Из найма – в собственный бизнес: как педагог Марина Май развивает образовательные проекты для детей и взрослых

Прочтёте за 5 мин.

«Конкуренты копируют у нас всё – вплоть до названия программ»

IT-инструменты, которые использует Марина Май

  • АльфаCRM
  • Tilda
  • Wix
  • Telegram
  • YouTube

Педагог из Ленинградской области Марина Май несколько лет отработала в сфере образования как наёмный сотрудник, а затем открыла своё дело. Начинала бизнес самостоятельно, но через пару лет откликнулась на предложение делового партнёра и вошла в совместный проект. А теперь отвечает не только за обучение детей, но также педагогов и предпринимателей. О том, какие проблемы приходится решать детским обучающим заведениям, и как избежать крупных ошибок в образовательном бизнесе, сооснователь центров Art Academy Марина Май рассказала порталу Biz360.ru.

Досье

Марина Май – 41 год, сооснователь и руководитель образовательно-развивающих центров Art Academy. Кандидат педагогических наук. Окончила консерваторию, прошла обучение в Санкт-Петербургском институте технологий и корпоративного управления. Работала преподавателем, репетитором и педагогом по раннему интеллектуальному развитию детей. Вместе с партнёром открыла в Сестрорецке центр «Арт Академия – Академия Отличий» (проект Art Academy). С 2022 года руководит академией управления и бизнеса «Май» для детских центров.

Марина Май

My way  

Я долго работала педагогом по музыке – в школах и как репетитор. В 2008 году завершила музыкальную карьеру, чтобы целиком погрузиться в работу с детьми. Я поняла, что могу дать детям гораздо больше, чем обычные развивающие занятия. Чтобы мои уроки стали ещё более эффективными, я занялась разработкой собственных дидактических материалов и программ. 

В конце 2000-х начался бум детских центров. И мне, как достаточно известному в своих кругах специалисту, стали поступать предложения о сотрудничестве. Но я выбрала свой путь – решила открыть собственную студию. 

Арендовала кабинет в пригороде Санкт-Петербурга Всеволожске, закупила материалы, набрала первые группы. Но уже на второй месяц арендодатель выставил мою студию за дверь, предварительно забрав деньги за предстоящий месяц. Я осталась с обязательствами перед родителями, без денег и помещения.

Art Academy 

Возвращать оплату за занятия было нечем, потому я отправилась на поиски нового помещения. Конечно, более серьёзно изучив данную тему и подойдя со всей ответственностью к вопросу согласования всех условий аренды. 

Затем появились вторая и третья студии во Всеволожске. Все они работали в небольших классах, где вела занятия я сама. Каждый день изучала спрос и потребностей родителей, старалась повышать эффективность и результативность программ.  

Разработка собственной методики

Работа детской студии в единственном кабинете имеет ряд особенностей. Одна из них – ограниченный потенциал для роста. Чтобы ученики достигали высоких результатов, необходимы не только обучающие программы. Нужен комплексный подход, который позволяет выстраивать индивидуальную траекторию развития для каждого при групповых занятиях. В идеале ребёнок не просто учится читать и считать, но и осваивает различные инструменты решения задач, в том числе нестандартными способами. 

Не секрет, что дома с мамой ребёнок, как правило, занимается без энтузиазма. Родители затрачивают время, силы и нервы без гарантии результата, да и не каждый из них имеет педагогическое образование. Поэтому они приводят своих детей к профессионалам, чтобы ребенок развивался гармонично, эффективно и результативно.

Марина Май 

И для меня уровень моей работы всегда определялся результатами учеников, что напрямую совпадало с запросами родителей. Сложность в том, как добиться этих результатов – ведь все дети разные. Активные или застенчивые, с разными темпераментом и способностями, уровнем мотивации и осознанности. Тогда я занялась разработкой комплексных программ для детей в возрасте от одного года. 

От кабинета – к развивающему центру

Тем временем мне продолжали поступать предложения о сотрудничестве, на одно из них я согласилась. Партнёром стал предприниматель, который хотел создать один из первых частных образовательных центров в нашем районе. У него было помещение, но не было опыта работы с детьми. Меня подкупили серьёзность его подхода к делу и свобода, которую мне предоставили для воплощения идей и развития программ. 

Так я стала сооснователем образовательного проекта Art Academy (официальное название «Арт Академия – Академия Отличий»). Мне пришлось изучить требования инстанций, нормативы и документацию, бухгалтерский учёт, налоги, отчётность. Подготовка к лицензированию образовательных программ тоже была моей зоной ответственности. Основными направлениями работы центра стали интеллектуальное развитие детей, подготовка к школе, английский язык, творческое и музыкальное развитие.

Art Academy 

Затраты на запуск составили порядка 500 000 рублей. Мы подготовили помещение, закупили мебель, оборудование и материалы для работы. При среднем чеке в 6 тысяч рублей с первых недель работы центр вышел на точку безубыточности и стал приносить прибыль. Сейчас занятия для детей стоят от 5 до 15 тысяч в месяц в зависимости от выбранной программы. 

Подбор команды

Самым проблемным моментом на старте стал поиск сотрудников. Не имея опыта в этом вопросе, я выбирала педагогов бессистемно, ориентируясь лишь на профильное образование и опыт работы. В результате за первые четыре месяца пришлось сменить трёх педагогов по английскому языку. Стоит ли говорить, что это не самым лучшим образом сказывалось на деятельности центра. 

Art Academy

Я анализировала свои ошибки, изучала подходы к найму различных предпринимателей, наблюдала за поведением соискателей и сотрудников. Так у нас появилась комплексная система многоэтапного отбора, найма и подготовки персонала. Она позволяет организовать стабильный образовательный процесс и подстраховаться на случай внезапного невыхода или увольнения сотрудника. Система в автоматическом режиме отсеивает кандидатов, не готовых работать качественно и эффективно. 

Работа действующего персонала оценивается по простой и понятной системе KPI. Это помогает получить объективное представление об их результатах. 

Игра вместо рекламы

Основной сложностью в работе детского центра руководители чаще всего называют привлечение клиентов. Как донести до родителей ценность услуг, которую они получат именно в нашем центре? Для этого мы использовали классические инструменты: листовки, флаеры, буклеты, таргет, работали с существующей клиентской базой. 

Выстроили комплексную и эффективную систему, но мне хотелось достичь более высоких результатов при привлечении «холодных» клиентов. И мы придумали четырехэтапную воронку-игру для родителей. Она не только знакомит с центром, но и позволяет понять те процессы, которые формируют в ребёнке самостоятельную личность.

Марина Май 

Цикл воронки составляет 2-4 дня. Доходимость до четвёртого этапа составила более 80%, а покупка абонементов на наши программы – более 60%. Родители, по сути, становятся нашими единомышленниками. Они уже знают, на что обращать внимание при развитии ребёнка, чтобы помочь ему чувствовать себя более уверенно. 

Результаты центра и его учеников

Благодаря комплексному подходу во всех аспектах работы нам удалось добиться рентабельности в пределах 58-60%. Для нашей сферы это очень высокий показатель: хорошим уровнем для детских центров считается 25-30%. Эту системную работу удалось выстроить на весь год, вне зависимости от сезонов. 

У нашего образовательного проекта теперь два филиала – в Сестрорецке и Всеволожске. Средний показатель посещаемости для расчёта «жизненного цикла клиента» составляет 3,5-4 года. Система может применяться в других детских организациях. При соблюдении всех условий она приносит те же результаты. 

Что дальше

Вариант развития по франшизе не пришёлся нам по душе. Всё-таки франшиза связана с жёсткими требованиями, а я ценю индивидуальность в каждом человеке. Чтобы добиться успеха, нужно не отказываться от своего «я», а развивать его. 

Вместо франшизы я создала академию управления и бизнеса «Май» для детских центров. Её работа направлена на содействие другим руководителям и педагогам детских клубов, студий и кабинетов. Мы занимаемся обучением и поддержкой руководителей и сотрудников «детского» бизнеса. Люди выбирают наиболее удобный для себя формат обучения – прохождение отдельных курсов либо всей программы. В академии «Май» курс стоит от 60 до 190 тысяч рублей.

Art Academy 

Желающие могут обратиться к нам за получением аккредитации, которая даёт право на использование всех наших программ обучения. Мы также можем принять непосредственное участие в запуске проекта. Ещё один вариант сотрудничества приближен к франшизе – использование нашего названия и полная поддержка в ведении деятельности.  

Обучение в академии «Май» на данный момент прошли около 150 владельцев детских центров и самозанятых педагогов из разных городов России и СНГ. В этом году к нам впервые пришли на обучение коллеги из нашего района во Всеволожске – по сути, наши прямые конкуренты. Мы с удовольствием взяли в работу этот проект – он будет создаваться в нашей локации по всем нашим стандартам. Это значит, что планка дополнительного образования станет ещё выше. 

Рекомендации предпринимателям, открывающим образовательные проекты

  • Определиться с целями и мотивацией. Среди тех, кто открыл детские центры в нашем городе, было несколько родителей, водивших ко мне своих детей. Они видели, что у меня всегда много учеников, и понимали, что проект прибыльный. Вдохновившись этим, они открывали по соседству такой же центр. Но нельзя принимать такое решение лишь на основании поверхностных подсчётов и незнания своей аудитории. Весь фокус внимания в таких случаях обычно направлен на ремонт помещения и «создание красоты». Такие «предприниматели» часто не имеют представления ни о программах обучения, ни о маркетинге. Именно по этой причине многие закрываются, не проработав и двух лет. 

  • Разобраться во всех процессах. Кому бы вы ни делегировали обязанности, связанные с различными процессами, для начала нужно детально разобраться во всех нюансах. Только так можно понять, каким образом следует контролировать и оценивать сотрудников. 

  • Выделяться результатами. Чтобы родители вели к вам своих детей, ваша студия должна быть в чём-то лучше остальных. Главный критерий успеха – результаты воспитанников. Для их достижения требуется множество условий: грамотная методика, продуманная система мотиваций сотрудников и учеников, продажи, поддержка родителей. Чем лучше отработан каждый аспект – тем больше ваша студия будет отличаться от «средней» на рынке. 

  • Уделять внимание мелочам. Успех в любом деле во многом зависит от мелочей. Мало иметь грамотную концепцию и выстроенные процессы – невнимание к мелочам и нюансам может погубить весь проект. Например, наши конкуренты нередко копируют у нас всё, вплоть до названия программ. Но при этом они не вникают в суть, не могут вести занятия на нашем уровне и не гарантируют результат. А родители быстро замечают уровень компетентности педагогов и отсутствие желаемого эффекта.

Марина Май

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

14 марта 2024

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов