Ольга Столетова с детства любила шить – её вещи с удовольствием носили родственники, друзья и соседи. Выбирая свой жизненный путь после школы, Ольга ни секунды не сомневалась – получила образование дизайнера-модельера и открыла ателье, которое чуть позже трансформировалось в собственный бренд одежды. При этом она не пошла по стандартному пути продвижения одежды через маркетплейсы, а придумала новаторскую для своего родного Ульяновска систему продаж – через совместный с другими местными брендами магазин. О том, как развивать собственный бренд одежды на локальном рынке, Ольга Столетова рассказала порталу Biz360.ru.
Ольга Столетова – 39 лет, предприниматель из Ульяновска, основатель бренда одежды S'Leto. По образованию – дизайнер-модельер. Работала в найме как швея и закройщик. В 2009 году открыла собственное ателье «Рим». В 2016 году на его базе основала швейное производство, а в 2021 году – бренд одежды S’Leto.
Ольга Столетова увлекалась шитьём с младших классов школы, но при этом никогда не шила одежду для кукол – сразу создавала вещи для себя, друзей и соседей. На выпускной вечер в школе сшила наряды почти всем девушкам из своего и параллельного классов.
Ольга научилась шить сама, а в старших классах пошла на курсы закройщиков, получив высшую категорию. Долгое время она работала в трикотажном ателье как швея и закройщица. В 2009 году ей удалось воплотить давнюю мечту – открыть собственное ателье «Рим». Всего за неделю работы предпринимательница получила так много заказов, что ей пришлось взять помощницу – в одиночку было не справиться с таким объёмом.
Несколько лет ателье успешно занималось индивидуальным пошивом. В «Рим» обращались как частные клиенты, так и корпоративные, которым требовалось отшивать сценические костюмы и купальники для акробатики, гимнастики и бальных танцев. Задачи были разноплановые и интересные. Со временем, когда основная часть работы была налажена и распределена между сотрудниками, Ольга поняла, что заскучала. Как дизайнеру-модельеру ей хотелось других – новых и необычных – задач.
Так совпало, что в это время её знакомые поинтересовались, почему она со своими моделями одежды не участвует в дизайнерских конкурсах. Ольге такая идея раньше не приходила в голову, но тут она ею загорелась. Оказалось, что совсем скоро – через неделю – в Ульяновске пройдёт конкурс «Симбирский стиль-2016». Времени было катастрофически мало, но Ольга решила попробовать себя в необычной роли. Вместе с помощницей буквально за пару дней нарисовали эскизы, купили ткани, а за оставшееся время отшили модели.
«Мы сделали этно-коллекцию по африканским мотивам, которую можно носить в повседневной жизни. Результат превзошел все ожидания – мы победили в первом же нашем конкурсе. Меня это реально захватило: атмосфера, модели, реакция зрителей. Так всё и началось. Этот конкурс дал нам билет в будущее – нас пригласили на конкурс этно-моды в Санкт-Петербург. На подготовку дали целый месяц, это было немного проще», –вспоминает Ольга Столетова.
После участия в конкурсах предпринимательница решила работать не только «под заказ», но и создавать собственные коллекции для продажи. Она поняла, что на вещи, созданные ею, есть спрос: после первого показа подходили зрители и спрашивали, где можно купить увиденные модели.
Ателье «Рим» отшивало маленькую партию, а затем её отдавали в ульяновский магазин на реализацию. Когда спрос стал выше, начали расширять производство. Постепенно купили новое оборудование, арендовали более просторный цех. Сотрудники перешли к поточному пошиву: каждый из них выполняет одну операцию, а не отшивает вещь целиком.
После 2018 года предпринимательница начала выпускать капсульные коллекции – это как минимум 12 вещей, каждая из которых сочетается друг с другом. Из них можно создавать полноценные образы. По сути, так образовался бренд одежды S’Leto. Правда, само название появилось несколько позже – лишь в 2021 году.
«Мы долго думали, как назвать бренд, но в итоге просто сократили мою фамилию Столетова. Я очень люблю лето, и мне хотелось это подчеркнуть уже в названии. Для меня лето – это свет, яркость, сочность. И над летними коллекциями я работаю гораздо быстрее и легче, чем над осенне-зимними», – признаётся Ольга.
Одежда S’Leto ориентирована на женщин 25-40 лет, которые хотят элегантно выглядеть и на работе, и за её пределами. Как замечает создательница бренда, она стремится, чтобы её клиентки всегда чувствовали себя красивыми и нарядными без особых усилий.
Поэтому Ольга и её команда очень тщательно готовят каждую коллекцию. Столетова выступает в роли дизайнера: создаёт модели, учитывая тренды и анализируя спрос. Эта творческая работа, включающая в себя и более техническую часть – создание лекал, может занимать от недели до нескольких месяцев. Всё зависит от вдохновения и наличия других задач.
Когда коллекция готова «на бумаге», начинается подбор материалов. Бренд использует импортные ткани, в основном из Италии, Кореи, Китая. Их закупают через посредников – как правило, на московском складе. Сроки поставок сейчас намного длиннее, чем год назад. Поэтому Ольга старается работать с тем материалом, который есть в наличии на складах.
Даже если какой-то материал понравился, его сначала закупают в небольшом объёме – чтобы сшить опытные образцы. После этого смотрят, как ведёт себя ткань – при стирке, в носке, во время глажки. Оценивают и то, насколько комфортна модель из неё. При необходимости корректируют лекала, отшивают другие образцы. И так до тех пор, пока модель не будет целиком соответствовать замыслу дизайнера. Только после этого материал закупается в большем объёме, а сама модель запускается в производство.
«Проблема в том, что всё это долго. Получить пробный кусок ткани, сшить опытные образцы, заказать больший объём материала – то есть нужно ждать доставку два раза. Иногда на свой страх и риск заказываем ткань сразу, чтобы сократить сроки. Но только когда уверены, что в крайнем случае используем её для другой модели», – рассказывает Ольга Столетова.
Преимуществами своих вещей она считает качество тканей, удобство посадки и актуальность моделей. Предпринимательница стремится, чтобы её коллекции оставались в тренде как минимум несколько сезонов.
«Наш бренд родился из индивидуального пошива. С его помощью мы хорошо изучили фигуру человека в самых разных её вариантах. Это помогает создавать более удобные вещи, которые хорошо «сидят», – замечает Ольга.
На старте у бренда была небольшая офлайн-точка в одном из ульяновских торговых центров. Но открыть свой более крупный магазин основательнице S’Leto было не по средствам. Она знала, что подобные сложности испытывают и другие небольшие бренды. Около года предпринимательница вместе с другими ульяновскими дизайнерами обсуждала открытие совместного бутика в престижном торговом центре. Идея воплотилась в мае 2022 года.
Арендную плату все участники оплачивали в равных долях. Так же распределялись и другие расходы: налоги, кассовое обслуживание, зарплата продавца, упаковка и т.д. Результаты этого сотрудничества Ольгу Столетову очень порадовали. По её словам, из всех представленных в магазине марок у S’Leto были самые высокие продажи.
Но в августе 2022 года предпринимательница вышла из этого проекта, потому что создала новый. Форматом бутика была дизайнерская эксклюзивная одежда, а Ольге хотелось продавать свои товары более широкой аудитории.
Так появился новый совместный проект нескольких ульяновских брендов – Fabrika. Он объединил дизайнеров, производителей, ремесленников – причём не только в сфере одежды. К примеру, в нём участвуют марки товаров для дома, бижутерии, мыла и свечей ручной работы.
В августе открылся первый магазин проекта Fabrika в ТЦ «Пушкарёвское кольцо», а в октябре – в ТЦ «Самолёт». Они расположены в разных районах Ульяновска, так что покупатели могут приехать в удобное для себя место.
«В проекте Fabrika мы с другими участниками не совсем конкуренты: у каждого своя ниша и своё видение. Нас много, у каждого свой стиль – значит, у покупателя больше выбор. Предоставить ему такой широкий ассортимент не может ни один маленький бренд при всём желании. Поэтому самый разумный выход для таких, как мы – открывать общие магазины. Мы вместе развиваем сеть, при этом каждый занимается тем, что умеет лучше всего. Это проще и эффективнее, чем осваивать новые сегменты самостоятельно», –уверена Ольга.
Условия сотрудничества следующие: аренда и прочие расходы делятся между всеми участниками в равных долях. На старте Fabrika привлекла семь резидентов, на следующий месяц – уже 12. Это значит, что суммы расходов на каждого предпринимателя сократились. Оплату за проданные вещи участники получают с 1 по 5 число следующего месяца. Если объём продаж достаточно большой, и бренду срочно требуются деньги на производство новой партии – выплату можно получить «вне графика».
Будущих резидентов проекта Fabrika Ольга сначала искала по соцсетям. Но уже через неделю потенциальные участники, узнав о проекте, стали приходить сами. Столетова вместе с дизайнером и маркетологом изучает товарные линейки будущего резидента и согласовывает, какие позиции можно выставить в магазине.
«Немногие малые производители могут уделять нужное внимание продажам – на это просто нет времени. Поэтому я наняла дополнительных сотрудников, которые прорабатывают всю товарную матрицу. В течение полугода мы будем вести статистику и исследовать её: что у нас покупают хорошо, на чём можно сделать акцент. На основании этого сможем рекомендовать коллегам, как скорректировать ассортимент, чтобы спрос на него был выше», – делится планами Ольга.
Продвижением сети Fabrika занимается команда маркетинга из трёх человек. С первого дня работы выходят анонсы в соцсетях, на местном ТВ и радио. Сеть помогает резидентам и в таком важном вопросе, как фотоконтент. По словам Ольги, продукция многих участников на их личных фото выглядела намного хуже, чем «вживую». Этот недочёт удалось исправить – организовали профессиональные фотосессии. Одежда, сумки и бижутерия разных брендов подбирались таким образом, чтобы они создавали единый образ.
«Преимущества для всех резидентов очевидны: выручка, рентабельность, узнаваемость, востребованность. И, конечно, помощь в продажах и продвижении», – перечисляет Ольга.
Самые популярные товары бренда S’Leto – платья, которые пользуются спросом круглый год. Их цена – 2500-3500 рублей. Также хорошо продаются трикотажные повседневные костюмы, которые стоят 4700-4900 рублей. По словам Ольги Столетовой, в стоимость закладывается прибыль в пределах 50% (это немного для фэшн-индустрии).
Объём продаж компании составляет примерно 300 тысяч рублей в месяц, но в высокий сезон оборот может быть на порядок больше. Средний чек одной покупки – 2500-2800 рублей. Если выбранной вещи нужного размера нет в магазине, клиент можно дозаказать её. При наличии нужной ткани её сошьют за два-три дня.
Ещё одна услуга бренда – вещи по индивидуальным меркам. Клиент получает подробную инструкцию, как снять мерки, присылает их, и за те же два-три дня ему отшивают вещь. При этом она стоит столько же, сколько обычное серийное изделие.
«Наш приоритет – чтобы человеку было комфортно за разумные деньги. Не стоит делать цену неподъёмной, а вещь – дорогущим предметом, который невозможно купить», – убеждена Ольга.
Этим летом бренд S’Leto стал участником проекта WONDERUSSIA, который Федерация креативных индустрий создала при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Бренд вошёл в топ-100 локальных товаров и продуктов, влияющих на формирование новой идентичности Ульяновска и имеющих потенциал для роста в России и за её пределами.
Сейчас под брендом S’Leto выпускаются платья, блузки, шорты, топы, брюки, юбки, пальто. Эту продукцию можно купить в магазинах проекта Fabrika или в соцсетях бренда, написав личное сообщение. Товар доставляют в любую точку страны «Почтой России» или курьерской службой СДЭК. Ранее одной из основных площадок для продаж был Instagram (принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской и запрещенной), но сейчас неплохие результаты демонстрирует соцсеть «ВКонтакте».
«У нас до сих пор нет сайта – на него просто не хватало денег. В аналогичной ситуации оказывались многие небольшие производители: либо сейчас купить ткань и отшить коллекцию, либо заняться сайтом. Теперь мы «доросли» до сайта и приступили к его созданию. Это будет не просто витрина, а полноценный интернет-магазин», – рассказывает Ольга.
В 2022 году одежда бренда продавалась и на Wildberries, но предпринимательница посчитала этот опыт неудачным. По её мнению, на этом маркетплейсе успешнее продаются более дешёвые изделия, с которыми бренду S’Leto сложно конкурировать ценой.
Один из основных способов продвижения новых коллекций – показы. В 2021 году бренд участвовал в Ulyanovsk Fashion Week и в показе на премии Radisson Fashion Award. Весной 2022 года у Ольги Столетовой прошёл первый в жизни персональный показ. Зрители увидели четыре коллекции прошлых лет, а также новую льняную коллекцию, которая потом очень хорошо продалась.
«Показы дают мне радость, адреналин, удовольствие. Бизнес – это нервы. Постоянная гонка, чтобы успеть в сроки. От показов я получаю те эмоции, которые дают силы выдержать все сложности», – говорит Ольга.
В компании S’Leto работают 15 человек: швеи, закройщики и другие производственные сотрудники во главе с технологом.
Одна из главных проблем для многих швейных производств – нехватка персонала. В том же Ульяновске, по словам Ольги, осталось лишь одно профильное учебное заведение, но и в него небольшой поток абитуриентов. Предпринимательница вынуждена самостоятельно готовить для себя нужные кадры: обучает новичков, запускает курсы для них, приглашает технологов-наставников.
«Я везде кричу, что нам не хватает швей. Упорно ищем этих специалистов, но здесь мы сильно конкурируем за персонал с производителями мебели. Они за простую операцию могут платить больше, чем мы за пошив одежды», – констатирует Ольга Столетова.
Сейчас Ольга готовит летнюю коллекцию для следующего сезона, её показ намечен на январь-февраль. Выпуск зимней коллекции несколько задержался из-за выполнения госзаказа, но её планируется отшить в ноябре.
«В перспективе – открытие магазинов Fabrika в Казани и Самаре. Эти города не так далеко от нас, логистика будет несложная. Лучше адаптироваться в этих городах, чем сразу «завоёвывать» Москву или Питер», – резюмирует Ольга Столетова.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».