Основатель томского агентства переводов «Лингвиста» Мария Солонина развивала его вместе со своим партнёром Юлией Костевич восемь лет, а потом решила, что этого ей мало. Тогда предпринимательница купила франшизу школы детского плавания «Кроль» - и стала единственной франчайзи в проекте, который на старте открыл сразу три филиала. По словам Марии, в планах и «захват» других бассейнов Томска. О том, как устроена детская школа плавания и как удаётся успешно совмещать несколько бизнесов, Мария Солонина рассказала порталу Biz360.
Мария Солонина, 38 лет, предприниматель из Томска. Окончила факультет иностранных языков Томского государственного педагогического университета. Знает английский, французский и немецкий языки. В 2009 году Мария Солонина открыла в Томске агентство переводов
Lingvista, которое сейчас развивает в партнёрстве с Юлией Костевич. А в 2018 году запустила детскую школу плавания
«Кроль» по франшизе.
В какой-то момент я решила заняться чем-то новым, потому что в нашем агентстве переводов «Лингвиста» все процессы уже отлажены и роли распределены. Сейчас мы с моим партнёром Юлией Костевич выделили менеджера, который взял на себя оперативное управление компанией. Поэтому сегодня моя включённость в процесс ограничена несколькими часами в день. Так что у меня появилось желание и время на что-то ещё.
Мне давно хотелось, чтобы у меня было несколько бизнесов, в которых моя вовлечённость была бы такой, чтобы их можно было бы совмещать. Вот и пришло время воплотить это.
По внутреннему ощущению, новое дело могло быть связано с детьми и спортом. При этом мой сын давно занимается в футбольной школе «Юниор». Это развитая сеть, у которой более 350 филиалов по всему миру. Когда мы с ребёнком туда пришли, я сразу обратила внимание на то, как построена система работы с детьми.
Например, помимо тренировочного процесса, важную роль играет эмоциональная вовлечённость ребят. Тренеры всегда в хорошем контакте с подопечными, много с ними общаются. Всё это сказывается положительно и на самих занятиях. Есть особая система мотивации: после каждого занятия выдаётся медалька, потом выдается кубок, потом всё это меняется на настоящие медали и кубки и т.д. Всё это меня привлекло.
И вот примерно полгода назад мне на портале Biz360.ru попалась статья про основателя «Юниора» Александра Семенцова - он, как и я, из Томска. Там, в частности, рассказывалось, как руководство придумало масштабировать систему развития проектов в сфере дополнительного образования для детей. Таким образом, у них появилась балетная школа «Русский балет», школа плавания «Кроль» и т.д. Я тогда в шутку предложила мужу заняться детским плаванием.
Позже я вернулась к этой мысли, когда знакомая рассказала, что в современных ДЮСШ к спорту довольно строгий подход: много тренировок в неделю, постоянные соревнования. А ей, как и многим родителям, это было не нужно. Требовалось просто что-то для общего укрепления здоровья детей. И я решила, что это ниша, которую можно попробовать занять.
Мы запускались одновременно в трёх филиалах – и мы единственные франчайзи «Кроля», которые так поступили, обычно начинают с одной «точки». Наверное, если бы я начинала в меньшем масштабе, мне было бы скучно.
Франчайзер предлагает запуск «под ключ» как отдельную услугу. Тогда он договаривается с бассейнами, отбирает тренеров, занимается рекламой и обрабатывает первые заявки – в общем, осуществляет весь запуск. Но я решила весь путь пройти сама. Со стороны центрального офиса у нас была хорошая консультативная поддержка и таргетированная реклама, с неё, кстати, было довольно много заявок – порой по 20 штук в день.
В итоге мои вложения вместе с паушальным взносом составили несколько сотен тысяч рублей (в основном это взнос, а также расходы на разный инвентарь, например, аквалапшу, доски для плавания, форму для тренеров и т.п.). Это собственные накопления. Этап подготовки к открытию у нас был достаточно насыщенным, длился 1,5 месяца. Изначально я разделила для себя этот этап на активный и пассивный. Но тут не всё пошло по плану.
Дело в том, что в конце июня я подписала договор на покупку франшизы, а на конец июля у нас с семьёй была запланирована поездка в Хакасию. Отменить её было невозможно. И я решила, что до поездки буду пассивно заниматься проектом (понемногу настраивать соцсети, подбирать персонал и т.д.), а потом уже после возвращения возьмусь за дело всерьёз.
Но до отъезда я всё же запустила небольшую пассивную рекламу в Instagram и «ВКонтакте» на сбор заявок. И в итоге, пока мы были в Хакасии, мне вдруг начали поступать запросы. А их же надо оперативно прозвонить, нельзя долго томить людей, которые проявили интерес. Между тем со связью в нашем месте отдыха было хорошо далеко не везде. Поэтому мне приходилось несколько раз уезжать куда-то, где связь была лучше, и прозванивать заявки. Такой получился запуск бизнеса из глухомани.
13 августа мы приняли первых ребят. Занимаемся по методике, разработанной головной компанией с привлечением врачей, спортсменов и других специалистов. Она предполагает общую физподготовку на воде. Там есть разные упражнения, которые способствуют не только физическому, но и психологическому развитию ребёнка. В программу входит обучение правильному положению тела в воде, дыханию, движениям рук и ног и т.д. То есть это физкультура на воде с обучением плаванию.
При этом хотелось бы подчеркнуть, что у нас нет «достиженческой» направленности – мы не гарантируем, что в течение месяца или двух научим ребенка плавать. Мы ориентированы в первую очередь на пользу для здоровья, создание привычки в занятиях спортом. Я сама регулярно, но непрофессионально занимаюсь плаванием последние лет 10 и пришла к выводу, что это самый мягкий и гармоничный вид спорта, который подходит всем – это было одной из причин, почему меня привлекла такая франшиза.
Более профессиональная подготовка в нашей школе идёт с 7-8 лет. В этом возрасте дети учатся плавать разными стилями, у них усиливается соревновательный элемент. Где-то с 7 лет им уже хочется проявлять себя. А для более младшего возраста, на мой взгляд, это не так актуально – детям достаточно получать удовольствие от процесса.
У нас нет отбора, не может быть такого, чтобы ребёнок нам не подошёл – мы принимаем в том числе ребят с ограничениями по здоровью. В нашей школе есть три возрастные группы: 4-6 лет, 6-8 лет, 8-12 лет.
Что касается соревнований, то их мы устраиваем внутри сети школ. В ближайшее время планируем провести соревнования в Томске между нашими ребятами, а в конце ноября в Москве состоится состязание уже между школами «Кроль» из разных городов. Сейчас мы ищем возможность отвезти туда детей так, чтобы платили за это не родители: подали заявку на конкурс социальных проектов и ведём переговоры со спонсорами.
Базовая стоимость абонемента на восемь занятий в нашем «Кроле» – 3600 рублей (плюс есть система скидок). Кто-то считает, что это много, но я как основатель знаю, что эта сумма оправдана. Это очевидно не только для меня: у нас было довольно много заявок и перед открытием, и сейчас они продолжают поступать.
Сейчас в трёх филиалах занимаются 13 групп. Из них пять старших, пять младших и три средних. В каждой группе у нас планируется от 6 до 12 ребятишек. Не все группы пока ещё полностью укомплектованы – в некоторые мы продолжаем набор. Посещаемость у детей составляет около 70%. На данный момент у нас около 80 учеников (это те, кто прошел пробное бесплатное занятие и вернулся). А в целом через пробные уроки прошло порядка 120 человек.
Особых трудностей в запуске не было, был обычный рабочий процесс: возникают задачи, ты их решаешь. Сложность поначалу была разве что в том, чтобы встроиться в текущее время работы бассейнов. Ведь оно было уже расписано, а то, что было не расписано – отведено под свободное посещение.
Поэтому вначале бассейны предлагали нам не очень удобное для клиентов время: дневное, когда все дети в детсадах и школах. Но через пару недель нашей работы бассейны остались довольны сотрудничеством и выделили нам дополнительное время. Их выгода в том, что мы привлекаем к ним новых клиентов: пока дети занимаются, родители тоже могут пойти поплавать или воспользоваться другими услугами оздоровительного комплекса.
То, что мы запустились сразу в трёх точках, было правильно ещё и потому, что позволяло сразу предоставлять родителям выбор по времени и месту. Это важно, потому что современные дети порой более заняты, чем их родители – у них расписан каждый день.
По поводу продаж абонементов, перехода между группами и по другим вопросам с родителями и детьми у нас общаются фронт-менеджеры. Они же прозванивают заявки, встречают клиентов, занимаются соцсетями и т.д. Интересно, что когда я в первый раз разместила эту вакансию с обычным названием «менеджер по работе с клиентами», нужные мне люди не приходили. Стоило написать «фронт-менеджер» – и они пришли!
С детьми работают четыре основных тренера и четыре помощника. Проблем с поиском тут особо не было. Единственное, первое время я не очень уверенно себя чувствовала, нанимая спортсменов-мужчин – ведь раньше я с ними не работала. Мне казалось – может, они будут против того, чтобы ими «рулила» женщина. Смешно, но на первые собеседования я даже звала с собой мужа – просто поприсутствовать для солидности. Но потом стало ясно, что никакой предвзятости со стороны соискателей нет.
Муж также помог финансово на старте и периодически оказывает какую-то помощь, если нужно. У меня на старте были задействованы даже мои дети! Моей дочери, например, 11 лет, и на открытии «Кроля» она мне помогала: подписывала сертификаты ученикам, выдавала им наклейки. Но в целом проектом я занимаюсь сама.
Поначалу мы рекламировались только в «ВКонтакте» и Instagram. Сейчас мы также размещаем афиши и купоны на пробное занятие в школах и детских садах, плюс через сами бассейны к нам тоже приходят клиенты: они звонят, чтобы узнать, есть ли занятия для детей – и им рекомендуют «Кроль». Хороший эффект даёт сарафанное радио.
Услуга уже доказала свою востребованность, так что в планах у меня присоединение и других бассейнов. Тут вопрос в их соответствии нашим требованиям. Комплексов, в которых есть чаши нужной глубины (от 0,8 до 1,1 м), в Томске не так много. Мы работаем с бассейнами, арендуя у них малую чашу, а для старших групп – одну дорожку.
Наши конкуренты – разные ДЮСШ. Они отличаются тем, что проводят отсев, туда попадают не все, и там большие группы и более жёсткие требования. Ещё есть тренеры, которые сами набирают и ведут группы. В двух бассейнах, куда мы пришли, такие имелись, и поначалу нам там были, скажем так, не очень рады. Но потом всё утряслось. Просто у нас у всех разные клиенты. Кому-то нужно то, что дают ДЮСШ. А кому-то нужен «Кроль».
Читайте также:
Лошадью ходи, лошадью: как заработать на обучении детей шахматам.
Мальчики на футбол, девочки на танцы: как заработать на детском спорте.
Докатился до бизнеса: как заработать на увлечении роликами и скейтбордом.