Технология Progressive Web Apps – относительно новое слово в сайтостроительстве. PWA – это симбиоз веб-сайта и мобильного приложения, и что немаловажно - это продукт, позволяющий владельцу бизнеса не зависеть от капризов магазинов приложений. О том, какова суть технологии PWA и чем она может быть полезна для компаний малого и среднего бизнеса, в своей авторской колонке рассказал основатель веб-студии DoWeb DoMobile Андрей Козицин.
Андрей Козицин, предприниматель из Барнаула, основатель веб-студии
DoWeb DoMobile. В 2005 году основал единственный в Алтайском крае еженедельный журнал об IT-индустрии, после этого около двух лет работал руководителем информационного отдела в журнале «Монитор-плюс». В 2008 работал в веб-студии Kinetica, а в 2009-ом запустил собственное агентство. Последние три года мобильные и веб-сервисы, разработанные в DoWeb DoMobile, регулярно попадают в число победителей регионального конкурса IT-проектов.
Если вкратце, то технология Progressive Web Apps (или PWA) – это своего рода симбиоз сайта с мобильным приложением. Пользователь добавляет PWA-сайт на экран телефона и сможет открывать его в автономном режиме, не заходя в браузер. Сам термин Progressive Web Apps родился в недрах корпорации Google в 2015 году.
Нельзя сказать, что внедрение PWA идёт быстро, особенно на iOS, но прогресс определённо есть. Это не что-то принципиально новое: выглядит как мобильное приложение, работает как мобильное приложение, но это сайт, который разработан особым способом, с применением определённых подходов и технологий. Приложения PWA – лёгкие и быстрые, они мгновенно устанавливаются и занимают мало места на смартфоне.
PWA-сайты умеют работать офлайн без подключения к интернету, отправлять push-уведомления и многое другое. Это было сделано, чтобы максимально сократить технологическое отставание web-приложений от нативных (то есть тех, что были разработаны для использования на определённой платформе или определённом устройстве). И – получилось!
Принципиальных отличий PWA от нативных приложений два:
-
апп разворачивается как обычный сайт, т.е. для установки не нужен магазин приложений типа AppStore или Google Play, достаточно кликнуть по ссылке в браузере, например, в результатах поиска;
-
в создании участвуют web-разработчики.
PWA-приложения дают почти все те же возможности, что и стандартные нативные мобильные приложения: постоянный контакт с клиентами через push-уведомления, приём онлайн-оплат и т.д. Но есть ряд плюсов, которые есть только в PWA.
-
Во-первых, они по-настоящему кроссплатформенные, а значит, разработка идёт быстрее и обходится дешевле. Например, можно не тратиться на мобильную версию десктопного сайта - PWA его с блеском заменит.
-
Во-вторых, они независимы от политик магазинов приложений. Сейчас их правила становятся всё более жёсткими, вылететь оттуда может любой и легко. У нас в студии была ситуация, когда аккаунт нашего клиента без предупреждения удалили из маркета без права восстановления. PWA-аппом же распоряжается только его владелец.
Конечно, есть и ограничения. Например, во время отключения интернета. Код сайта выполняется на устройстве и без подключения к сети, но, например, если это большой каталог товаров и он ранее весь не был загружен на смартфон, то в какой-то момент вы не получите доступ к желаемым данным. Ещё нельзя работать с контактами на устройстве, нет интерфейса бесконтактных платежей NFC.
Каким компаниям точно бы пригодилась новая технология:
-
Компаниям, чьи приложения удалили из магазинов приложений.
-
Компаниям, которые уже осознали необходимость использования массового мобильного приложения, но разработка, поддержка, модернизация двух нативных платформ (iOS + Android) для них слишком дорога.
-
Компаниям, чьё действующее нативное приложение стало слишком тяжёлым и сложным, а заметная часть пользователей используют одну-две функции приложения из предложенных ста.
Кому это не нужно? PWA точно будет бессмысленной тратой денег для тех, кто не умеет продавать/предоставлять услуги/доставлять контент через интернет широкому кругу клиентов.
По цене разработка WPA-продукта сопоставима с продуманной, качественной разработкой обычного сайта, например, интернет-магазина. Конкретные цены назвать сложно, потому что на рынке они могут сильно отличаться - у всех студий разная норма прибыли, разные производственные процессы и, соответственно, издержки, различные накладные расходы, да и в разных регионах цены могут сильно отличаться.
Вектор ближайшего развития - веб-приложения будут по своим возможностям догонять нативные. Это выгодно всем сторонам. Не думаю, что PWA скоро вступят в открытую конкуренцию с нативными аппами. Скорее они обогатят мобильную экосистему, и будут развиваться параллельно. При всех своих ограничениях и детских болезнях этот подход уже сегодня даёт некоторые уникальные возможности владельцам интернет-сервисов.
Это интересный поворот технологий ещё и потому, что почти полноценные мобильные приложения начинают разрабатывать веб-специалисты. Для нашей студии это не просто новый рынок или новый продукт, это возможность перераспределить нагрузку в коллективе, переформировать и оптимизировать команды и много ещё чего.
А для современного бизнеса PWA – это прекрасное решение, чтобы использовать современные цифровые технологии, чтобы повысить доходность, а не потому, что это модно.
Читайте также:
Диджитализируйся или умри: каким будет ваш бизнес уже завтра.
Говорит и слушает интернет: как адаптировать сайт под голосовые запросы.
Автоматизация рулит: как IT-инструменты помогают делать бизнес эффективней.