Идём в общепит: как выбрать франшизу кафе, кофейни или ресторана

Прочтёте за 3 мин.

Известные гастро-предприниматели – о том, на что обращать внимание при покупке франшизы

Открыть свой ресторан, кафе или кофейню – голубая мечта едва ли не каждого второго начинающего предпринимателя. При этом далеко не все из гастро-стартаперов осознают, насколько этот бизнес сложный, а ниша – конкурентная. Несколько снизить риски можно с помощью франшизы, но для этого нужно качественно провести анализ всех предложений и сделать правильный выбор. О том, на что обращать внимание при покупке франшизы заведения, рассказали известные гастро-предприниматели.

«Слабые проекты долго на рынке не живут»

Алексей Миронов

Алексей Миронов,
основатель сети кофеен Jeffreys

Я советую обратить внимание на три вещи: чем выделяется бренд, реальность цифр по отчётам и CRM и сколько лет на рынке работает франчайзер.

Чем выделяется бренд. Обязательно нужно посмотреть на бизнес с точки зрения потребителя: есть ли конкурентные преимущества у бренда, чем таким он отличается, что потребитель выберет его среди остальных?

Если вы чётко можете ответить на этот вопрос, тогда франшиза стоит внимания. Но если вы не видите явных отличий и вам просто нравятся хорошие условия по самой франшизе, это плохой вариант. Низкий паушальный взнос, бесплатная помощь с открытием или отсутствие роялти не должны стать причиной выбора франшизы.

Если ваш бизнес не будет иметь явных конкурентных преимуществ, появление конкурента под боком, который отберёт у вас существенную часть выручки, - вопрос времени. Конкурентным преимуществом могут быть разные вещи: яркий дизайн, как у Surf Coffee, ценовая политика, как у Cofix, или отточенные бизнес-процессы, как у «Додо Пиццы».

Реальные ли цифры показывает франчайзер. Попросите предоставить доступ к СRМ-системе с отчётами по продажам, чтобы своими глазами увидеть, реальные ли цифры рисует франчайзер. Идеальный пример – «Додо Пицца», которая выкладывает всю отчётность онлайн. Конечно, не все готовы на такую открытость, но если вам категорически не показывают отчёты в CRM - значит, франчайзеру есть что скрывать.

Сколько лет на рынке работает франчайзер. За семь лет во франчайзинговом бизнесе кого я только не встречал - от франшизы уклонения от армии до франшизы кофеен с бариста в бикини, но откровенно слабые проекты без жизнеспособной бизнес-модели долго на рынке не живут.

Инфобизнесмены и откровенные аферисты-мошенники тоже могут быть популярными, но лишь короткий промежуток времени, потом всё встает на свои места. Поэтому важно смотреть, как давно компания находится на рынке и какая у неё динамика развития.

«Мой успех равен успеху моего франчайзи»

Магомед Костоев

Магомед Костоев,
основатель проекта Burger & Pizzoni

В России мало хороших и эффективных гастро-франшиз. Лучшая общепитовская франшиза, на мой взгляд, - «Додо Пицца». В их управляющей компании можно насчитать 120 человек - это люди, которые обслуживают всех франчайзи. И их франчайзи - одни из самых обласканных, хотя, конечно, всегда найдётся недовольный.

Если говорить схематично и грубо, франчайзер - это такая мамочка, а франчайзи - дети, которые всегда плачут. Задача франчайзера - сделать так, чтобы партнёры получали хорошую прибыль. Здесь работает схема «мой успех равен успеху моего франчайзи». Но очень много франшиз появляются в последнее время, у которых вообще непонятно, за что платить.

Хорошая ресторанная франшиза должна включать:

  • дизайн-проект;
  • помощь в постройке и открытии ресторана;
  • обучение персонала;
  • меню.

Но франчайзер не обязан всё делать за покупателя, потому что покупка франшизы - это не покупка готового бизнеса и последующий отдых на Бали. Франчайзи сам ищет персонал, помещение; продавец помогает, но пахать придется самому. Реклама, маркетинг тоже на франчайзи.

К сожалению, многие российские потенциальные покупатели франшизы рассматривают покупку с одной целью: купить франшизу, изучить, как там у них, снять вывеску и работать самому. В другой стране за это завели бы уголовное дело, у нас же нет закона о франшизе, только о коммерческой концессии, и владелец франшизы никак не защищён.

«Важно, чтобы у компании были успешные франчайзи»

Андрей Петелин

Андрей Петелин,
директор «Додо Франчайзинг»

Тем, кто выбирает франшизу, я бы посоветовал обратить внимание на четыре момента.

Первое - собственные успешные кафе франчайзера. Если такие кафе есть, я советую прийти в них, изучить работу и процессы, чтобы понять, как строится бизнес и что предстоит реализовать. Нужно представить, что вы прямо сейчас управляете этим кафе и спросить себя: всё ли понятно, всё ли получается или есть какие-то моменты, которые вызывают сомнения?

Второе - есть ли у компании успешные франчайзи. Это важно, потому что действующие франчайзи могут ответить на все вопросы. Пообщайтесь с ними и узнайте:

  • каковы плюсы и минусы франшизы;
  • каковы финансовые результаты;
  • что нравится и не нравится в работе управляющей компании.

Если уже есть примеры франчайзи, которые добились успехов, это подтверждает, что бизнес-модель работает. А вот если таких примеров нет, риск не добиться желаемых результатов возрастает.

Третье - уникальное торговое предложение компании. Ответьте себе на вопрос: если завтра кто-то решит открыть похожую компанию, чем я с этой франшизой буду отличаться, в чём я буду выигрывать? Мы в «Додо» очень четко формируем эти конкурентные преимущества для наших франчайзи:

  • полная открытость;
  • доступ к финансовой информации;
  • удобная информационная система;
  • своя розничная сеть;
  • успешные партнёры.

Четвёртое - на чём зарабатывает управляющая компания. Часто бывает, что управляющая компания зарабатывает на паушальных взносах и роялти. Ещё бывает, что управляющая компания зарабатывает на поставках продукции франчайзи, обязывая их покупать только свои товары. В таком случае нет защиты от повышения цен, а цены влияют на бизнес-результат.

Идеально, когда управляющая компания работает со своими франчайзи, как с партнёрами: вместе решает общие проблемы и добивается крутых результатов.

Источник: Delo.Modulbank.

Biz360.ru


Читайте также: 

А давай откроем ресторан: что нужно знать, запуская гастростартап.
Семь раз отмерь: как подготовиться к умному запуску гастропроекта.
Приятного аппетита: 12 рекомендаций от практиков ресторанного бизнеса.

16 сентября 2019

Комментарии

0
Войдите через аккаунт социальной сети:
  • Прокомментируйте первым.

Это ответ на комментарий (отмена - x)
  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Идёт загрузка материалов