Когда клиент приходит в ресторан, торговый центр или салон красоты, то там наверняка будет звучать фоновая музыка. Люди воспринимают её как бесплатную часть сервиса. Но бесплатна эта музыка только для клиента, а вот для владельца заведения – это статья расходов, т.к. все произведения защищены законом об авторском праве. Один из тех, кто в нашей стране помогает бизнесу использовать музыку легально – Дмитрий Пангаев, основатель сервиса «БУБУКА». О том, сколько стоит «бесплатная» музыка и где её раздобыть, порталу Biz360.ru рассказал Дмитрий Пангаев.
Дмитрий Пангаев, 39 лет, предприниматель из Томска, основатель сервиса легального музыкального контента «БУБУКА». Окончил Томский университет систем управления и радиоэлектроники. Работал в театре и на ТВ, вместе с партнёрами запускал оптовую компанию по продаже пива, пивной ресторан «Мюнхен», паб Harat's (по франшизе). В 2007 году открыл компанию «Служба поддержки продаж», которая занималась аудиорекламой в торговых центрах. Из этого бизнеса и выросла «БУБУКА» - система легального использования аудиоконтента.
До того, как придумать «БУБУКУ», Дмитрий Пангаев успел перепробовать много занятий. Он получил диплом инженера-конструктора самолётного и космического оборудования – и шутит, что принёс пользу человечеству тем, что ни дня не работал по специальности. Зато успел попробовать себя в театре и на телевидении, открыть с партнерами оптовую компанию по торговле пивом и несколько питейных заведений.
«А ещё я работал на радио. Моя радийная деятельность привела к тому, что мы создали систему радиотрансляций в супермаркетах, придумали как этим хозяйством управлять, а потом подумали, почему бы наш опыт не передать всем остальным - и сделали облачную систему. Мы понимали, что нельзя нарушать авторские права, и надо этот вопрос как-то решать. Сначала делали это для себя и своих нужд, потом поняли, что получается что-то глобальное, и создали отдельную платформу для авторов по учёту публичного использования их музыки», - так Дмитрий Пангаев описывает историю появления компании «Бубука».
Компания «Служба поддержки продаж», из которой со временем вырос сервис легального воспроизведения музыки, появилась в 2007 году. Это было рекламное агентство, которое продавало аудиорекламу в супермаркетах. Для записи роликов компании требовался музыкальный контент.
По российскому законодательству все права авторов автоматически защищаются. Компании, использующие музыкальные произведения, обязаны ежемесячно оплачивать публичное воспроизведение Российскому авторскому обществу (РАО) и Всероссийской организации интеллектуальной собственности (ВОИС). Чтобы воспроизводить музыку легально и не переплачивать этим организациям, в «Службе поддержки продаж» начали получать права на воспроизведение напрямую у авторов музыки. Тогда же придумали, как управлять этим процессом.
«Именно тогда был заложен принцип работы «БУБУКИ». В каждом «нашем» магазине стоял компьютер, который управлял воспроизведением. Тогда мы назвали это «система локальных серверов». Сейчас это может быть уже любое устройство, даже самый дешёвый смартфон с нашим приложением», - рассказывает Дмитрий.
«Служба поддержки продаж» создала рынок аудиорекламы в Томске. А потом появились подражатели, которые пытались повторить идею, создать конкуренцию. И Дмитрий Пангаев решил, что компания должна завязать с рекламой и заниматься только развитием сервиса. «Толкаться локтями на рынке Томска для нас стало хлопотно и неинтересно, поэтому в конце 2017 года мы объявили всем нашим партнёрам-супермаркетам, что дальше мы будем развивать сервис, а рекламой могут заниматься все желающие. Если кто-то хочет воспользоваться нашей технологией - пожалуйста. Мы с удовольствием передадим её партнёрам на выгодных условиях».
Главные игроки на рынке легального публичного воспроизведения музыки - РАО и ВОИС. «Эти организации по коллективному управлению правами захватили рынок и, пользуясь тем, что авторы инертны по своей природе - они пишут музыку и не хотят разбираться в своих отчислениях - взяли на себя роль сборщиков податей. Они стали шпионить за заведениями, собирать деньги со всех, до кого смогли дотянуться, и распределять их по какому-то одному им известному принципу. То есть это практически неподконтрольные деньги», - говорит Дмитрий.
«Эти монополисты чувствовали себя достаточно вольготно. Бизнес жаловался, что это легальный рэкет. А мы зашли с другой философией, идеей, концепцией. Мы понимали, что бизнесу не просто хочется использовать музыку легально, но нужно, чтобы она была специально подобрана для него и стоила недорого. И мы пошли по этому пути».
Сейчас в базе «БУБУКИ» - более 100 тысяч музыкальных треков
«Вся наша философия и идея заключается в том, что сегодняшние технологии позволяют учитывать каждое публичное использование музыки. Если мы всегда будем знать, где и как используется трек, мы сможем назначить автору фикс-прайс за одно использование, а дальше отчислять ему деньги, исходя из этой цены. У автора не возникнет вопросов, почему он получил именно столько, он будет видеть всё у себя в приложении. Таким образом, есть РАО, которое платит авторам по непонятному принципу, и есть мы, которые считают каждый прокат и показывают всё это правообладателю. И, наверное, это лучшее, что есть сегодня в мире на этом рынке. Так мы думаем», - говорит Дмитрий.
По мнению предпринимателя, с помощью его системы можно контролировать не только бары и рестораны, но также телекомпании, радиостанции, театры, выставки, ночные клубы, абсолютно любое коммерческое использование музыки.
Конечно, РАО и ВОИС совершенно не в восторге от неожиданного конкурента. И периодически пытаются на него воздействовать. Так, в 2016 году партнёр компании -ульяновский ресторан «Соренто» - получил судебный иск: РАО требовало с заведения компенсацию за звучавшую в нём музыку. Соответчиком по иску была «БУБУКА». Инспектор РАО записала видео в ресторане и предъявила претензии за нелегальное использование музыкальных треков. Представители РАО утверждали, что автор - Екатерина Сикоза, выступающая под псевдонимом Kate Orange - состоит в базе РАО, а заведение нарушило её интересы. Но у «БУБУКИ» был заключён контракт на коммерческое использование композиции Kate Orange. Томичи доказали, что Екатерина Сикоза и Kate Orange - одно лицо. В итоге представители РАО сами отозвали свой иск.
Пока «БУБУКА» в основном оказывает услуги публичного использования музыки для заведений общественного питания и торговли. Тарифы для своих клиентов компания рассчитывает, исходя из площади заведений. Как поясняет Дмитрий Пангаев, это не значит, что они к каждому приходят с линейкой - просто есть определённая вилка. Например, для супермаркета от 500 до 1 тысячи квадратных метров - одна цена, от 1,5 до 3 тысяч «квадратов» - другая.
«РАО считает по посадочным местам, мы это упростили: на практике не бывает заведений больше 500 «квадратов». Поэтому у нас фиксированный прайс для ресторанов. Это, как правило - 2,5 тысячи рублей в месяц», - объясняет предприниматель. Прежде чем заключить договор с точкой, «БУБУКА» предлагает ей недельный бесплатный тест-драйв.
В свою очередь «БУБУКА» платит авторам за каждое воспроизведение трека. «То есть, как только песня где-то воспроизвелась, правообладателю упала денежка, ещё раз - ещё упала. Авторам в России мы платим от 10 до 15 копеек за одно проигрывание, за рубежом примерно столько же, только в соответствующих валютах», - рассказывает Дмитрий.
Сказать, сколько в среднем получает автор в месяц, по его словам, невозможно. Цифры сильно разнятся и зависят от того, какое количество музыки того или иного правообладателя есть в базе, насколько треки востребованы. Некоторые авторы, с которыми сотрудничает компания, получают весьма солидное вознаграждение: «У нас есть правообладатели, которые выводят 70-80 тысяч рублей в месяц в России и по нескольку тысяч долларов в месяц за рубежом».
Количество музыкальных треков в базе «БУБУКИ» постоянно растёт. Недавно компания заключила договоры с лейблом Black Star и компанией RDS Records, которая представляет музыку в основном зарубежных авторов – Space, Дидье Маруани, Benny Benassi, In-Grid и др. Также недавно подписан договор с продюсерским центром Игоря Матвиенко, у которого тоже большой объём контента – «Иванушки International», «Любэ» и другие исполнители.
В компании стараются вносить в базу только ту музыку, которая будет востребована у клиентов, и отказываться от той, которая будет лежать мёртвым грузом, а автор будет недоволен отсутствием гонораров. «Бывает, что к нам обращаются авторы какой-то очень концептуальной музыки, но мы им отказываем, потому что не знаем, как ее применить», — говорит Дмитрий.
Количество площадок, которые подключены к «БУБУКЕ», тоже увеличивается. И это не только кафе и рестораны, но также торговые центры, спорткомплексы, салоны красоты, санатории и другие заведения. Объекты, с которыми работает компания, есть более чем в 200 городах.
Площадки могут быть совершенно разные: салоны красоты, госучреждения, санатории, фитнес-центры. Везде, где должна публично звучать музыка, мы работаем, говорят в компании. Среди известных клиентов компании автосалоны Toyota и Volkswagen, сети фаст-фудов «Вилка-Ложка» и Subway, кинотеатры «АлмазСинема», сеть гриль-баров «ШашлыкOFF», казанский «Иннополис» и др.
«У нас сейчас подключено в районе двух тысяч объектов. Мы постоянно растём в клиентах, у нас каждый месяц обновляются рекорды, но в России мы пока занимаем микроскопическую долю рынка, нам ещё расти и расти. В стране существует порядка 250 тысяч предприятий общепита и ритейла, а мы работаем с 1-1,5 тысячами предприятий», - говорит Дмитрий.
При этом есть среди клиентов определённая текучка. «Колоссальное количество заведений, с которыми мы работали, в последний год закрылись. Ситуация в стране непростая, особенно для общепита. Но есть и такие, кто уходит от нас, потому что конкуренты предлагают им обслуживание дешевле на 500 рублей. Всегда появляется куча умников, которые не могут придумать свою идею, поэтому копируют чужие. Но я ко всему этому отношусь философски. Это нормально, это рынок. На нём выживет тот, кто понимает, зачем он сюда пришёл, разбирается в своём деле, относится к нему с душой. Мы никого не держим и не пытаемся работать себе в убыток, демпингуя. Взамен ушедших приходят новые, на месте закрытых заведений появляются другие - и подключаются к нашему сервису».
На рынке, по словам предпринимателя, полно и тех, кто пользуется музыкой нелегально. Но они рано или поздно рискуют нарваться на неприятности за нарушение авторских прав.
Всего в команде «БУБУКИ» 12 человек. Офис - большая квартира в одной из томских многоэтажек. «У нас хорошая обстановка, мы живём как семья: разуваемся при входе, готовим еду, людям это очень удобно. Девушки там хозяйничают, и при всём этом прекрасно работают. - говорит Дмитрий. - Многие клиенты вообще не подозревают, что компания находится в Томске. Да им и не нужно это знать, потому что разницы, где мы находимся, нет никакой».
Возможно, скоро у компании появится второй офис, и не где-нибудь, а в Нью-Йорке. По крайней мере, сейчас директор работает над этим. В начале года Дмитрий Пангаев поехал в США, чтобы наладить сотрудничество с местными лейблами и предложить свою технологию компаниям США.
«Один из наших партнёров - фонд Starta Capital помог нам приехать сюда. Мы с «БУБУКОЙ» несколько лет подумывали о выходе на зарубежные рынки, но всё время откладывали. А сейчас изучаем рынок, общаемся с людьми из отрасли, слушаем отзывы, и пока я ни от кого не слышал, что это полная фингя: нас слушают, и мы вместе думаем, как и куда идти дальше», - говорит Дмитрий.
«Мы пытались развивать тему с отслеживанием каждого воспроизведения музыки в России, но пока не можем понять, кому это нужно. А здесь рынок новый и нам есть, где развернуться. Нью-Йорк - это центр музыкальной индустрии: здесь находятся все основные правообладатели, другой ритм бизнеса, много музыки. Бизнес отличается от российского кардинально».
Ещё одна тема для будущего «БУБУКИ» - сделки с использованием технологии блокчейн. В начале года компания первой в России продемонстрировала сделку по блокчейн в области интеллектуальных прав в музыке. Но рынок к такому пока не готов, говорит Пангаев: «Мы использовали эту технологию с нашей системой, продемонстрировали, что это может работать. Другое дело, что если завтра пойти к автору, который далёк от сферы IT, и сказать: давайте работать по блокчейну, он, скорее всего, посмотрит на тебя странным взглядом. А если ещё сказать, что гонорар ему будут выплачивать в некой криптовалюте…»
«Поэтому всё это классно, технология хорошая, с её помощью можно разделять и делать дешёвые транзакции, но, я считаю, что это история недалёкого будущего. Через пару лет, когда появится законодательство в этой сфере, когда наведут порядок с сумасшедшими майнерами, тогда эта история заработает в полную силу. Возможно, мы даже запустим собственный токен. А сейчас мы создали задел для этого».
Silent Space: как заработать на бесшумных вечеринках.
Gadget Studio: как устроен первый в мире гаджет-ресторан.
Реклама из динамика: как устроена студия рекламной звукозаписи.