Дополненная реальность – технология, которая позволяет в режиме реального времени соединять объекты реального мира с виртуальными объектами при помощи современных гаджетов. О дополненной реальности медиа заговорили после феерического успеха игры Pokemon Go. Но сфера применения AR-технологии не ограничивается играми и развлечениями. О том, каким компаниям стоит экспериментировать с дополненной реальностью, рассказал региональный менеджер компании Nullgravity Дмитрий Панкрушев.
Дмитрий Панкрушев, региональный менеджер digital-компании
Nullgravity. Образование: Рязанский государственный университет (специальность «юриспруденция»). Ранее работал руководителем департаментов мобильной разработки компаний «Билайн» и Finstar Labs.
Дополненная реальность (Augmented Reality или AR) - одна из самых многообещающих технологий. В интернете можно встретить немало прогнозов относительно AR и её бизнес-перспектив - эксперты предлагают использовать дополненную реальность едва ли не в каждой индустрии.
Проблема в том, что многие из этих прогнозов либо неточны, либо просто рассчитаны на очень отдалённую перспективу. На данном же этапе внедрение AR для многих компаний может оказаться «технологией ради технологии» и не принесёт никакой пользы.
- Дополненная реальность – технология, которая при помощи специальных гаджетов (смартфонов, шлемов, очков и т.д.) внедряет в реальную картинку из жизни виртуальное трёхмерное изображение, при этом грань между реальным и виртуальным миром может быть незаметной или вообще стираться.
Когда у клиентов возникает запрос на разработку AR или других технологичный решений для бизнеса, мы в Nullgravity прежде всего выясняем, какие задачи компания пытается решить, и, исходя из этого, предлагаем конкретные технологии. Не всегда то, что в тренде, оказывается оптимальным вариантом для конкретного бизнеса.
Давайте разберёмся, в каких сферах augmented reality действительно способна решить бизнес-задачи и увеличить прибыль компании, а кому стоит повременить с дополненной реальностью.
- Издание Inc сообщает, что в 2017 году мировой рынок AR-рекламы должен был вырасти до $12,8 млрд. и продолжит расти в будущем, так что эту сферу можно считать крайне перспективной.
Самые известные зоны применения AR - игровая индустрия и сфера развлечений. В этом случае augmented reality позволяет создать для пользователей совершенно новый опыт.
Кстати, «развлекательность» - это не обязательно только про досуг, т.к. дополненную реальность можно применять, например, в разработке приложений для обучения – т.е. получится микс образовательных и игровых элементов.
Так, Harvard Business Review и PTC разработали для совместного проекта приложение, которое наглядно показывает пользователю, что такое augmented reality и как это работает.
Ещё одна перспективная сфера применения AR - ритейл и электронная торговля. Дополненная реальность особенно актуальна там, где у клиента нет возможности «попробовать» товар по-настоящему. CIO называет это «try before you buy».
Например, в приложении ритейл-гиганта Leroy Merlin для iOS, которое разработала команда Nullgravity, благодаря AR появилась возможность «примерить» выбранный предмет мебели или декора к реальному интерьеру. Аналогично можно создать приложение, которое, к примеру, поможет оценить одежду на реальной фигуре потенциального покупателя.
А вот заменять AR-приложением консультанта в физическом магазине - очень трудоёмкое решение. Такой виртуальный консультант должен функционировать на базе искусственного интеллекта, и пока что эта технология относительно дорогая, а значит, сэкономить не получится. Можно использовать приложение как оригинальный маркетинговый ход, но насколько он окупится - вопрос открытый.
Ещё одна индустрия, где применение дополненной реальности оправдано, - производство электроники и любого сложного оборудования, а также ремонт подобных устройств.
AR в этом случае полезна тем, что специалисты самого высокого уровня смогут удалённо консультировать менее квалифицированных коллег, отмечает The Next Web. Обычный мастер через дополненную реальность сможет получать инструкции от инженера, чтобы изготовить или отремонтировать сложный прибор.
Примером может служить AR-Mentor от SRI International.
А компания Re'Flekt предлагает использовать AR для коммуникации с удалённым консультантом, который поможет рядовому пользователю починить кофе-машину.
Использование дополненной реальности возможно и в робототехнике, но здесь есть особые нюансы. Так, AR может быть полезна в прокладывании маршрутов для роботов (robot path planning). Работая с дополненной реальностью, инженеры смогут разработать маршруты, которые позволят эффективно исследовать с помощью роботов те поверхности, которые недоступны для людей. Это могут быть поверхности других планет, пещеры, океаническое дно и другие локации, в которых человеку находиться сложно или даже опасно.
Чтобы примерно понять, как это работает, можно посмотреть видео IEEE Spectrum, официального журнала Института инженеров электротехники и электроники.
К слову, в других областях использовать augmented reality для логистики пока неоправданно (но это пока). Учитывая стоимость разработки, сейчас бизнесу выгоднее нанять операторов, нежели создавать новое, технически сложное оборудование с AR-функционалом. Но Harvard Business Review прочит AR-технологиям в логистике большое будущее, рассматривая подход на примере DHL.
В медицине и биологии дополненную реальность можно использовать по тому же принципу, что в электронике и машиностроении. Первая и главная область применения - удалённая работа специалистов топ-уровня. Скажем, молодой хирург сможет стать «глазами и руками» для более опытного врача, который в важный момент находится далеко от пациента.
Второй способ использования AR в этих сферах - обучение. Студенты и молодые исследователи получат возможность моделировать ситуации и проводить необходимые манипуляции в дополненной реальности. Так, по данным Fortune, в Кливлендской клинике уже сейчас используют augmented reality для тренировки будущих докторов. А в Бразилии AR уже ассистирует хирургам в операциях на спинном мозге. Видео можно посмотреть на канале Vocativ:
Рассмотрев все эти области по очереди, можно увидеть определённые закономерности. Так, augmented reality выглядит перспективно в двух случаях. Первый - когда бизнес пытается с помощью дополненной реальности заменить или «разгрузить» высококвалифицированных специалистов. Второй - когда компания создаёт новый клиентский опыт, который был бы недоступен без AR.
Если ни одно из этих условий не соблюдается, скорее всего, траты на AR-функционал будут неоправданно высокими и вложения не окупят себя. А вот если вы видите, какую конкретно пользу инновация принесёт пользователям или как поможет бизнесу - добро пожаловать в мир дополненной реальности.
Читайте также:
Весёлые картинки: как заработать на дополненной реальности.
Бизнес планетарного масштаба: как заработать на любви к звёздам.
Все цвета Radugadesign: как заработать на крутых мультимедиа-шоу.