Рубрики:
  • Менеджмент
  • Персоны
  • (Нет голосов)

Расстаться друзьями: что делать, если из проекта уходит один из его основателей

Прочтёте за 3 мин.
01 марта 2017

Уход одного из фаундеров стартапа может дать толчок к более активному развитию

IT-инструменты, которые использует Кирилл Бигай

  • Slack
  • Jira
  • Dropbox
  • Skype

Команда, собравшаяся на старте проекта, не всегда сохраняет cвоих участников на дальнейших этапах развития. И особенно сложно расставаться с одним из главных «моторов» команды – сооснователем стартапа. О том, как правильно выйти из этой ситуации, не потерять динамику развития и не запустить ни одну из зон ответственности уходящего фаундера, рассказал сооснователь и управляющий партнёр международного маркетплейса для поиска репетиторов Preply.com Кирилл Бигай.

Досье

Кирилл Бигай, 30 лет, соучредитель и управляющий партнёр интернет-платформы для поиска репетиторов  Preply. В 2009 году окончил Национальный технический университет Украины по специальности «телекоммуникации», в 2012 году - Киевский национальный экономический университет, где изучал бизнес-менеджмент. До создания в 2011 году стартапа FindGuru, ставшего прообразом Preply, работал в компаниях Nokia, Siemens, МТС, «Террасофт».

Кирилл Бигай

Фиксируйте договорённости ещё на старте

В большинстве случаев, причина ухода одного из основателей компании достаточно тривиальна – непреодолимые разногласия с другими фаундерами. Это также могут быть профессиональная несовместимость, бытовые ссоры, а, возможно, и усталость от проекта или интерес к новому бизнесу – не важно. Главное, чтобы расставание прошло гладко, не выбило проект из колеи и стало новым стартом для двух и более людей, а не поводом для очередного выяснения отношений.

В некоем идеальном стартапе его сооснователи ещё в самом начале совместной работы позаботились о юридической стороне вопроса и составили договор, в котором прописали условия выхода из бизнеса. Ведь если такой договор не был составлен, сооснователь может претендовать на все активности, в которых он был задействован, на доли и на проценты будущей прибыли. И если экс-партнёр окажется человеком достаточно жадным, расставание может затянуться надолго.

Вывод? Фиксируйте договорённости на случай подобного ЧП.

Показателен пример «Википедии»: над её созданием вместе работали Джимми Уэйлс и Ларри Сэнгер. Первый решал финансовые вопросы, второй занимался непосредственно разрабокой. Но формально Уэйлс нанял Сэнгера, так что Джимми считал себя единственным основателем. Хотя Ларри при этом публично называл себя кофаундером. В 2014 году, когда Уэйлс решил покинуть проект, это стало причиной серьёзных разногласий по поводу будущего проекта. Впрочем, судя по тому, что «Википедия» по сей день жива и развивается, любые разногласия можно преодолеть.

Совет из будущего: будьте максимально лояльны друг к другу и постарайтесь найти компромисс, удовлетворяющий и запросы уходящего, и интересы остающихся. Любые ссоры в будущем могут ко всем участникам конфликта вернуться бумерангом.

Не давайте волю эмоциям

Часто бывает так, что за годы работы над проектом фаундеры становятся если не лучшими друзьями, то, как минимум, добрыми приятелями. Именно по этой причине расторжение трудовых отношений часто переходит в зону эмоций и может усложнить работу всей команды. И здесь очень важно сохранять голову холодной.

Когда в 2008 году Джек Дорси ушел из Twitter, пост генерального директора компании занял второй фаундер - Эван Уильямс. Конечно, в СМИ тогда активно обсуждалась версия, что один основатель «выдавил» другого из проекта, позже начали поговаривать, что Дорси сделал для компании не так уж много, а его организаторские способности оставляют желать лучшего. Тем не менее, Джек Дорси сумел после ухода из Twitter основать Square - компанию, которая разрабатывает решения для мобильных платежей. В 2014 году её даже хотела выкупить Apple. Через три года Дорси вернулся, заняв пост исполнительного председателя совета директоров Twitter.

Таких историй в бизнесе - очень много, так что рекомендую не сжигать мосты и делать всё возможное, чтобы расстаться полюбовно. Вполне возможно, что в будущем бывший партнер ещё принесет пользу вашему общему проекту или согласится сотрудничать с вами в другом стартапе.

Расстаться друзьями

Имейте «план Б»

Каждый из основателей компании в первые месяцы (а иногда и годы) берёт на себя серьёзные зоны ответственности. И в случае ухода одного из членов топ-команды остающимся в проекте будет трудно закрыть все амбразуры. Поэтому, лучше заранее предусмотреть такой вариант и иметь решение на этот случай. Например, когда одного из сооснователей нашего маркетплейса Preply позвали работать в Google, его обязанности взял на себя другой фаундер - проект был готов к такому повороту событий, и всё прошло более-менее безболезненно.

На кого же возложить функции сооснователя, покидающего команду? Увы, обычно бюджеты стартапа ограничены, поэтому функции экс-основателя чаще всего распределяются между членами команды.

А если позволяют ресурсы, можно нанять нового специалиста. Например, как вариант – повысить уже зарекомендовавшего себя руководителя направления до директора и передать ему задачи ушедшего фаундера, а на его место найти нового сотрудника. Или сразу нанять другого специалиста на должность руководителя. Такого человека лучше всего искать на тематических мероприятиях, в социальных сетях, по знакомству.

Берите в команду selfmademan’ов

Определить, не ошиблись ли вы с кандидатом, можно только проверив его «в бою». Конечно, вы сможете понять, резонирует ли человек с вашей командой, ещё на первых этапах. В стартап-проектах комфортно себя чувствуют selfmade-ребята с широким кругом интересов и лидерскими качествами. С другой стороны, стартап-сотрудник должен всегда  оставаться командным игроком, который учитывает интересы коллег и всего проекта.

Обязательно берите сотрудника с опытом работы в той сфере, которую он будет вести. В идеале, если он хорошо разбирается в нескольких узких нишах – например, он не только хороший маркетолог, но и неплохо понимает в SMM-технологиях, а может, частично, и в пиаре. А если он ещё и человек приятный, готовый присоединиться к вашей футбольной команде или поехать вместе с остальными сотрудниками покорять Эверест – считайте вакансию закрытой.

Выше нос

Постарайтесь воспринять уход кофаундера с оптимизмом – возможно, это знак, что пора освежить проект. Случается так, что новый человек меняет вектор развития стартапа - и тогда рабочий процесс идёт быстрее и продуктивней.

Расстаться друзьями

Читайте также:

Как сформировать в стартапе команду мечты.
Как правильно наказывать сотрудников: без обид и по науке.
 
Почему незаменимые сотрудники могут быть вредны для компании.



Комментарии

0
Войдите через аккаунт социальной сети:
  • Прокомментируйте первым.

Это ответ на комментарий (отмена - x)
  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
  • Менеджмент Интригуй, обещай, вовлекай: как завоевать внимание аудитории во время выступления 13 декабря
    Интригуй, обещай, вовлекай: как завоевать внимание аудитории во время выступления
    Прочтёте за 7 мин.
  • Идеи для бизнеса С толстой сумкой на ремне: как заработать на производстве стильных кофров для фотографов 13 декабря
    С толстой сумкой на ремне: как заработать на производстве стильных кофров для фотографов
    Прочтёте за 5 мин.
  • Маркетинг Продвижение в интернете: обратиться в агентство или cделать всё своими силами 12 декабря
    Продвижение в интернете: обратиться в агентство или cделать всё своими силами
    Прочтёте за 4 мин.
  • Кейсы История одного факапа: почему россиянину не удалось раскрутить мобильные планетарии в США с первой попытки 12 декабря
    История одного факапа: почему россиянин не смог запустить мобильные планетарии в США
    Прочтёте за 4 мин.
  • Менеджмент Рейтинги и бесплатные лиды: как стимулировать франчайзи работать эффективнее 11 декабря
    Рейтинги и бесплатные лиды: как стимулировать франчайзи работать эффективнее
    Прочтёте за 4 мин.
  • Персоны «Своё производство было ошибкой»: почему Игорь Фролов продал бренд Nordwestfur 11 декабря
    «Своё производство было ошибкой»: почему Игорь Фролов продал бренд Nordwestfur
    Прочтёте за 7 мин.
  • Маркетинг 10 декабря Григорий Ильин:
    Как не спустить бюджет на digital впустую
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса Не сел в калошу: как заработать на модной обуви ручной работы 10 декабря
    Не сел в калошу: как заработать на модной обуви ручной работы
    Прочтёте за 6 мин.
  • Маркетинг Контент рулит: как привлечь клиентов из интернета без бюджета и рекламы 07 декабря
    Контент рулит: как привлечь клиентов из интернета без бюджета и рекламы
    Прочтёте за 4 мин.
  • Идеи для бизнеса Погружение в digital: как устроена и на чём зарабатывает школа интернет-маркетинга 07 декабря
    Погружение в digital: как устроена и на чём зарабатывает школа интернет-маркетинга
    Прочтёте за 6 мин.
  • Кейсы Бизнес в стиле халяль: как сломать национальные стереотипы в гастропроекте 06 декабря
    Бизнес в стиле халяль: как сломать стереотипы в гастропроекте
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса Хоть на мороз, хоть в воду: как заработать на экипировке для активного отдыха и экстрима 06 декабря
    Хоть на мороз, хоть в воду: как заработать на экипировке для активного отдыха
    Прочтёте за 7 мин.
  • Кейсы 05 декабря Алексей Бояршинов:
    Как организовать эффективную работу удалённой команды
    Прочтёте за 4 мин.
  • Идеи для бизнеса Бизнес в эмиграции: как заработать на авторских экскурсиях по Голландии 05 декабря
    Бизнес в эмиграции: как заработать на авторских экскурсиях по Голландии
    Прочтёте за 6 мин.
  • Кейсы От хаоса – к порядку: как автоматизация помогла справиться с растущим числом заказов 04 декабря
    От хаоса – к порядку: как автоматизация помогла справиться с растущим числом заказов
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса Играют все! Как устроена и на чём зарабатывает детская театральная школа 04 декабря
    Играют все! Как устроена и на чём зарабатывает детская театральная школа
    Прочтёте за 5 мин.
  • Идеи для бизнеса Джентльменский набор: как заработать на брутальных подарках для мужчин 03 декабря
    Джентльменский набор: как заработать на брутальных подарках для мужчин
    Прочтёте за 5 мин.
  • Кейсы 03 декабря
    The Best: 12 лучших статей для малого бизнеса на Biz360.ru в ноябре
    Прочтёте за 5 мин. The Best: 12 лучших статей для малого бизнеса на Biz360.ru в ноябре
  • Менеджмент Продажи без логистики: как дропшиппинг избавляет интернет-магазин от рутины 30 ноября
    Продажи без логистики: как дропшиппинг избавляет интернет-магазин от рутины
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса Взять в кольцо: как устроено и на чём зарабатывает небольшое агентство свадеб 30 ноября
    Взять в кольцо: как устроено и на чём зарабатывает небольшое агентство свадеб
    Прочтёте за 7 мин.
Идёт загрузка материалов