Рубрики:

Автоматизация в HR-менеджменте: как устроен онлайн-сервис подбора персонала

Прочтёте за 6 мин.

Олег Торбосов – о том, как оптимизировать найм сотрудников с помощью современных технологий и экспресс-тестирования

IT-инструменты, которые использует Олег Торбосов

  • 1С:Бухгалтерия
  • Hrscanner
  • Call Magic
  • Сервисы Google

История сервиса оценки и подбора персонала Hrscanner началась с того, что его создатели сами испытывали определённые трудности с наймом сотрудников. Спроецировав свои проблемы на коллег по цеху, они вывели гипотезу, что подобный сервис будет востребован многими компаниями. И запустили проект, который позволяет в считанные минуты определить, подходит кандидат на конкретную должность или нет. О том, как автоматизировать сферу, которая, казалось бы, базируется на личном общении, порталу Biz360.ru рассказал основатель сервиса Hrscanner Олег Торбосов.

Досье

Олег Торбосов, предприниматель, основатель и CEO сервиса по экспресс-тестированию и подбору персонала  Hrscanner. Также является основателем и руководителем компании «Финансовые партнёры». Образование: Южно-Уральский государственный университет (специальность – «экономика»). Автор и ведущий ток-шоу  «Бизнес-хакеры».  

Олег Торбосов  

Как возникла идея сервиса

Свой первый бизнес я запустил в 2012 году - это финансовая компания, которая занимается кредитованием. Сейчас мы работаем в 42 городах в России и Казахстане. В какой-то момент у нас одновременно открывались сразу семь офисов, и нужно было в ограниченные сроки нанять много сотрудников в отдел продаж, в управляющую компанию и в кредитный отдел.

Мы одновременно размещали десятки вакансий, нам приходили сотни откликов - примерно по 150 кандидатов из каждого региона. В какой-то момент наш отдел персонала окончательно запутался: кому мы ответили? кому не ответили? о чём мы говорили с этим кандидатом? Никто уже не помнил, кого нужно было пригласить на собеседование, а на кого не стоит тратить время. Я понял, что и нам, и многим компаниям при найме персонала нужна хорошая система.

В тот момент я стал читать книги про рекрутинг, ходил на разные обучающие семинары, общался с другими предпринимателями, узнавал их проблемы с персоналом - и понял, что рынку нужен сервис, который автоматизирует процесс отбора и оценки сотрудников.

Затем стал изучать, какие на рынке существуют системы оценки, как они выглядят, сколько стоят, что умеют. Когда пытался пользоваться некоторыми программами, понял, что их писали либо психологи, либо айтишники. Системы были сложными и неудобными.

Самая правильная модель – это когда ты используешь свой софт. На мой взгляд, основная проблема современных разработчиков – это то, что они создают продукты для рынка, но не всегда понимают, что ему нужно и что ему удобно. Мы же создавали сервис с прицелом на потребности рынка. И мы же были первыми пользователями. У меня есть основной партнёр по финансовому проекту - Иван Мельников, он много тестировал продукт, и именно он инициировал многие дополнения на Hrscanner.

Hrscanner.ru

В нашей финансовой компании уже была сформирована IT-команда, поэтому для разработки никого особо не привлекали. На первую рабочую версию системы потратили примерно 300–400 тысяч рублей. Понятно, что сейчас всё время дорабатываем систему, инвестируем в неё.

Как работает система тестирования

Предприниматели не всегда понимают, кого принимают на работу. При найме в основном опираются на резюме кандидата, которое - по факту - является историей о самом себе и написано, чтобы понравиться. Но большинство резюме содержат только данные о местах работы и обязанностях сотрудника, и практически ничего не говорят о его результатах и эффективности.

Мы разработали несколько тестов, по результатам которых работодатель может оценить людей по простым и понятным критериям. Например, «Резалт» - это тест на продуктивность. Как это работает: Hrscanner подключается к hh.ru, каждому откликнувшемуся на вакансию кандидату приходит на почту письмо со ссылкой, он кликает и попадает на сайт, где вводит свои имя-фамилию, после чего проходит тест. И затем у предпринимателя в личном кабинете появляются результаты, которые уже можно оценить и по ним принять решение.

Я считаю, что найм персонала – это предсказание будущего. Мы должны заранее определить, справится наш кандидат с предлагаемой работой или нет. При этом наша задача выбрать максимально качественного и крутого сотрудника из всего потока соискателей. Это как выбирать помидоры на базаре. Мы всегда стараемся взять самые сочные и спелые овощи, а мятые и с плесенью пусть достанутся кому-то другому.

В нашей линейке - четыре теста, для оценки кандидата обычно используется не больше двух. Например, уже упоминавшийся «Резалт» состоит из 20 вопросов и «переписывает» резюме. В нём задаются вопросы о достижениях кандидата на прошлых местах работы, о жизненных успехах, о том, какими достижениями он гордится.  Мы анализируем прошлое и определяем производительность человека и то, способен ли он вообще давать результат. Я, кстати, люблю принимать на работу спортсменов, например, с разрядом по боксу или бегу. Они уже понимают, как давать хорошие показатели.

Тест «Тулс» ориентирован на оценку личностных качеств человека, так называемые soft skills. Мы оцифровали, например, общительность, внимательность, уверенность в себе, настойчивость, стрессоустойчивость, активность. Подобно сканеру, система определяет все сильные и слабые стороны кандидата и позволяет точнее принять решение.

Есть ещё отдельный инструмент для оценки менеджеров по продажам – тест «Сэйлс». И  новый тест для проверки вовлеченности действующих сотрудников – «Регард».

Что касается стоимости наших продуктов, то есть четыре варианта тарифов: 100 тестов – 7800 рублей, 300 тестов – 15 900 рублей, 1000 тестов – 46 800 рублей, 5000 тестов – 195 000 рублей.

Вышли на окупаемость с третьего месяца

Эту технологию мы опробовали на себе. И в итоге собрали хорошую команду. Как-то я выступал на одной из конференций и рассказывал, как мы набираем людей; в перерыве стали подходить предприниматели, интересовались системой. И вскоре появился первый клиент – юридическая фирма. Затем – компания по производству комплектующих для оборудования. И сейчас уже порядка 150 компаний пользуются нашим продуктом, то есть динамика роста довольно серьёзная. Например, только в мае мы подключили 40 новых компаний, и сейчас наша ежемесячная выручка - порядка 750 000 рублей.

На третий месяц работы мы вышли на окупаемость, на четвертый - уже в прибыль. Сейчас Hrscanner – это четыре человека в отделе продаж, двое – в сопровождении, три разработчика, руководитель и отдельно hr-отдел.

Рекламу нашего продукта мы запустили только месяц назад, а до этого поток клиентов шел в основном с моего блога во «Вконтакте». Я снимал своё авторское ток-шоу «Бизнес-хакеры» и собрал хорошую аудиторию предпринимателей. Когда написал несколько постов о том, что запустил свой hr-сервис, люди стали обращаться. Так и продавали. Сейчас вместе с hh.ru и «Бизнес-молодостью» делаем большой курс по найму персонала.

Олег Торбосов

Изначально я думал, что нашими клиентами будут предприниматели, работающие в сфере малого и среднего бизнеса. Однако сейчас начали обращаться и крупные компании. Так, недавно мы запустили пробный период для ВТБ24. Понравилась наша система и рекрутёрам из компании Zara, ведём переговоры.

Покупают Hrscanner обычно либо собственники бизнеса, либо менеджеры по найму персонала. Кадровые агентства не пользуются нашей системой, они считают себя грамотными психологами и относятся к автоматизации немного свысока.

Кстати, к себе мы рекрутёров чаще всего берем без опыта. Нам действительно проще научить, чем слушать про то, как он интуитивно подбирает кандидатов. Часто такая интуиция сравнима по точности с гаданием на кофейной гуще.

Мы заметили, что от названия, описания вакансии и даже использования отдельных терминов существенно меняется возраст и даже пол откликающихся на вакансию кандидатов. Например, вставили молодёжный сленг – желающих старше 30 нет. Изменили название вакансии на более «брутальное» – откликаются, в основном, мужчины. Поправили какие-то параметры – сразу появляются резюме от женщин в возрасте. Вакансия – это как крючок, в её составлении очень много секретов.

«Я хочу, чтобы наш продукт
продавался не только за рубли»

Проблемы с наймом персонала одинаковые во многих странах мира. Недавно я был в Лондоне и понял, что там тоже многие предприниматели попросту не понимают, как отбирать из огромного потока кандидатов тех, кто действительно нужен их бизнесу.

Поэтому мы планируем открыть свои офисы в 20 странах. Я хочу, чтобы наш продукт продавался не только за рубли, но и за фунты, евро и доллары. При этом вся команда находится в России, и налоги мы платим здесь же. У нас уже есть покупатели из Чехии, Литвы, Латвии, Великобритании, ОАЭ. Это русские, живущие за границей. Но мы уже перевели свою систему на английский и китайский, сейчас открываем валютный счёт и PayPal, и готовимся к первым иностранным покупателям.

Для российского рынка я буду использовать франчайзинг. Первую такую точку открыли в апреле в Уфе. В июне открываем в Краснодаре, Челябинске и Нижнем Новгороде. На очереди - ещё несколько городов. По сути, мы продаём HR-агентство «под ключ».

Также мы разрабатываем формат видеоинтервью. Как это будет устроено: предприниматель заранее составляет список вопросов, выставляет в системе тайминг - т.е. сколько времени даётся кандидату для ответа на каждый вопрос, кандидат получает ссылку на почту и попадает в кабинет, где система задаёт ему вопросы, а он отвечает в видеоформате. Кстати, кандидаты могут пройти интервью прямо с телефона через наше приложение. По окончании интервью наниматель получает в Hrscanner удобное видео, на котором сразу видно, где человек замешкался, какова его реакция на различные вопросы и т.д. В день так можно провести хоть 100 собеседований, ведь не обязательно смотреть видео до конца. Примерно 40% собеседований, на самом деле, заканчиваются на первой минуте. Но рекрутёр не может сказать «всё, до свидания» - он вынужден играть свою социальную роль. А тут он может просто закрыть видео.


Олег Торбосов

Читайте также:

Как устроен онлайн-сервис по подбору юриста.
Почему незаменимые сотрудники могут быть вредны для компании.
Несколько полезных идей по нематериальной мотивации.

17 июня 2016

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов