть на курс по интернет-маркетингу».
Затраты на курсы оказались не напрасны. С лета 2016 года ведение блога стало основной деятельностью Милы, на котором она всё-таки начала зарабатывать за счёт рекламы. Let’s Get Guided стал его продолжением. Правда, не сразу: около года задумка пролежала «в столе».
«У меня появился комплекс самозванца: я думала, что не так уж много, наверное, и знаю, и вообще... Не было уверенности, что такая услуга будет востребована, - поясняет Мила. - Ведь в процессе обучения я даже конкурентов толком не находила. Но в 2017 году я начала плотно общаться со Светой Фоменко, которая, как и я, вышла замуж за итальянца и переехала, и у которой, как и у меня, есть блог в Instagram про жизнь в Италии. И она тоже не могла найти здесь работу. Я рассказала ей о своём проекте, и мы решили попробовать вместе его воплотить».
В общем-то, никаких препятствий, кроме первоначальной неуверенности, не было. В Италии есть возможность легально вести бизнес, не оформляя ИП, до тех пор, пока его годовой доход не превысит 5 тысяч евро. К тому же в данном случае речь только об онлайн-деятельности – не нужно было получать, например, лицензию гида. Поэтому ничто не мешало вначале попробовать, прежде чем браться за проект всерьёз.
Для отдельного сайта проекта Мила обратилась к знакомому и попросила посоветовать программиста. Но знакомый заявил: хватит пытаться отдать кому-то деньги, открой Tilda и сделай сама. Мила со Светой так и поступили. Параллельно они разрабатывали план публикаций в Instagram для продвижения – ведь там у нас обеих была готовая аудитория для Let’s Get Guided.
Было разработано три пакета услуг: экспресс-консультация за 25 евро, пакет «Базовый» (20 евро за один день маршрута) и пакет «Подробный» (40 евро за день маршрута). Готовый продукт выглядит как электронная книжка-гид в виде файла PDF – с фотографиями, рекомендациями, адресами, картами и т.д.
Первые клиенты нашлись быстро. Сразу после публикаций о проекте в соцсетях пришла заявка: девушка желала поехать с женихом на озеро Гарда на три дня и посетить все самые романтические уголки. И основательницы Let’s Get Guided взялись за работу.
«Некоторые до сих пор не понимают, в чём суть наших услуг – думают, что мы гиды, куда-то возим людей и проводим экскурсии, - отмечает Мила Ульченко. - Но мы с ними даже не встречаемся. Для экскурсий у вас должна быть лицензия гида. А для броней в отелях нужно быть туроператором, и тоже нужна лицензия».
Общение с клиентами строится примерно по такому сценарию. Мила получает сообщение в директ Instagram или заявку с сайта. В ней заказчик сообщает дату и место приезда в Италию, а также свои примерные планы и пожелания на поездку. Дальше создатели Let’s Get Guided уточняют разные нюансы, клиент перечисляет 30% предоплаты, и Мила со Светой приступают к работе над маршрутом.
Количество страниц мини-гида зависит от числа дней маршрута и мест для посещения. Например, консультация в формате «экспресс-вариант» по девятидневному туру из Рима в Венецию с заездом в Тоскану и Милан заняла 41 страницу. С таким гидом также высылается офлайн-карта для приложения Maps me, которое можно использовать без подключения к интернету.
«В гиде, например, собирается информация о традиционной кухне каждого города, через который будет лежать дорога, - рассказывает Мила. - Потому что Италия это не только пицца и паста, почти в каждом городе есть свое традиционное блюдо, и мы можем посоветовать конкретные рестораны. Можем сообщить о них всё вплоть до таких нюансов, как наличие в чеке заведения раздела «коперто» - отдельной платы за сервировку стола, которая в некоторых местах может достигать 3 евро на человека».
Также в маршруте отмечаются разные неочевидные на первый взгляд детали, важные в самостоятельной поездке. Например, какие из дорог на пути будут платными и на каком сайте турист сможет рассчитать стоимость проезда. Также рассказывается про парковки (бесплатные и платные). Указывается информация о разных важных объектах на пути с расстоянием от одного до другого: достопримечательности, кафе, гостиницы, музеи и т.д.
«Пока ещё ни разу не было, чтобы готовый маршрут просили переделать, - говорит Мила. - Только уточняли, можно ли быть на связи с нами в поездке, чтобы задавать какие-то вопросы в процессе. Тут мы, конечно, всегда открыты».
Сегодня Мила и Света создают в среднем три экспресс-маршрута и два базовых гида в месяц; подробные маршруты пока заказывают редко.
Клиенты – в основном молодые семьи с детьми, а также люди в возрасте около 40. Обычно это жители российских столиц, но недавно Let’s Get Guided работал над заявкой для компании 15 друзей из Сибири. Мила считает, что в ближайшем будущем имеет смысл больше внимания уделять привлечению аудитории из регионов России.
«До недавнего времени мы скорее тестировали проект и особо не вкладывали в него деньги, - резюмирует она. – Но даже так он показал себя вполне рабочим. И сейчас очевидно, что у него большие перспективы, ведь тренд на самостоятельные путешествия в мире растёт. Показателен и рост числа конкурентов за последние годы».
Пока для продвижения аккаунта в Instagram Мила закупала рекламу у блогеров, участвовала в разных марафонах, конкурсах give away, взаимном пиаре, объединялась с другими блогерами для общих флешмобов, которые позволяют обмениваться подписчиками. Теперь основательница проекта Let’s Get Guided намерена также подключить таргетированную рекламу и рекламу в тематических пабликах и, вероятно, начнет продвигаться также в «Вконтакте» и Facebook. Плюс в команду взяли ещё одну девушку, которая уже начала помогать с разработкой маршрутов.
В ближайшее время русско-итальянский проект будет расширять спектр услуг. Проводить экскурсии лично Мила не собирается – для этого у неё есть немало партнеров. Однако в перспективе россиянка хотела бы создать свою итальянскую фирму-туроператора.
«Моя деятельность нравится мне тем, что постоянно находишься в развитии, - говорит предпринимательница. - Это непросто – целыми днями с утра до поздней ночи изучать тонны материалов, новые программы, приложения и т.д. Но это же и классно. Потому что постоянно ловишь себя на мысли, что раньше вот это казалось невозможным, - а ты взяла и смогла. И оно работает».Читайте также:
Бизнес в эмиграции: как открыть в Барселоне русский ресторан.
Бизнес в эмиграции: как открыть туристическую фирму в Грузии.
Как репатрианты из Москвы открыли книжный магазин в Израиле.