Для Елены и Владимира Пикуновых из Уфы велосипеды и велопутешествия – не только хобби, но и семейный бизнес. У пары своя мастерская по ремонту велосипедов и сноубордов, а четыре года назад как отдельное направление – и для бизнеса, и для души - они запустили производство великов и беговелов из бамбука. Елена Пикунова рассказала о том, как изготавливают двухколёсный транспорт из экзотического для наших широт материала и кто и зачем его покупает.
Елена Пикунова, предприниматель из Уфы, сооснователь мастерской велосипедов и сноубордов
«26 дюймов» и сайд-проекта по изготовлению велосипедов и беговелов из бамбука
BambooVelo. По образованию – урбанист, окончила УрГАХУ (Екатеринбург). Мастерская «26 дюймов» – семейный бизнес, который Елена развивает вместе с мужем Владимиром Пикуновым.
«Любовью к велосипедам меня заразил муж Владимир. На самом деле, главный мастер у нас он, а не я», - скромничает Елена.
Наша героиня – родом с Урала, родилась в Асбесте, долгое время жила в Екатеринбурге, работала в информационном отделе «Сбербанка». Ещё в студенчестве она увлеклась велосипедами и велотуризмом, и с подачи супруга превратила своё увлечение в дело жизни. Вместе они открыли веломастерскую в Екатеринбурге, но через два с половиной года решили перебраться в Уфу.
«Мы решили выбрать для жизни город не очень большой и «велосипедный», так как планировали работать в этой сфере и дальше, - объясняет своё решение о переезде Елена. - Вспомнила, что как-то была в Уфе у подружки-одногруппницы. Город понравился, предложила мужу, и он согласился.
Бамбуковыми великами супруги Пикуновы увлеклись случайно. «Первым в 2014 году родился беговел, это такой детский велосипед без педалей, грубо говоря, самокат с сидушкой, на нём хорошо учиться держать равновесие. Искали полуторагодовалому племяннику подарок, но ничего подходящего в магазине не нашли: все были тяжёлые - либо стальные, либо алюминиевые. Решили сделать сами», - вспоминает Елена.
Подходящий материал для детского велосипеда - бамбук - попался на глаза в гипермаркете в садоводческом отделе. Там же нашли смолу и льняные волокна. Скрепили всё между собой и - вуаля! - получился подарок для маленького велосипедиста.
«Племянник был счастлив! Очень долго на нём катался, спать ложился с этим беговелом. Сестра звонила: «Лена, что вы сделали? Он не отпускает его даже ночью. Приходится разыгрывать историю, чтобы его забрать!» - смеётся мастерица.
Других клиентов нашли через сообщества велосипедистов. Беговелы оказались востребованы в Москве и Санкт-Петербурге. Заказ на подростковый велосипед пришёл уже из российской столицы. Тогда семья и задумалась: а не создать ли что-нибудь для себя? Так появился бамбуковый тандем - велосипед для двоих.
«Зачем люди покупают бамбуковые велосипеды? Да чтобы козырнуть: «У тебя такой есть? А у меня есть!» - смеётся Елена.
Если в России бамбуковый велосипед – экзотика, то во многих странах мира это вполне популярный вид транспорта. В Китае, Вьетнаме, Таиланде, в странах Африки многие ездят на бамбуковых велосипедах. Это обусловлено низкой себестоимостью материала, и там их производят серийно. В России же - пока только индивидуальные заказы. Дело в том, что бамбуковый велосипед - удовольствие не из дешёвых. Со слов Елены, горный велосипед для взрослого человека обойдётся примерно в 40 тысяч рублей.
На изготовление одного велосипеда требуется от двух недель до месяца. Детские беговелы делаются за пару недель, так как там меньше деталей.
Когда на супругов посыпались заказы, они стали искать поставщика качественного бамбука. Партнёр нашёлся в Москве. Там же стали заказывать и другие «запчасти».
«Важно, чтобы стенка стебля была одинаковой толщины, - объясняет тонкости ремесла Елена. - Иногда приходится заполнять полость внутри монтажной пеной - для прочности. Важно обращать внимание на узлы - они должны быть красивыми, гладкими.
Сырой бамбук подвергают обработке - запеканию. «Для первых беговелов бамбук запекали в обычной духовке, сейчас заказываем уже запечённый бамбук либо обжигаем газовой горелкой, - рассказывает Елена. - Дело в том, что в бамбуковых стволах есть своеобразный сиропчик, он застывает, и бамбук становится крепче и темнее».
После обжигания детали для рамы закрепляются на станке - стапеле. Чтобы бамбук не треснул, стволы распиливают вручную.
По словам Елены, в Уфе они стали первыми, кто мастерит бамбуковые велосипеды. «В России есть умельцы. Когда мы создавали первый велик, то опирались на опыт коллег из Санкт-Петербурга, до сих пор с ними общаемся», - говорит Елена.
«Первый год мы точно работали в минус, второй - в ноль, а сейчас уже в небольшом плюсе. Детский беговел стоит от 7 до 9 тысяч рублей. Здесь всё зависит от колёс, они бывают разные - есть с пластиковым ободом и пенными колёсами, есть с алюминиевым ободом, как на взрослых велосипедах, и они ещё дороже - от 10 до 12 тысяч рублей».
«Я сама прекрасно понимаю, что, увидев такой беговел в магазине, я бы сказала: «Да не, наверное, дороговато. Непонятно, что за бамбук, может, развалится через два дня?». Если мы будем делать большие партии, то сможем делать дешевле. Мы заказываем детали у токаря: он точит нам алюминиевые детали вручную, их делают по нашим размерам. Ещё один момент - это эксклюзивность. Мы не хотим делать по тысяче велосипедов в месяц, у нас упор на то, что это эксклюзивная вещь, это и не должно быть дёшево. Это ручная работа, и мы вкладываем в неё и душу, и силы».
Сам бамбук, по словам Елены, не очень дорогой. На один беговел уходит материалов на сумму около 4 тысяч рублей - это и бамбук, и запчасти, и смола, и доставка всех материалов.
Елена говорит, что конструкцию рамы она подсмотрела у обычных металлических велосипедов. Детали скрепляют между собой небольшим количеством клея, а после начинается самый трудоёмкий процесс - накладывание углеволокна. Карбон проклеивают смолой, затем около суток сушат и накладывают новый слой. Для взрослого велосипеда могут накладывать по пять-шесть слоёв. Когда высыхает последний слой, карбон обтачивают и зашкуривают. На это уходит до двух суток.
Последний этап подготовки рамы - покраска автомобильным акриловым лаком. После этого на раму навешиваются все остальные детали - руль, колёса, педали.
На свои рамы Елена и Владимир дают гарантию в 5 лет. «Первые беговелы и велосипеды мы создали четыре года назад, и жалоб на них никаких не было, - говорит Елена. - На алюминиевые рамы тоже дают гарантию пять лет. Если алюминиевый велосипед кинуть с девятого этажа, то он ровно так же сломается, как и наш бамбуковый. Всё зависит ещё и от того, как хозяин будет следить за велосипедом».
Недавно Елена придумала проект - в режиме видеоблога рассказывала о том, как создаёт для себя бамбуковый велосипед. Подробные уроки по изготовлению необычного велика выкладывала на своём канале в YouTube.
Он выглядит иначе, чем все предыдущие велосипеды из бамбука, в нём есть своя «фишка».
«Здесь все узлы проклеены карбоном - более современным и прочным материалом. По сути, это армированный углепластик, - говорит Елена. - Он очень лёгкий и очень прочный. Из такого делают вертолётные лопасти».
Елена уверяет, что её бамбуковый «вездеход» даст фору любому металлическому велосипеду. При этом он легче, а ездить на нём проще - такой велосипед лучше гасит вибрации.
На новый бамбуковый велосипед у Елены большие планы - на нём она хочет отправиться в путешествие. Елена планирует проехать на бамбуковом велике не меньше тысячи километров.
«Каждый год мы стараемся устраивать себе отпуск - месяц колесим по горам. В прошлом году, например, были в Крыму. На этот раз ещё не определились, куда поедем, может быть, и за границу - в Норвегию или Грузию. Это не музейная модель, будем испытывать».
Источник:
E1.ru.
В статье использованы фото и видео Тимура Шарипкулова и Евгения Вдовина.
Читайте также:
Сучки и задоринки: как заработать на столярной мастерской.
Всё удачно складывается: как заработать на городских велосипедах.
Крути педали: как один велопрокат стал платформой для многих бизнес-проектов.