Рубрики:
  • Менеджмент
  • Персоны
  • (Нет голосов)

Расстаться друзьями: что делать, если из проекта уходит один из его основателей

Прочтёте за 3 мин.
01 марта 2017

Уход одного из фаундеров стартапа может дать толчок к более активному развитию

IT-инструменты, которые использует Кирилл Бигай

  • Slack
  • Jira
  • Dropbox
  • Skype

Команда, собравшаяся на старте проекта, не всегда сохраняет cвоих участников на дальнейших этапах развития. И особенно сложно расставаться с одним из главных «моторов» команды – сооснователем стартапа. О том, как правильно выйти из этой ситуации, не потерять динамику развития и не запустить ни одну из зон ответственности уходящего фаундера, рассказал сооснователь и управляющий партнёр международного маркетплейса для поиска репетиторов Preply.com Кирилл Бигай.

Досье

Кирилл Бигай, 30 лет, соучредитель и управляющий партнёр интернет-платформы для поиска репетиторов  Preply. В 2009 году окончил Национальный технический университет Украины по специальности «телекоммуникации», в 2012 году - Киевский национальный экономический университет, где изучал бизнес-менеджмент. До создания в 2011 году стартапа FindGuru, ставшего прообразом Preply, работал в компаниях Nokia, Siemens, МТС, «Террасофт».

Кирилл Бигай

Фиксируйте договорённости ещё на старте

В большинстве случаев, причина ухода одного из основателей компании достаточно тривиальна – непреодолимые разногласия с другими фаундерами. Это также могут быть профессиональная несовместимость, бытовые ссоры, а, возможно, и усталость от проекта или интерес к новому бизнесу – не важно. Главное, чтобы расставание прошло гладко, не выбило проект из колеи и стало новым стартом для двух и более людей, а не поводом для очередного выяснения отношений.

В некоем идеальном стартапе его сооснователи ещё в самом начале совместной работы позаботились о юридической стороне вопроса и составили договор, в котором прописали условия выхода из бизнеса. Ведь если такой договор не был составлен, сооснователь может претендовать на все активности, в которых он был задействован, на доли и на проценты будущей прибыли. И если экс-партнёр окажется человеком достаточно жадным, расставание может затянуться надолго.

Вывод? Фиксируйте договорённости на случай подобного ЧП.

Показателен пример «Википедии»: над её созданием вместе работали Джимми Уэйлс и Ларри Сэнгер. Первый решал финансовые вопросы, второй занимался непосредственно разрабокой. Но формально Уэйлс нанял Сэнгера, так что Джимми считал себя единственным основателем. Хотя Ларри при этом публично называл себя кофаундером. В 2014 году, когда Уэйлс решил покинуть проект, это стало причиной серьёзных разногласий по поводу будущего проекта. Впрочем, судя по тому, что «Википедия» по сей день жива и развивается, любые разногласия можно преодолеть.

Совет из будущего: будьте максимально лояльны друг к другу и постарайтесь найти компромисс, удовлетворяющий и запросы уходящего, и интересы остающихся. Любые ссоры в будущем могут ко всем участникам конфликта вернуться бумерангом.

Не давайте волю эмоциям

Часто бывает так, что за годы работы над проектом фаундеры становятся если не лучшими друзьями, то, как минимум, добрыми приятелями. Именно по этой причине расторжение трудовых отношений часто переходит в зону эмоций и может усложнить работу всей команды. И здесь очень важно сохранять голову холодной.

Когда в 2008 году Джек Дорси ушел из Twitter, пост генерального директора компании занял второй фаундер - Эван Уильямс. Конечно, в СМИ тогда активно обсуждалась версия, что один основатель «выдавил» другого из проекта, позже начали поговаривать, что Дорси сделал для компании не так уж много, а его организаторские способности оставляют желать лучшего. Тем не менее, Джек Дорси сумел после ухода из Twitter основать Square - компанию, которая разрабатывает решения для мобильных платежей. В 2014 году её даже хотела выкупить Apple. Через три года Дорси вернулся, заняв пост исполнительного председателя совета директоров Twitter.

Таких историй в бизнесе - очень много, так что рекомендую не сжигать мосты и делать всё возможное, чтобы расстаться полюбовно. Вполне возможно, что в будущем бывший партнер ещё принесет пользу вашему общему проекту или согласится сотрудничать с вами в другом стартапе.

Расстаться друзьями

Имейте «план Б»

Каждый из основателей компании в первые месяцы (а иногда и годы) берёт на себя серьёзные зоны ответственности. И в случае ухода одного из членов топ-команды остающимся в проекте будет трудно закрыть все амбразуры. Поэтому, лучше заранее предусмотреть такой вариант и иметь решение на этот случай. Например, когда одного из сооснователей нашего маркетплейса Preply позвали работать в Google, его обязанности взял на себя другой фаундер - проект был готов к такому повороту событий, и всё прошло более-менее безболезненно.

На кого же возложить функции сооснователя, покидающего команду? Увы, обычно бюджеты стартапа ограничены, поэтому функции экс-основателя чаще всего распределяются между членами команды.

А если позволяют ресурсы, можно нанять нового специалиста. Например, как вариант – повысить уже зарекомендовавшего себя руководителя направления до директора и передать ему задачи ушедшего фаундера, а на его место найти нового сотрудника. Или сразу нанять другого специалиста на должность руководителя. Такого человека лучше всего искать на тематических мероприятиях, в социальных сетях, по знакомству.

Берите в команду selfmademan’ов

Определить, не ошиблись ли вы с кандидатом, можно только проверив его «в бою». Конечно, вы сможете понять, резонирует ли человек с вашей командой, ещё на первых этапах. В стартап-проектах комфортно себя чувствуют selfmade-ребята с широким кругом интересов и лидерскими качествами. С другой стороны, стартап-сотрудник должен всегда  оставаться командным игроком, который учитывает интересы коллег и всего проекта.

Обязательно берите сотрудника с опытом работы в той сфере, которую он будет вести. В идеале, если он хорошо разбирается в нескольких узких нишах – например, он не только хороший маркетолог, но и неплохо понимает в SMM-технологиях, а может, частично, и в пиаре. А если он ещё и человек приятный, готовый присоединиться к вашей футбольной команде или поехать вместе с остальными сотрудниками покорять Эверест – считайте вакансию закрытой.

Выше нос

Постарайтесь воспринять уход кофаундера с оптимизмом – возможно, это знак, что пора освежить проект. Случается так, что новый человек меняет вектор развития стартапа - и тогда рабочий процесс идёт быстрее и продуктивней.

Расстаться друзьями

Читайте также:

Как сформировать в стартапе команду мечты.
Как правильно наказывать сотрудников: без обид и по науке.
 
Почему незаменимые сотрудники могут быть вредны для компании.



Комментарии

0
Войдите через аккаунт социальной сети:
  • Прокомментируйте первым.

Это ответ на комментарий (отмена - x)
  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
  • Идеи для бизнеса 22 июня
    Задать перцу: как заработать на поставках необычных специй из Камбоджи
    Прочтёте за 7 мин. Задать перцу: как заработать на поставках необычных специй из Камбоджи
  • Менеджмент Пора по барам: пять сложностей барного бизнеса 22 июня
    Пора по барам: пять сложностей барного бизнеса
    Прочтёте за 4 мин.
  • Идеи для бизнеса Автомоделирование рулит: как заработать на школе радиоуправляемых машин 21 июня
    Автомоделирование рулит: как заработать на радиоуправляемых машинах
    Прочтёте за 6 мин.
  • Идеи для бизнеса Хеллоу, Америка: как открыть компанию в США за месяц 21 июня
    Хеллоу, Америка: как открыть компанию в США за месяц
    Прочтёте за 5 мин.
  • Маркетинг Химчистка в стиле ЗОЖ: как с помощью маркетинга выделиться среди конкурентов 20 июня
    Химчистка в стиле ЗОЖ: как с помощью маркетинга выделиться среди конкурентов
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса Волшебные миры Саши Крю: как построить бизнес на стыке творчества и IT-технологий 20 июня
    Волшебные миры Саши Крю: как построить бизнес на стыке творчества и IT
    Прочтёте за 7 мин.
  • Финансы «Как навести порядок в финансах компании» 19 июня
    «Как навести порядок в финансах компании»
    Прочтёте за 7 мин.
  • Идеи для бизнеса Finch-стратегия: как небольшая digital-студия разрабатывает проекты для крупных брендов 19 июня
    Finch-стратегия: как небольшая digital-студия разрабатывает проекты для крупных брендов
    Прочтёте за 6 мин.
  • Технологии Витаем в «облаках»: как не терять деньги на пропущенных звонках 18 июня
    Витаем в «облаках»: как не терять деньги на пропущенных звонках
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса Облачные юристы: как устроен сервис удалённого юридического аутсорсинга 18 июня
    Облачные юристы: как устроен сервис удалённого аутсорсинга
    Прочтёте за 6 мин.
  • Технологии Дорогу молодым: как продвигать новый интернет-ресурс 15 июня
    Дорогу молодым: как продвигать новый интернет-ресурс
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса Наука без границ: как сеть детских научных клубов работает с партнёрами-франчайзи 15 июня
    Наука без границ: как сеть детских научных клубов работает с партнёрами-франчайзи
    Прочтёте за 5 мин.
  • Идеи для бизнеса С лёгким паром: как заработать на стильных банях-хотбоксах 14 июня
    С лёгким паром: как заработать на стильных банях-хотбоксах
    Прочтёте за 4 мин.
  • Идеи для бизнеса Золотой домкрат для развития: чем премия «Бизнес-успех» может быть полезна малому бизнесу 14 июня
    Золотой домкрат для развития: чем премия «Бизнес-успех» полезна малому бизнесу
    Прочтёте за 3 мин.
  • Финансы Что такое банковские гарантии и чем они могут быть полезны малому бизнесу 13 июня
    Что такое банковские гарантии и чем они могут быть полезны малому бизнесу
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса В мире животных: как заработать на производстве корма для собак и кошек 13 июня
    В мире животных: как заработать на производстве корма для собак и кошек
    Прочтёте за 5 мин.
  • Менеджмент Как бороться с сезонным спадом продаж: опыт 15 компаний из разных сфер 09 июня
    Как бороться с сезонным спадом продаж: опыт 15 компаний из разных сфер
    Прочтёте за 11 мин.
  • Маркетинг Блог в помощь: зачем компании нужен корпоративный онлайн-журнал 08 июня
    Блог в помощь: зачем компании нужен корпоративный онлайн-журнал
    Прочтёте за 4 мин.
  • Финансы Уже не торт: как меняется краудфандинг и может ли он ещё помочь стартапу 08 июня
    Уже не торт: как меняется краудфандинг и может ли он ещё помочь стартапу
    Прочтёте за 7 мин.
  • Менеджмент Место встречи изменить нельзя: что нужно учесть при запуске кафе или ресторана 07 июня
    Место встречи изменить нельзя: что нужно учесть при запуске кафе или ресторана
    Прочтёте за 3 мин.
Идёт загрузка материалов