Рынок изучения английского языка в Москве – насыщенный и высококонкурентный. В столице работает множество языковых школ и тысячи частных репетиторов, новому игроку найти здесь место довольно сложно. Но Инна Лученкова, создавшая школу корпоративного обучения EnglishCorp, конкуренции почти не ощущает. О том, как обучать английскому сотрудников крупных корпораций, Инна Лученкова рассказала порталу Biz360.ru.
Инна Лученкова, 29 лет, основатель школы корпоративного обучения английскому языку
EnglishCorp. Окончила факультет лингвистики и межкультурной коммуникации Липецкого государственного педагогического университета. Ещё будучи студенткой, начала преподавать английский как репетитор. После переезда в Москву работала педагогом в школах по изучению английского языка. Собственный проект EnglishCorp запустила в 2016 году.
До создания собственной школы EnglishCorp Инна Лученкова несколько лет проработала в качестве преподавателя в чужих образовательных проектах. Она обучала английскому слушателей курсов, а также сотрудников крупных компаний, которые хотели учить язык на рабочем месте.
В 2015 году к Инне обратилась одна из её бывших студенток - в тот момент она работала в компании «Хлебпром», в которой решили организовать корпоративные курсы по изучению английского. «С этого всё началось и развивалось потом как снежный ком», - вспоминает Инна Лученкова.
Она приехала в офис компании, встретилась с теми сотрудниками, которые хотели учить английский, и провела для них тестирование, чтобы определить уровень знаний каждого из них. После этого разделила их на четыре группы и составила расписание занятий. Этим же подходом в организации курсов корпоративного обучения Инна руководствуется и сейчас.
Через 2 месяца после начала работы с «Хлебпромом» к Инне Лученковой обратилась с аналогичной просьбой другая компания. Потом пришли по рекомендациям ещё несколько организаций. В графике Инны практически не оставалось свободного времени. Тогда она уже работала только на себя, отказавшись от сотрудничества с языковыми школами и агентствами.
Летом 2016 года у неё появился новый клиент – компания «Дымов». Начиная вести с ними переговоры, Инна уже понимала, что физически не сможет преподавать ещё в трёх группах, сформированных из сотрудников этой компании.
«Я поняла, что не смогу выкроить для них время в своём расписании. Именно с этого началось моё становление как предпринимателя. Тогда я подумала, что можно было бы начать небольшой бизнес и взять себе в помощники коллег-преподавателей. Другого выхода не было», - констатирует Инна.
Она связалась с бывшей коллегой, чьё знание английского и методика преподавания ей нравились, и предложила вести занятия в одной группе. Инна долго размышляла, как предложить своим новым ученикам в качестве преподавателя другого человека вместо себя. Ей казалось, что все эти люди идут именно к ней, потому что когда-то услышали хорошие рекомендации от своих знакомых или родственников. Но ученики замену преподавателя восприняли спокойно.
Тогда же Инна придумала для своего проекта по корпоративному обучению английскому название EnglishCorp - и создала сайт. Оформить предприятие юридически удалось лишь через год, когда некоторым новым клиентам потребовалось заключить договор на оказание образовательных услуг. В оформлении ИП Инне Лученковой помогла мама, работающая главным бухгалтером. Она подсказала, какой пакет документов необходимо собрать для обращения в налоговую инспекцию. Мама вела и ведёт для EnglishCorp отчётность и бухгалтерию.
Бизнес Инны - тот редкий случай, который практически не потребовал никаких вложений. Ей не пришлось снимать офис, потому что все занятия проводятся на территории клиентов, не потребовалось давать рекламу своих услуг, потому что клиенты приходили по рекомендации. А необходимые учебные материалы у неё либо были, либо стоили столько, что для их покупки не требовалось долго копить деньги или брать кредит.
Сейчас школа Инны Лученковой сотрудничает с девятью компаниями, педагоги ведут занятия в 20 группах - каждая состоит из 6-8 человек. Корпоративное обучение может быть организовано по инициативе сотрудников или работодателя. Когда специалисты какой-то компании сами изъявляют желание учить английский, они самостоятельно оплачивают своё обучение. И вместе с педагогом контролируют, как изучили те или иные образовательные блоки, проходя тестирование. Работодатель в этом случае лишь бесплатно предоставляет свой офис для занятий.
В том же случае, когда за обучение персонала платит компания, она изучает статистику посещения каждого ученика, а также результаты тестирования. Инна Лученкова регулярно готовит для компаний такие отчёты. Если кто-то из учащихся часто пропускает занятия, не выполняет домашние задания и не демонстрирует прогресс в обучении, его исключают из учебного процесса. Тем, кому тяжело даётся изучение языка, но кто заинтересован в обучении, Инна и её коллеги-преподаватели дают дополнительные упражнения и материалы.
Как правило, компании оплачивают курсы английского для персонала в том случае, если у них есть иностранные клиенты или заказчики. Иногда такое корпоративное обучение является приятным бонусом для сотрудников и способом повысить их лояльность работодателю. Помимо групповых занятий педагоги EnglishCorp ведут и индивидуальные - для топ-менеджмента компаний. Если нужно подтянуть английский перед выставкой, выступлением или встречей с иностранными партнёрами, проводится интенсивные курс.
Стоимость месячного обучения в EnglishCorp: занятия в группе – 28 000 рублей, индивидуальные – 22 400 рублей
«Изучение языка – это долгосрочный процесс. Если приходят люди «с нуля» или почти не зная английского, то перед ними стоит задача заговорить хотя бы на среднем уровне, как минимум intermediate, чтобы его было достаточно для работы. Первый этап обучения – освоить язык на уровне elementary, которого достаточно для бытового общения. При занятиях дважды в неделю по 1,5 часа каждое изучение одного уровня занимает месяцев 8-9. Если мы идём с такой скоростью, то курсы длятся в среднем два-три года», - рассказывает основательница EnglishCorp.
Инна вместе с коллегами регулярно проводит измерения знаний у своих учеников, давая им различные тесты. Недавно компания «Хлебпром» решила проверить, как выучили английский её сотрудники, прибегнув к независимой системе оценивания: персонал сдавал международный экзамен IELTS (International English Language Testing System). Результатом остались довольны все – учащиеся, Инна Лученкова и компания-работодатель.
«IELTS в принципе является сложным экзаменом, рассчитанным на знание языка как минимум на уровне upper-intermediate (высший средний уровень). Например, одна женщина сдала экзамен на 4,5 балла, а она сейчас только проходит курс pre-intermediate (начальный этап среднего уровня). Она учит язык «с нуля». Считаю, что это успех. Когда ты что-то делаешь, приятно видеть результаты, выраженные в цифрах», - замечает Инна.
Во время первичного тестирования, направленного на выявление уровня владения языком у будущих учеников, Инна Лученкова и её коллеги слышат от них одни и те же фразы: «У меня, наверное, самый низкий уровень», «Мне плохо даются языки», «У меня плохая память». Но на деле все недооценивают свои знания, отмечает Инна.
«Люди в себе не уверены. Думают, что они не могут говорить на английском, что у них маленький запас слов. У них стоят психологические блоки, которые мешают процессу обучения».
Для сотрудников одной компании Инна провела специальный тренинг, во время которого объяснила, как надо бороться с этими психологическими барьерами. На слушателей эта информация повлияла - они перестали принижать свои способности. Такие тренинги основательница EnglishCorp планирует проводить и для других групп.
В основе методики преподавания английского Инны Лученковой и её коллег – коммуникативный подход. Он предполагает, что учащиеся начинают говорить на языке, даже если они учат его «с нуля». «Языку нужно обучаться именно через общение на нём. Когда студенты слышат английский большую часть занятия, пробуют высказать на нём своё мнение или что-то рассказать, так процесс обучения выстраивается естественным образом. Коммуникативный подход самый популярный и зарекомендовавший себя», - считает Инна.
При изучении новой темы студенты получают запас необходимых слов для неё, изучают наиболее подходящие для неё грамматические конструкции, а затем пробуют рассказать что-то по этой проблеме.
На занятиях студенты читают, пишут, выполняют упражнения, слушают аудио, говорят и смотрят видео. Чем выше уровень владения языком у группы, тем чаще они смотрят видео. В более продвинутых группах в качестве домашнего задания слушатели даже смотрят сериалы на английском, а затем обсуждают увиденное на уроке.
«Когда ты обсуждаешь сериал, это хорошая мотивация для языка. Если ты не согласен с чем-то увиденным, то начинаешь аргументировать свою точку зрения. Это сразу даёт большой рост. Советую всем, кто учит язык по учебникам и не живёт в стране его употребления, смотреть сериалы. Они помогают выучить современный живой язык, потому что учебники дают всё-таки языковую базу», - говорит основательница EnglishCorp.
В одной компании для сотрудников, которые говорят на английском, Инна организовала разговорные лаборатории. Они проводятся дважды в месяц и посвящены только темам, связанным с профессиональной областью студентов. Компания занимается проектированием зданий, поэтому среди тем языковой лаборатории были проектирование, архитектура, инжиниринг и т.д.
При подготовке к каждому такому занятию Инне приходится разбираться в каждой из заявленных тем – изучать специальную лексику, придумывать интересные упражнения или искать ролики с ней. В тех случаях, когда на занятии студенты употребляют какой-то не известный ей термин, Инна просит объяснить его значение на английском языке другими, более простыми словами. Это тоже, по её мнению, помогают ученикам лучше освоить язык.
Чтобы обучение английскому было более продуктивным, необходимо каждый день уделять языку время, хотя бы по чуть-чуть. Но Инна Лученкова понимает, что студенты её школы – взрослые люди, у которых на самостоятельные занятия зачастую нет времени. Поэтому она запустила для них чаты в WhatsApp.
Чаты формируются из студентов, которые знают язык на одном уровне. В каждом чате не больше 10 человек. Каждый день утром Инна присылает в чат небольшое задание. Например, высылает ссылку на специальный ресурс, где выложены видеоклипы к известным песням. По ходу проигрывания клипа под ним появляется текст песни, из которого Инна убрала некоторые слова и фразы. Студенты во время просмотра клипа должны услышать и вставить пропущенные слова.
Иногда учащихся просят описать в нескольких предложениях некий фильм, а всем остальным участникам группы нужно его угадать. На каждом занятии студентам дают «слово дня», с которым надо написать примеры. Одно из заданий – «данетки» – загадки на английском, которые надо отгадать. Грамматические правила отрабатываются с помощью небольших упражнений.
Каждый ответ Инна комментирует – объясняет, где были допущены ошибки или отмечает успехи. Из-за этого она очень много времени проводит в своём смартфоне, а её телефон разряжается дважды в сутки.
«Удивляюсь, насколько практика ежедневных тренировок помогает в изучении языка. Мои студенты уже через 2-3 месяца они показывают лучшие результаты в аудировании, грамматике, разговоре, оперируют большим количеством слов. Правда, для меня эти чаты - настоящий профессиональный вызов, ведь я каждый день должна придумывать что-то новенькое», - рассказывает Инна Лученкова.
В этом ежедневном погружении в язык она видит одно из отличий своей школы. Другое заключается в существенном личном присутствии Инны в процессе обучения каждой группы. Когда она работала наёмным педагогом английского для компаний, то чаще всего была предоставлена самой себе. Никто из представителей компаний или языковых школ, с которыми она сотрудничала, не согласовывал с Инной выбранный языковой курс и не следил за тем, как она работает на занятиях. Она должна была во всём полагаться только на собственные знания и ощущения.
Со своими педагогами Инна Лученкова сотрудничает иначе. Вместе с ними она составляет программу обучения для каждой группы, прорабатывает сценарий практически каждого занятия и довольно часто приезжает на их уроки, чтобы своими глазами увидеть, как они проходят. Если возникают какие-то замечания, то вместе с педагогом Инна проговаривает, как решить те или иные проблемы.
«Я слежу, максимально ли эффективно преподаватель использует время занятия. Большой соблазн для него проговорить все 1,5 часа, что-то объясняя. Педагог говорит вроде как правильные вещи, но студенты-то молчат. А они должны говорить, потому что это они учатся разговаривать на английском. Я слежу, чтобы студент каждую минуту, за которую платит он сам или его компания, использовал эффективно», - говорит Инна.
К появлению новых преподавателей в команде EnglishCorp основательница проекта подходит очень тщательно. Во время встречи с кандидатами Инна ориентируется на три показателя: владение языком, методика преподавания и личная харизма. Она просит провести пробный урок, во время которого выступает студентом.
«Знать язык и уметь его преподавать – это две разные вещи. Проведя много собеседований, я поняла, что хороших специалистов мало. Есть люди, хорошо владеющие языком, но слабые в методике преподавания. Есть люди, которые преподают уровень выше среднего, а я слышу у них ошибки в базовых вещах», - констатирует Инна Лученкова.
Она уверена, что преподаватель должен делиться своей энергетикой со студентами, заряжать их своим положительным настроем относительно результата. Поэтому если харизмы в педагоге Инна не видит, то предпочитает с ним не работать.
Поиск новых педагогов занимает много времени. Например, недавно Инна провела семь собеседований, по результатам которых готова пригласить на повторную встречу только одного человека. Сейчас в проекте помимо Инны работают шесть преподавателей.
В настоящий момент школа EnglishCorp сотрудничает с восемью компаниями, среди которых Efes, «Мосэлектро», «Дымов» и другие известные бренды. Занятия ведутся в 20 группах. Проект получает новых клиентов исключительно по рекомендациям. Поэтому в продвижение своей компании и рекламу образовательных услуг Инна Лученкова почти не вкладывается.
«Я бы не осилила большие объёмы, потому что в этом бизнесе многое завязано на мне. Я всё еще хочу заниматься преподавательской деятельностью, а для масштабирования проекта мне надо в большей степени становиться предпринимателем».
Оборот EnglishCorp в 2017 году составил 2,5 миллиона рублей. В этом году планируется увеличить его до 3,5 миллионов рублей.
В планах у Инны Лученковой взять личного помощника, который снимет с неё часть нагрузки – будет приглашать на собеседования педагогов и станет готовить отчёты для клиентов.
«Хочется выстроить такую модель бизнеса, при которой масштабирование было бы возможно. Но для этого необходимо, чтобы всё не упиралось в моё личное время. Начну движение к этой цели с поиска сотрудника, которому смогу делегировать часть административных задач», - резюмирует Инна Лученкова.
Читайте также:
Язык до бизнеса доведёт: как устроено агентство переводов.
Английский с Леонардо Ди Каприо, Джонни Деппом и Кирой Найтли.
Как заработать на собственной методике изучения иностранных языков.