«Баня «Пар-Парок» – это роллс-ройс среди бань!» – написано на сайте этого необычного спа-комплекса. По мнению основателя проекта Алексея Бусова, настоящая правильная баня не имеет ничего общего с алкогольными возлияниями, обильной едой и прочими банными стереотипами. Это фактически один из видов SPA-услуг – от парения вениками до массажей, скрабов, чаепития. О том, как открыть в Чебоксарах баню, где сеанс стоит 10-15 тысяч рублей для одного человека, и как выживать сезонному бизнесу летом, основатель комплекса «Пар-парок» Алексей Бусов рассказал порталу Biz360.ru.
Алексей Бусов – 32 года, серийный предприниматель, инвестор, владелец SPA-комплекса «Пар-Парок» в Чебоксарах. Имеет высшее юридическое образование. Более 10 лет назад создал бренд верхней одежды Good Weather, основатель сообщества «Криптобарон». Компания «Пар-Парок» была открыта в начале 2022 года.
Место для встреч с друзьями
Баня – не единственный мой бизнес, но один из самых любимых. Можно сказать, это основное хобби. Я родом из Чебоксар. Уже давно живу в других городах, но на малую родину приезжаю регулярно. Я много катаюсь по России и по миру, и везде хожу в баню. Наверное, посетил более ста бань самых разных форматов.
В Чебоксарах довольно сильная банная культура. Оставшиеся в городе бани «советского» типа всегда полные. Но заведений более высокого уровня с хорошим сервисом в городе не было. А я всё-таки привык к сервису. И когда хотел с друзьями во время приезда в Чебоксары сходить в баню, нам было просто некуда пойти. У меня появилась мысль открыть полноценную комфортную баню, в первую очередь для себя – чтобы отдыхать, когда приезжаю в город.
Комплекс «Пар-Парок» открылся в январе 2022 года. В нём две бани. Многие элементы их оформления очень необычные, я буквально доставал их «по сусекам».
Например, раковина в туалете 200-летней давности, которая сделана из цельного куска дерева – мы её нашли и переделали. Раньше в России выбирали под раковину кусок дерева с суком, который служил сливной дыркой. Сами делали деревянные столешницы – брали кусок дуба, заливали смолой. Уличный чан выкладывали камнями, привезёнными с Урала.
Таких интересных моментов у нас много. Это отразилось и на количестве средств, вложенных в открытие – 40 млн. рублей. Проект должен окупиться, согласно расчётам, в течение трёх лет.
Наша баня работает в формате SPA-комплекса. Её нельзя просто арендовать на какое-то время. Мы продаём программы парения, которые длятся 4-5 часов. Ими могут воспользоваться компании от 2 до 8 человек, цена – 10-15 тысяч рублей за каждого в зависимости от вида программы.
Первое, что получает клиент – погружение в атмосферу русской бани. В предбаннике – изба с печкой, тишина и спокойствие. Сначала люди просто садятся у печи и пьют травяные чаи, чтобы согреть организм изнутри. На столе ягоды, орехи, сухофрукты, мёд. Никакой жирной пищи и алкоголя. У человека открываются поры, он начинает слегка потеть.
Потом мы приглашаем в парную. Люди ложатся на пологи, застеленные сеном. Мы делаем процедуру первого пара – с мятой, донником, пихтой, полынью. Фактически это успокоительная ароматерапия. Чередуются запахи, люди погружаются в банную атмосферу.
Мы пропариваем людей, при этом для контраста время от времени растираем их снегом и льдом. Потом парим колючим можжевеловым веником – он снимает стресс, выбивает из человека внутреннее напряжение и дурные мысли. Веточками можжевельника делаем массаж головы.
Процедура «облако» тоже очень необычна. Клиента парят, накрывают простынёй, обливают холодной водой. Потом простыню снимают и продолжают парение вениками. Смысл такой процедуры – в контрасте холода и жары. Холод и горячий пар выбивают все мысли о жизненной суете. Человек от всего отключается, наступает перезагрузка.
После этого клиент идёт на улицу в холодную купель. Затем обволакивается тёплыми простынями, укутывается в овечью шкуру, ложится на качели на свежем воздухе и отдыхает под звуки природы.
Следующий этап процедуры – SPA-процедуры. Делаем медовый скраб с пихтовыми маслами или солью. Потом массаж, после которого клиента моют пихтовыми вениками, как мочалкой, и раствором из хозяйственного мыла.
Заканчивается банная процедура русской трапезой. Клиентам предлагают уху и соленья, так как в бане из организма уходит много воды и соли. Обычно мы подаём большого карпа, приготовленного в соляной корочке. В итоге получается полный комплекс банных услуг: ароматерапия, парная, спа, еда, напитки.
Руководитель банного комплекса – мой одноклассник Александр Малышев, с которым мы дружим более 20 лет. Он прекрасный парильщик и замечательно разбирается во всех банных вопросах. К тому же он очень компанейский парень, все его называют «душа бани». Может своим разговором улучшить настроение гостей, направить их в нужное русло.
Я считаю, что бизнес делают люди. Мы многое продумали на старте: оборудование, территория, сервис, технологии, атмосфера. Но просто «на красивые стены» клиенты ходить не будут. Любое место наполняют смыслом люди, которые там работают.
Наши сотрудники – не просто классные профессионалы. Они относятся к бане, как к собственной. Всегда поднимут мусор или поправят коврик, если просто идут по комплексу – никто из них не скажет, что «это не моё дело». За 15 месяцев с момента открытия у нас не уволился ни один человек. А если команда хорошая – клиенты будут возвращаться.
Костяк сотрудников постоянный, но при больших нагрузках привлекаем ещё одного парильщика. В городе есть несколько классных специалистов, к которым мы можем обратиться. Есть женская команда из шести человек, им по 35-40 лет. У них своя банька, не такая «крутая», но тоже очень популярная. Если женская компания хочет, чтобы их парили именно женщины – привлекаем эту команду.
Акций и скидок почти не делаем: в нашем формате польза от них сомнительная. Если у кого-то из клиентов день рождения – пятого гостя из его группы мы обслуживаем за половину стоимости. Иногда предоставляем скидки в 10% на какие-то услуги.
За первый год работы мы вышли на загрузку банного комплекса в 70%. У нас есть ещё два года, чтобы окупить первоначальные инвестиции и начать работать в прибыль.
Перед тем, как строить баню, я решил изучить рынок. Создал аккаунт в заблокированной ныне социальной сети, залил туда очень красивые фотографии других бань, запустил таргетированную рекламу. Людям этот формат бани оказался интересен. Вскоре у нашего аккаунта было 4000 «живых» подписчиков и 100 заказов. В течение нескольких месяцев мы «прогревали» аудиторию: сообщали о скором открытии бани. И когда открылись, у нас несколько недель была полная загрузка.
Сначала к нам приходили только женщины. Это объяснимо: главной и единственной площадкой для продвижения была социальная сеть, где женщины составляют большинство. Потом клиентки начали «подтягивать» свои семьи. Мужики один раз сходили с жёнами, а потом начали приходить со своими друзьями. Сейчас большая часть аудитории – мужчины.
Когда соцсеть заблокировали и закрыли таргет на этой площадке, для сферы услуг это была очень большая потеря. Новых клиентов стало привлекать гораздо сложней. За февраль-апрель мы набрали какое-то число людей – примерно они и ходили к нам всё лето.
В банной сфере человек платит за эмоции. Если он два-три раза к нам пришёл – скорее всего, будет ходить и дальше. На банные процедуры такого уровня просто «подсаживаешься». Люди видят, как это работает, им нравятся эмоции и результат, у них появляется привычка, они приходят ещё.
Главная наша проблема в том, что бани такого SPA-формата – абсолютно новый рынок для Чебоксар. Не все понимают, почему посещение бани должно стоить 10-15 тысяч рублей. А главное – людей приходится приучать к новой для них банной культуре.
Многие до сих пор воспринимают баню как место, куда приходят выпить. Каждый третий посетитель приносит с собой по три пакета еды и алкоголя, а он в бане категорически противопоказан. Иногда бывает смешно: сидят взрослые мужики лет по 50 и пытаются, как школьники, разлить алкоголь из-под парты. Мы за этим следим, но всё равно иногда после ухода клиентов находим под столом пустые бутылки.
Зима – пиковый сезон для бань, летом посетителей меньше. Правда, всё зависит от качества бани. Если у неё большая клиентская база, хорошее качество и клиентоориентированность – люди будут приходить и летом. Посещать хорошую баню приятно круглый год. Тем более у нас большой двор, и в теплое время года клиенты могут проводить на свежем воздухе больше времени.
Летом мы обучали команду и докручивали какие-то моменты в самом SPA-комплексе. Работы у персонала в этот период было не так много, как зимой, но тем не менее. Пару раз я приглашал блогеров. У нас движуха, сотрудникам весело – приезжают местные знаменитости. Им бесплатно делали процедуры, блогеры рассказывали об этом своей аудитории. От них даже была какая-то конверсия – приходили клиенты по их рекомендациям.
В других моих бизнесах (например, в продаже верхней одежды) тоже есть сезонность. Низкий сезон я использую «для накопления сил». Занимаюсь обучением команды, работой над ассортиментом, улучшениями, подготовкой к новому росту. В несезон нужно быть аниматором для своей команды, заряжать её позитивом, чтобы люди были чем-то заняты и не думали о плохом.
Мой совет предпринимателям с «сезонным» бизнесом – не пытайтесь выжать невозможное из «несезона», радуйтесь даже маленьким результатам. Бизнес работает в плюс, на жизнь хватает – для низкого сезона это самое главное.
И не стоит забывать о «подушке безопасности». Бывает, что сезон прошёл хорошо, но предприниматель спустил все заработанные деньги, залез в долги. Продаж нет, он злится на команду, а её в это время нужно держать «на позитиве». Бизнес приходится закрывать – при этом он вполне мог бы приносить прибыль на следующие сезоны.
В начале этого года мы запустили свою линейку банной косметики: гели для душа, шампуни, скрабы, дозаторы. Разработали собственную коллекцию банной одежды, она уже в продаже.
Ещё один новый проект – курсы банного мастерства. В отличие от выпуска косметики и одежды, здесь мы не пытаемся заработать. Мы установили на курсы символический ценник, практически по себестоимости веников. Наша цель – пропаганда «высокой» банной культуры и подготовка сотрудников. Лучшим выпускникам курсов мы будет предлагать работу.
В перспективе – открытие большого банного комплекса в Новой Москве, на Новорижском шоссе. Сейчас мы уже подбираем землю в этом районе. Баню в Чебоксарах я открывал для души, но мне этот бизнес понравился, и я решил масштабироваться. Стартовые инвестиции в размере 300 млн. рублей у нас уже есть.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».