Продукции, которая подлежит обязательной маркировке, на российских прилавках становится всё больше, её перечень постоянно расширяется. Для бизнеса, особенно розничного, это означает одно – рано или поздно придётся научиться работать с маркированными товарами. О том, как оптимизировать этот процесс и как избежать типичных нарушений, порталу Biz360.ru рассказала Юлия Мохова, специалист-консультант компании «Простые решения».
Юлия Мохова – специалист-консультант компании «Простые решения». Имеет высшее экономическое образование, после окончания вуза работала в банке. В компании «Простые решения» работает пять лет, консультирует клиентов по торговым решениям и работе с маркировкой.
Система маркировки «Честный знак» позволяет контролирующим органам проследить движение каждой единицы товара от производителя до момента, когда его приобретёт конечный покупатель. Маркировка вводится государством для разных групп товаров, а сам процесс разделён на несколько этапов. Сначала она становится обязательной для производителей, через один-два месяца – для импортёров, а затем – для розницы и всех, у кого имеются остатки этой продукции без маркировки.
Например, маркировка молочной продукции стала обязательной для продавцов в конце 2021 года. А в декабре 2023 года – для госучреждений и заведений сегмента HoReCa (компании из сферы гостеприимства). Все гостиницы, рестораны, кофейни, бары должны теперь передавать сведения в систему «Честный знак».
Список товаров и участников обязательной системы маркировки постоянно пополняется. Так, в апреле 2024 года расширяется перечень товаров лёгкой промышленности, подлежащих маркировке. С мая по ноябрь 2024 года поэтапно станет обязательной маркировка безалкогольных напитков для всех участников их оборота, в марте начнёт работать с маркировкой БАДов розница, а позже и оптовое звено. Поэтому всё больше и больше компаний имеют дело с системой «Честный знак».
Предприниматель должен сам выяснять, вводится ли маркировка для его продукции или товаров, с которыми он работает. Раньше налоговая служба предупреждала компании об этом. Её специалисты сверяли коды ОКВЭД, зарегистрированные для конкретного бизнеса, с кодами товаров, подлежащих маркировке. И заранее присылали уведомление, если в ассортименте была продукция из этой группы.
Сейчас таких предупреждений нет. Вся информация о товарах, на которых должна быть маркировка, размещены на сайте системы «Честный знак». Там следует проверить коды ТН ВЭД – товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. После этого проанализировать декларацию или сертификаты соответствия на продукцию – встречаются ли эти коды в вашем ассортименте.
Наша компания «Простые решения» мониторит ситуацию с маркировкой. И мы уже разослали информационные письма тем клиентам, которые работают с продукцией лёгкой промышленности. Объяснили, что именно подлежит маркировке с 2024 года. Мы хотим, чтобы малый бизнес разобрался в нюансах маркировки и заранее настроил бизнес-процессы под новые требования к своей деятельности.
Я знаю ситуации, когда компании закрывали целые направления своей деятельности, лишь бы не иметь дело с маркировкой. Например, один ритейлер продавал среди прочих товаров шины для автомобилей. Когда для них ввели маркировку, просто вывел эту продукцию из своего ассортимента. Она приносила 3-4% от выручки, собственник посчитал, что дешевле совсем отказаться от шин. Но если подлежащий маркировке товар приносит компании более серьёзную часть дохода – в любом случае придётся работать с системой «Честный знак».
Это не такой сложный и дорогостоящий процесс, как принято думать. Самое трудное в нём – потратить время и ресурсы на перестройку бизнес-процессов. Все участники оборота должны зарегистрироваться в системе маркировки при помощи квалифицированной электронной подписи (о том, как получить КЭП, читайте тут). Для последующей работы с «Честным знаком» у них должен быть электронный документооборот. Что удобно, при регистрации каждому участнику подключается бесплатный «ЭДО Лайт».
Как выглядит цепочка маркировка в целом? Производители и импортёры описывают свою продукцию в Национальном каталоге и получают на неё GTIN – универсальный код, который позволяет идентифицировать любой предмет торговли – в виде штрихкода. Далее заказывают на каждую единицу продукции код маркировки в системе «Честный знак», вводят его в оборот, после чего с помощью электронного документооборота передают следующему участнику. Так продукция двигается до тех пор, пока не попадёт в розничные магазины. Когда товар продаётся, то он выводится из оборота с помощью ОФД (кассы).
Работать с маркировкой можно в личном кабинете «Честного знака». В него загружаются полученные GTIN на продукцию, из личного кабинета распечатываются коды маркировки, которые затем вводятся или выводятся из оборота. При этом можно вводить все данные вручную или загружать файлы в формате XML или CSV. Ручной ввод удобен только при небольшом количестве документов, а формирование файлов загрузки требует определённых компетенций от сотрудников.
Более оптимальный способ – интегрировать работу с маркировкой в товарно-учётную систему. Производители и импортёры могут получать в ней коды маркировки на основании производственных документов или заказа поставщику. Также большинство товарно-учётных систем самостоятельно могут разделить один большой заказ на несколько подзаказов, так как при заказе кодов маркировки существует ограничение на количество GTIN – не более 10 штук в одном заказе.
Интеграция товарно-учётной системы с ЭДО позволит не создавать документы поступления товаров вручную и проверять коды маркировки, поступившие в организацию. В случае отгрузки можно в своей программе создавать электронный универсальный передаточный документ из созданной расходной накладной.
Если у компании есть учётная система, то её затраты на работу с маркированной продукцией будут минимальными. Ей потребуется только настроить свою систему для работы с маркировкой. Например, типовые конфигурации на базе 1С поддерживают работу с маркировкой. Если товаро-учётной системы нет, то потребуется её покупка и внедрение. Стоимость зависит от вендора и функционала.
Импортёрам и производителям для работы с «Честным знаком» нужно решить также вопрос о печати кодов маркировки. Будет ли их печатать типография или сама компания? В последнем случае потребуется принтер этикеток. Также следует приобрести 2D-сканер штрихкодов или терминал сбора данных
Рознице, не освобождённой от использования касс по 54-ФЗ, потребуется настроить кассу и купить 2D-сканер штрихкодов.
Если компания уже работает в системе «Честный знак» с какой-то группой товаров, то при добавлении новых категорий нужно лишь включить настройки для нового вида маркировки.
Контролирующие органы (а это не только налоговая служба, но и Минцифры, Минсельхоз, таможенная служба и ряд других) чётко видят, работает ли с маркировкой та или иная компания. Если по какой-то причине компания не маркирует свою продукцию, хотя обязана это делать, или неправильно учитывает чужие товары, ей грозят штрафы. Их размер – от 50 тысяч рублей за мелкие нарушения и до 300 тысяч рублей за крупные. Рассмотрим основные нарушения:
-
Отсутствие маркировки. Ещё раз подчеркну главное: незнание того, что товар нужно маркировать, не освобождает от ответственности.
-
Неверный код маркировки. Коды не зарегистрированы в системе «Честный знак» или появляется ошибка при их сканировании.
-
Недопустимый статус кода маркировки. Код или не введён в оборот, или, наоборот, уже выведен из оборота. Производитель получил код, нанёс его на продукцию, но забыл ввести в оборот. Или код был выведен из оборота, но его пытаются передать между участниками оборота. Поэтому при получении товара любому участнику оборота необходимо проверять все коды: действующие ли они.
-
Продавец пробивает код одного товара несколько раз. Такое случается, когда при продаже, например, трёх бутылок воды кассир считывает одну и ту же марку три раза, а не сканирует каждую бутылку отдельно. Код маркировки уникален для каждой единицы продукции.
-
Торговля продукцией с чужими кодами. Бывает, что производитель отгрузил продукцию с кодами, которые введены в оборот, но в системе «Честный знак» значатся за другим магазином или юрлицом. Например, водитель машины перепутал упаковки товара, предназначавшиеся для другой организации. Если при получении не сверить коды в документах и на самом товаре, при дальнейшей продаже такого товара оптом или в розницу электронные накладные или чеки будут обработаны с ошибками.
Контроль за правильным использованием маркировки ведут не только различные министерства и службы, но и обычные покупатели. Они могут сканировать коды в приложении «Честный знак» и при выявлении ошибок отправлять о них информацию. Иногда приложение стимулирует пользователей быть активнее и назначает вознаграждение за какое-то количество отсканированных кодов или за найденные ошибки.
Предпринимателям стоит особенно внимательно подходить к работе с маркированной продукцией и настраивать свои процессы таким образом, чтобы избежать случайных ошибок.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».