Открыть бургерную – вполне понятная и решаемая задача при наличии необходимых средств. Гораздо сложнее браться за подобный проект, не имея ничего, кроме желания. И единственно возможный план в этом случае – начинать с самого малого. Например, с приготовления блюд на кухне своей квартиры. О том, как гастро-стартапу «дорасти» до полноценной бургерной практически без инвестиций, порталу Biz360.ru рассказал основатель проекта Andilburger Илья Ермилов.
Илья Ермилов, 21 год, предприниматель из Подольска (Московская область), основатель проекта
Andilburger. После службы в армии работал официантом в ресторане и сети «Макдоналдс», в мае 2020 года открыл в Подольске собственную бургерную.
Начать своё дело житель подмосковного Подольска Илья Ермилов решил ещё после возвращения из армии в 2018 году. Каких-то конкретных мыслей по поводу сферы бизнеса у него не было, но он уже точно решил, что не будет всю жизнь работать в найме. Знакомые и друзья относились к его идеям скептически.
Весной 2020 года Илья устроился в «Макдоналдс»: нужно было на что-то жить, а одними идеями сыт не будешь. После месяца работы в этой сети у него созрела мысль об открытии собственной бургерной. Мешало воплощению задуманного только одно обстоятельство – отсутствие стартового капитала.
«Когда я хотел начать «хоть какой-нибудь бизнес», я постоянно обращался ко всем своим знакомым с просьбой дать взаймы. Подходил с горящими глазами и говорил: «Я хочу закупить и продавать плюшевое авокадо – это точно выстрелит!» Потом были другие идеи, которые я презентовал с таким же энтузиазмом. Меня, наверное, считали за дурачка. А когда я решил, что без копейки денег буду делать бургерную – все, наверное, подумали, что я вообще с ума сошёл», - рассказывает Илья Ермилов.
Арендовать помещение для бургерной Илья не мог – у него на это не было денег. Тогда он решил готовить бургеры на домашней кухне и продавать их на улице. Рецепт бургера нашёл в интернете, все продукты покупал в обычном магазине, а булочки заказывал в пекарне. «Поварами» были его родители – сами делали фарш и готовили из него котлеты.
В качестве первой точки продаж Илья выбрал обычную парковку недалеко от дома. Он подходил к машинам с листовками и предлагал водителям попробовать его бургеры. По словам предпринимателя, первое время потенциальные клиенты относились к нему настороженно. Но затем отношение стало более лояльным. На парковку, как правило, приезжали одни и те же люди, которые начали узнавать Илью.
«Я обещал: «В течение 15 минут горячие бургеры будут у вас! А если не успею – то это будет для вас бесплатно». Люди засекали время, а я звонил родителям, говорил «Ставьте котлеты!» и бежал домой. Я жил в полукилометре от этой стоянки, и мне реально приходилось бегать. Волка ноги кормят», - вспоминает Илья Ермилов.
Он поставил себе цель продавать по десять бургеров в день. Но в реальности получалось продать не более пяти-шести бургеров. Илья понимал: дальнейший рост «в домашнем режиме» вряд ли возможен. Нужно было искать хоть какое-то помещение для бургерной. Для этого он хотел взять кредит на развитие бизнеса, но во всех банках получил отказ. Это не остановило молодого человека, и он решил действовать без заёмных денег.
Гуляя по Подольску, Илья присматривался к различным киоскам, где можно было бы продавать бургеры. Во время одной из прогулок в мае 2020 года он увидел объявление, что в дачном посёлке на окраине города сдаётся готовый киоск всего за 10 000 рублей в месяц – цены на аренду сильно упали из-за пандемии и локдауна.
На тот момент у Ильи была грильница, купленная за 15 000 рублей ещё для «домашнего» проекта. К ней пришлось докупить фритюрницу за 10 000 рублей и б/у холодильник за 4000 рублей.
«Раньше в нашем киоске продавали шаурму. И когда мы начали работать, люди вообще не понимали, чего мы от них хотим. Подходили и спрашивали: «У вас шаурма?» Они ещё не привыкли, что в уличных киосках могут продаваться бургеры. Этот формат достаточно новый, тем более для окраины Подольска», - рассказывает Илья.
Он тогда продолжал работать в «Макдоналдсе», а в киоске ему помогали родители. Утром работал отец, потом его сменяла мама, а вечером Илья приезжал с работы и сам вставал «на точку». Клиентов он привлекал в основном через личные знакомства. Он сам жил в этом районе и рекламировал свой киоск среди местной молодёжи. «Взрослому человеку лень пройти 200 метров ради непонятной бургерной. А молодёжь и так летом гуляет, ей интересно всё новое. Вот тут мы их и зацепили», - говорит Илья Ермилов.
Для приготовления бургеров он использовал готовые котлеты из мраморной говядины от компании «Праймбиф». Картофель, огурцы, сыр, упаковку и соусы закупал в супермаркете METRO, а помидоры и салат айсберг – в «Пятёрочке». В этом же супермаркете он докупал и остальные продукты, если в них была срочная необходимость.
В первые пару недель работы киоска Andilburger клиентов было немного. Тогда Илья решил разнообразить меню. Его киоск предлагал только один вид бургера, который стоил 200 рублей. Предприниматель решил, что новые виды бургеров должны быть дешевле. Его клиентами были в основном молодёжь и дети, а для них каждый рубль имеет значение.
«На эту идею меня натолкнула книжка про «Макдоналдс». Там рассказывалось, что мальчик, протягивая мелочь и покупая бургер, чувствует себя взрослым и ответственным. У нас произошло точно, как в этой книжке. Подошёл мальчик лет 10 и с серьёзным видом купил самый дешёвый бургер за 68 рублей. Потом он стал нашим постоянным гостем – мне это было очень приятно», - замечает Илья.
Покупателей стало больше, продажи выросли до 15-20 бургеров в день. Появились и первые клиенты, которые заказывали доставку бургеров в офис или домой. Но вместе с первыми успехами пришли и проблемы – сломалась грильница. Она предназначалась для бытового использования и была не готова к большим нагрузкам. Вместо неё Илья купил подержанную промышленную грильницу.
Вскоре он уволился из «Макдоналдса». «Я пришёл к директору и попросил о повышении. Он сказал: «Подожди годик, и всё будет». Я ответил, что через годик я сам сделаю больше, чем работая здесь. У меня большие амбиции, и мы тут не сходимся», - рассказывает Илья Ермилов.
В августе 2020 года Andilburger переехал на новое место – в павильон на центральном рынке Подольска. У этой точки было несколько серьёзных недостатков. Она расположена в непроходном месте в глубине рынка. Да и аренда была намного выше, чем в палатке на окраине – 40 000 рублей в месяц плюс коммунальные платежи.
Тем не менее, Илья решил рискнуть. Его расчёт был во многом на доставку. Большинство офисных помещений Подольска расположены в центре города, и доставлять туда бургеры было намного удобнее из центра, чем с окраины. Ещё один плюс новой локации – возможность организовать полноценное кафе с сидячими местами.
Чтобы найти клиентов, предприниматель обошёл с листовками несколько деловых и торговых центров. При заказе бургеров он предлагал бесплатную доставку. И это сработало. Теперь Илья продавал 25-30 бургеров в день, основная часть которых доставлялась в офисы. В меню было три вида бургеров по цене от 68 до 178 рублей и картошка фри.
Вскоре Илья оборудовал павильон барной мебелью. Она обошлась ему всего в 10 000 рублей: кое-что удалось найти на Avito бесплатно. Но посетителей на новой точке было немного – сказывалось неудобное расположение.
Осенью стало очевидно, что точка достигла потолка развития, притока новых покупателей не было. Ограничивало возможности бургерной и то, что рынок закрывался в 18:00: когда потенциальные клиенты возвращались с работы, павильон уже не работал. И организовать доставку бургеров «с пылу, с жару» после 18:00 было невозможно.
В конце осени Илья Ермилов нашёл новое помещение площадью 108 «квадратов». Оно находится в здании общежития рядом с тем же самым рынком, но в более удобном и проходном месте. Новая локация привлекла его расположением, наличием санузла и отдельных входов, а также возможностью работать допоздна.
Бургерная переехала на новое место в начале 2021 года. Сейчас она предлагает клиентам семь видов бургеров по цене от 68 до 288 рублей. Также в меню куриные крылышки, картофель-фри, соусы, напитки. Маржинальность бургера – примерно 40-50%. Она падает, если продукты приходится докупать в срочном порядке по розничной цене.
Продажи на новом месте составляют примерно 70 000 рублей в месяц. Правда, пока это не позволяет отбить расходы: одна только аренда помещения стоит 85 000 рублей в месяц, не считая коммунальных платежей. Увеличились и расходы на закупки. Тем не менее, Илья сохраняет оптимизм: продажи в марте серьёзно выросли. По его расчётам, если такая динамика сохранится – точка должна выходить «в ноль» уже к началу лета.
Пиковая загрузка приходится на обеденные часы – примерно с 12:00 до 14:00, львиная доля заказов на доставку поступает в это же время. Ещё один час-пик бывает в 18:00-19:00.
Доставка приносит примерно 40% от общего объёма заказов. Среднее время доставки – примерно 15-20 минут, если клиент находится в ближайших офисных и торговых центрах. В другие районы города приходится добираться по 30-40 минут. Заказы доставляет сам Илья – пешком или на общественном транспорте. Когда он выезжает к клиенту, в павильоне работают его родители.
Сейчас основная аудитория Andilburger – люди в возрасте 25-35 лет. Уже есть и постоянные клиенты – в основном это офисные работники, заказывающие доставку. Некоторые из них делают заказы и на работу, и домой, чтобы не готовить себе ужин.
«Надеюсь, семьи с детьми будут приходить к нам чаще. Пока привлекать их мешает репутация этой точки. Раньше это помещение славилось как кабак, и контингент был соответствующий. Зимой к нам «по инерции» нередко заходили с намерением выпить – конечно, таким людям приходится отказывать», - добавляет Илья.
«В случае каких-либо жалоб клиента мы приносим извинения и предлагаем соус в качестве компенсации. Обычно, если нормально поговорить с людьми, они относятся с пониманием», - говорит Илья.
Например, некоторые покупатели высказывали претензии по поводу булочек – они были слегка зачерствевшими. Как оказалось, к небольшим заказам в 10-20 булочек пекарни относились не слишком серьёзно. С увеличением объёмов закупок эту проблему удалось решить.
Своей самой большой сложностью основатель Andilburger считает построение системы, при которой всё будет работать «как часы». «Я стараюсь построить систему, чтобы всё было одним слаженным механизмом: поставки, продажи, сервис, работа с отзывами. Любое неверное движение – и клиент ушёл. А клиенты для нас на вес золота».
Предприниматель уделяет проекту всё своё время. Сейчас основная цель для него – выйти на точку безубыточности и окупить вложения. Если всё будет удачно, в перспективе Илья рассчитывает на рост и расширение своего проекта.
«Всего за полгода я сменил три точки, при этом каждая в три раза больше предыдущей. Удалось набрать небольшую, но стабильную базу клиентов. Теперь надо развиваться дальше. Сейчас я понимаю свои слабые стороны и вижу, что мне не хватает и куда надо двигаться», - подытоживает Илья Ермилов.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».