Качай железо, пока горячо: как два друга детства успешно развивают фитнес-бизнес

Прочтёте за 5 мин.
13 сентября 2017

«Клубы должны работать на привлечение новых людей, а не конкурировать за тех, кто уже и так занимается»

IT-инструменты, которые используются в проекте K2 Sport

  • 1С:Бухгалтерия
  • CRM Отмечалка
  • Youtube
  • Instagram

Сергей Витман и Евгений Голошубов – друзья детства. Вместе занимались плаванием, вместе учились на спортфаке в педагогическом университете, вместе начинали тренерскую карьеру, вместе мечтали о собственном тренажёрном зале. И спустя годы их мечта сбылась – они основали сеть клубов K2 Sport и успешно её развивают на весьма конкурентном рынке. О том, что нужно учесть при запуске фитнес-бизнеса и есть ли ещё место для новых игроков в этой индустрии, порталу Biz360.ru рассказал совладелец сети K2 Sport Сергей Витман.

Досье

Сергей Витман, 29 лет; Евгений Голошубов, 30 лет, предприниматели из Барнаула, основатели сети фитнес-клубов  К2 Sport. Окончили Барнаульский государственный педагогический университет (факультет физической культуры). Являются сертифицированными тренерами, прошли более десяти курсов повышения профессиональной квалификации по физической реабилитации, лечебной физкультуре, фитнесу, основам диетологии и т.д. Основатели и члены правления Ассоциации профессионалов фитнеса. В сеть K2 Sport входят два клуба, разработана франшиза.

Сергей Витман и Евгений Голошубов

Кот и Кощей

Мало кто из посетителей барнаульских фитнес-клубов «К2» знает, что название составлено из двух букв «К»: одна «К» - это «Кот», а вторая – «Кощей». Кот и Кощей – это детские прозвища основателей проекта Сергея Витмана и Евгения Голошубова. Партнёры по бизнесу, они дружат с 12 лет, познакомившись на секции по плаванию. И уже в 15 лет они в шутку говорили, что когда-нибудь откроют свой тренажёрный зал.

Но перед этим они стали довольно известными в Барнауле фитнес-тренерами. «В 2010 году мы работали в одном из клубов города. Он по сей день ориентируется на аудиторию бизнес-класса, - рассказал Сергей. - Мы были универсальными сотрудниками, что для того времени было необычно: консультировали в тренажёрном зале и вели все групповые программы, в том числе на воде. Через год такой работы стало ясно, что развиваться нам уже некуда. Поэтому мы поехали работать в Москву, и в 2011 году поработали полгода в международной сети фитнес-клубов World Gym».

В столице парни, которым тогда было чуть за двадцать, заработали необходимые деньги и опыт. И вскоре вернулись в родной город, чтобы открыть своё дело.


Для этого друзья выкупили небольшой старый клуб под названием «Майами фитнес». Его продавали, потому что туда мало кто ходил. Внешний вид приобретения Кощея и Кота оставлял желать лучшего. Однако для старта это было то, что нужно.

«В купленном нами помещении было 15 кабинок для переодевания, один душ и оборудование барнаульской фирмы – очень-очень эконом-класса, так скажем, - вспоминает Сергей. – Покупали мы на свои деньги, которые заработали в Москве, плюс взяли кредит. В целом вложения в такой старт составили около 1 млн. рублей». 

Без рекламы, но с энтузиазмом

На руку молодым спортсменам-предпринимателям сыграл полупустой рынок Барнаула. На тот момент в нём работало четыре клуба, которые позиционировали себя как места уровня «премиум». Также было несколько тренажёрных залов подвального типа, так называемых «качалок».

«Их мы вообще не считали за соперников, это был не наш сегмент, - говорит Сергей. - Да и более крупные участники рынка, по сути, не были нам конкурентами, потому что у нас разная аудитория. Мы хотели занять нишу посередине между «качалками» и теми, кто метил в бизнес-класс. То есть наш клуб относится к разряду эконом-фитнеса с очень хорошим оборудованием, но без излишеств - саун, солярия, массажа, бассейна и т.д. Сюда люди приходили и приходят с одной целью - качественно потренироваться и уйти».

K2 Sport

Но на старте отличным оборудованием создатели «К2» похвастать не могли. Поэтому им оставалось только качественно и много работать. Поначалу всё приходилось делать самостоятельно. Тогда в клубе работали всего три человека: его основатели и тренер Юлия Пакулина, которая до сих пор работает в проекте. Сергей и Евгений сами убирались, сами продавали услуги и сами вели занятия.

«Денег на рекламу у нас не осталось, так что мы повесили один баннер за 6 тысяч рублей в каком-то незаметном месте, и видели его, наверное, потом только мы, - говорит Сергей. - В основном брали сарафанным радио. Тот, кто к нам приходил, возвращался с друзьями. Люди удивлялись: как какой-то мальчик может вести аэробику, растяжку и другие программы. Каждый день на нас приходили посмотреть по два-три новичка – и оставались», - рассказал Сергей.

Хотя «К2» открылся весной, перед провальным сезоном в мире фитнеса, за первый месяц число членов клуба выросло с 32 до 150, за второй – до 250, а к концу года клиентская база доросла до 600 человек.

Плюс один

После первого года работы стало понятно, что все желающие заниматься не помещаются в один клуб. Поэтому отцы-основатели решили открыть второй, а также модернизировать тот, который уже работал. Так, в 2012 году в Барнауле появился второй «К2».

K2 Sport

Он был в несколько раз больше первого: вместе с раздевалкой, душем, залом для групповых программ его площадь составляет 1200 квадратных метров. На новое оборудование для двух клубов потратили около 800 тысяч евро. Основатели «К2» уверены, что в том числе по этой причине к ним приходят многие клиенты.

«Это одни из лучших комплектов оборудования в городе, - считает Сергей. - Его производитель – компания Technogym, лидер индустрии. Сегодня нашему оснащению залов пять лет. А изнашиваются у него только синтетические покрытия и прочие расходники. В остальном тренажёры прежние – в них ничего не расшатывается, не люфтит и не скрипит. Если купить такое оборудование, то менять его не придётся в принципе. В мире техники для фитнеса, безусловно, тоже случаются апгрейды. Например, на тренажёре появляется электронное табло или регулировка веса через нажатие кнопок, а не добавление «блинов» вручную. Но суть тренажера и его биомеханика не меняется».

За два месяца до запуска второго объекта партнёры открыли предпродажу клубных карт. В итоге к старту было продано 700 карт, и к концу года в двух клубах занимались примерно 1,5 тысячи человек, что составило почти полную загрузку.

K2 Sport

В последующие годы предприниматели не открывали новые точки и работали над тем, что есть. Первый клуб приходилось постоянно расширять. Он находится на цокольном этаже торгового помещения, и раньше там работали и другие фирмы – «К2» занимал 250 «квадратов». К сегодняшнему дню спортклуб занял весь цоколь площадью 800 кв. метров. «Сейчас думаем о том, чтобы взять в аренду ещё пол-этажа, потому что и всего цоколя в 2017 году уже недостаточно. Люди начинают уходить, потому что становится тесно», - констатирует Сергей.

Франшиза как точка роста

У партнёров была мысль открыть третий клуб. Но с кризисом 2014 года её пришлось отложить. Во-первых, банки перестали давать кредиты на приемлемых условиях – а сторонних инвесторов основатели бизнеса приглашать не хотели. Во-вторых, вместе со скачком валют в два раза подорожали европейские тренажёры. В том числе любимый Сергеем Technogym. «Так что с планами потратить на оборудование для потенциального нового помещения 30-35 млн. рублей пришлось попрощаться: теперь только оснащение клуба обойдется в 70-90 млн.», - заключает Сергей.

Вложения во второй клуб «К2» окупились за 18 месяцев, но теперь такого же показателя достичь трудно. По расчётам Сергея, сегодня фитнес-клуб на площади 800 кв. метров с не самым лучшим оборудованием можно открыть за 20 млн. рублей. Но и в таком случае срок окупаемости в среднем составит примерно три года.

K2 Sport

В итоге Сергей и Евгений решили попробовать альтернативный вариант развития – в этом году они разработали свою франшизу. В ней есть несколько пакетов участия. В  зависимости от пакета, основатели либо только дают консультации и предоставляют  брендбук, либо плюс к этому помогают с покупкой оборудования, либо сами «под ключ» запускают клуб. Сейчас они рассматривают нескольких претендентов из Казахстана, Екатеринбурга и Краснодара. И рассчитывают, что в течение года появится ещё парочка «К2». 

При развитии в других городах, конечно, нужно учитывать местные особенности. В Екатеринбурге, например, очень распространены занятия в формате «качалки» (когда упор делается на зону с тренажёрами, а спроса на аэробные групповые программы нет). В Казахстане же работает много крупных сетевых клубов, и там понятие фитнеса развито сильнее – «качалка» там не подойдёт.

Чтобы разобраться в таких нюансах, нужно ехать в город и проходить все заведения местного рынка лично. Сергей и Евгений несколько раз так уже делали. Где-то приходили как клиенты, где-то открыто говорили с руководителями. «Ничего неэтичного в этом нет, - убеждён Сергей. – У нас понятие конкуренции сегодня не сводится к классическому чистому соперничеству».

На рынке место ещё есть

На первый взгляд, в фитнес-индустрии Барнаула конкуренция весьма высока. В последние несколько лет в столице Алтайского края открылись несколько новых спортклубов, пришла крупная федеральная сеть. Однако в «К2» количество клиентов не уменьшилось и составляет примерно 2 тысячи человек. Когда партнёры видят, что число владельцев абонементов вырастает за пределы 2 тысяч, то увеличивают цену членской карты.

При этом в последнее время предприниматели уделяют продвижению минимум внимания. Например, за последние 1,5 года они не размещали наружную рекламу, как делали раньше – используется только онлайн-реклама и ведение сайта и соцсетей. Упор же сегодня сделан на лояльных клиентов. Когда срок действия абонемента подходит к концу, клиенту звонят менеджеры и делают новое предложение. Для тех, кто занимается в «К2», предусмотрена более низкая цена на продление абонементов: скажем, если стоимость обычной годовой карты 13800, то карта на продлении стоит 9800 рублей.  

K2 Sport

«Сегодня в городе работает уже штук 15 фитнес-клубов, плюс залы-«качалки». Казалось бы, куда столько? Но дело в том, что сегодня в Москве фитнесом занимается около 17% взрослого населения, а в нашем регионе - не больше 3%. Это значит, что сегодня клубы должны работать на привлечение новых людей, а не на соперничество за эти 3%. И так и происходит, - поясняет Сергей. - Потому в нашем городе, например, ещё 10 клубов поместятся точно, тем более людям важно место: они хотят ходить в клуб возле дома или работы и не тратить время на дорогу».

Основатели «К2» уверены, что то же можно сказать и о ситуации в других городах. Тренд на здоровый образ жизни в России только растёт, и будет расти дальше, как это уже случилось в США и Европе.

Знания - сила

На тенденцию серьёзного отношения к фитнесу указывает и то, что проверять образование тренеров в России скоро будут строже. С 2017 года профильный диплом – обязательный документ для такой профессии. Сергей Витман считает, что с этим, мягко говоря, запоздали, но лучше так, чем никогда.

«До сих пор многие клубы во всех городах страны (чаще в миллионниках) работают на «арендной системе», - рассказал предприниматель. - Это когда тренер не в штате клуба, а платит фирме определённые деньги в качестве арендной платы – и может заниматься с клиентами по собственному графику, и даже сам выставлять прайс. В таком случае директор клуба не несёт никакой ответственности перед клиентами клуба. Для дирекции такая форма работы снимает много проблем – но для клиентов это, естественно, совсем не хорошо. Потому всегда нужно спрашивать у тренера его документы об образовании. Вот в нашем городе, к сожалению, больше половины тренеров не соответствуют занимаемым должностям».

Сами Сергей и Евгений обучают тренерские составы своего и других клубов с самого начала работы в индустрии. Для этого основатели «К2»  создали отдельную некоммерческую организацию - Ассоциацию профессионалов фитнеса. На получение лицензии ушло полтора года, зато теперь учебный центр может выдавать дипломы государственного образца.

K2 Sport

Это направление начиналось как хобби для души. Как говорит Сергей, ему просто всегда нравилось учиться самому и помогать учиться другим. Для открытия второго клуба партнёры сами обучали тренеров бесплатно. Тогда учиться пришли 100 человек, а работать остались 12. Но сегодня ассоциация стала и дополнительным источником заработка - курсы теперь ведут за деньги. И спрос на них растет.

Например, курс «Персональный тренер тренажерного зала» стоит от 13 до 19 тысяч рублей. В год обучение по нему проходят три группы по 40 человек. Слушатели учатся семь недель и сдают экзамены, лучших приглашают на работу в «К2». С каждым годом на таком обучении растёт количество слушателей из других городов. Также раз в году в учебном центре проходит аттестация тренеров «К2».

Вместо эпилога
…Как говорит Сергей Витман, вместо бюджетного фитнес-клуба за те же 20 млн. сейчас можно было бы открыть 30 пивных и зарабатывать гораздо большие деньги, по 3 миллиона рублей ежемесячно – это гораздо больше заработка фитнес-клуба, а рисков почти нет. «Поэтому фитнес – бизнес в первую очередь для фанатов. Этим надо болеть. Вот как болеем мы с Евгением», - заключает Сергей.

K2 Sport

Читайте также:

Как Станислав и Ирина Яковенко строят семейный фитнес-бизнес.
Как популярный блогер заработал миллионы на «онлайн-похуделке».
Фитнес-клуб: бизнес, которому кризис на пользу.



Комментарии

0
Войдите через аккаунт социальной сети:
  • Прокомментируйте первым.

Это ответ на комментарий (отмена - x)
Все материалы