Как открыть магазин в торговом центре: пошаговый план

Прочтёте за 3 мин.

Запускаем «островок» в раскрученном ТЦ: рекомендации Дмитрия Огородника

IT-инструменты, которые использует Дмитрий Огородник

  • WordPress
  • PrestaShop
  • 1С:Бухгалтерия

Многие предприниматели сферы малого бизнеса стоят перед непростым выбором – открыть собственный автономный магазин или же арендовать небольшую точку в торговом центре. У обоих вариантов есть свои плюсы и минусы. Перед таким выбором стоял и питерский предприниматель Дмитрий Огородник – у него уже был отдельный магазин, но он решился ещё и на тест-драйв в формате «острова» в торговом центре. Думаем, многим предпринимателям малого бизнеса будет полезен его опыт.  

Досье

Дмитрий Огородник, 34 года, предприниматель из Санкт-Петербурга, генеральный директор компании «Карелшунгит», управляющей магазинами  «МинералМаркет» и  «Планета шунгита». Образование: Рязанский институт воздушно-десантных войск. Дмитрий Огородник – автор  бизнес-блога, в котором он делится собственным опытом предпринимательства. До конца 2016 года у компании был собственный автономный магазин; в декабре открылась торговая точка в торговом центре «Июнь».

Дмитрий Огородник

Продумайте дизайн, сделайте хорошую презентацию

Плюсы торговых центров в том, что там уже есть трафик. Вам не нужно будет тратить годы на то, чтобы о локации вашего магазина узнали люди и стали бы к вам ходить. Вы сразу получаете доступ к массовой аудитории. 

Первое, что нужно понять: вы хоть и подписываете договор аренды, но фактически вам нужна не сама аренда как таковая, а доступ к максимальному количеству людей, которые «обитают» в том или ином торговом центре. 

Поэтому нужно начать с того, что дать себе установку - ваша цель не просто встать в какой-то торговый центр, а найти хорошее проходимое место в любом ТЦ. 

Первое что нужно сделать - это создать презентацию. Практически все ТЦ попросят вас скинуть презентацию вашего проекта, без неё ваше предложение вообще рассматривать не будут. В презентации должны быть следующие составляющие: 

  1. Дизайн вашего магазина. Его нужно заказывать заранее, ещё до того, как начнете искать место.

  2. Конкурентные преимущества. Напишите, почему вы – отличный вариант для торгового центра. Здесь придётся включить фантазию и придумать аргументы.

  3. Портрет вашей целевой аудитории.

  4. Планируемый средний чек в вашем магазине.

  5. Общие сведения о вашей компании. 

Самый важный пункт – про дизайн. Соответственно, вам нужно будет найти агентство, которое занимается разработкой дизайна торговых точек и магазинов. Таких агентств не так много (по крайней мере, в Питере), но они есть. 

Вам нужно продумать, как схематично будет выглядеть магазин - т.е. как будут располагаться витрины, какие это будут витрины, где будет кассовая зона и т.д. Если своих мыслей по этому поводу нет, то я советую пройтись по торговым центрам и посмотреть на уже работающие точки. И принять решение, которое вам понравилось, за образец. 

Затем дизайнеры должны будут вашу общую схему превратить в 3D-визуализацию. Эту картинку нужно вставить в презентацию - от неё на 50% зависит то, какое решение по вам примут. Если картинки не будет, лица, принимающие решения, просто не смогут понять, впишетесь ли вы в общую визуальную концепцию их торгового центра. 

Сразу хочу предупредить: если вы хотите «остров», то лучше сразу планируйте делать его из стекла и пластика. Не из дерева! Тогда шансов, что вас утвердят, будет больше. ТЦ очень любят пластиковые «острова». 

После того, как презентация готова, нужно составить список всех торговых центров вашего города. Обращаться нужно во все возможные. А потом выбирать из того, что вам предложат. 

Лично оцените трафик

Арендой во всех ТЦ занимаются либо договорной отдел, либо отдел аренды. Вам нужно найти в интернете все контакты менеджеров по аренде из соответствующих структур. Затем - позвонить им, спросить про свободные места, уточнить рабочие емэйлы и выслать вашу презентацию. 

Будьте готовы к тому, что сначала вам вообще никто не ответит. Через несколько дней я советую ещё раз прозвонить всех, напомнить о себе, и попросить чтобы посмотрели вашу презентацию. При необходимости нужно звонить каждые 3-4 дня - до тех пор, пока вам напрямую не скажут, что «мест нет» или «вы не вписываетесь в нашу концепцию», либо не предложат какие-то варианты. 

Допустим вы все-таки дождались обратной связи, вам предлагают какие-то варианты на выбор и приглашают встретиться с менеджером. 

И тут очень важный момент: до этой встречи обязательно съездите в этот торговый центр, причём, съездить желательно не менее двух раз - один раз в будни, второй раз в выходные. Займите удобное место для наблюдения и посчитайте проходимость. Засеките, сколько людей проходят мимо вашего будущего магазина за 30 минут или за час. Это позволит вам определить потенциальный трафик. 

Также изучите качество парковки, подъездные пути, конкурирующие ТЦ поблизости и т.д. 

Внимательно читайте договор, торгуйтесь,
просите об арендных каникулах

Допустим, вам перезвонили, предложили вариант, вы всё промониторили и вас всё устраивает. И дальше предстоит подписание договора. Но перед этим, как правило, вы подписываете предварительное соглашение или договор о намерениях (это, по сути, одно и то же). В этом документе прописываются метраж, размер оплаты, условия сотрудничества и т.д. Прежде чем подписывать - поторгуйтесь. Как правило, 10% от объявленной стоимости аренды всегда можно скинуть. 

Читать договор аренды нужно очень внимательно, вникая в каждый пункт. У каждого торгового центра свой договор аренды. И очень часто туда «зашито» очень много разных нюансов, которые могут поставить вас в очень незавидное положение. 

Важно, чтобы вам предложили так называемые арендные каникулы. Обычно это месяц, максимум - два. Это время на то, чтобы вы подготовили торговое оборудование и оснастили свою точку. Если в договоре нет пункта об арендных каникулах, то обязательно об этом спросите! 

Если всё в договоре вас устроило и вы его подписали, то самое время запускать в производство оснащение вашей торговой точки – согласно утверждённому дизайну. 

Не забывайте, что очень часто сами дизайнеры имеют выход на различные производства - и могут вам посоветовать хорошего подрядчика. Если ваш дизайнер никого не знает, то гугл с яндексом вам в помощь - компаний, которые изготавливают оборудование, полно, выбирайте по соотношению цены и качества, и не забывайте помониторить отзывы. 

Запускайте найм продавцов,
заказывайте эквайринг, оснащайте точку

Пока изготавливается оборудование, параллельно запускайте процесс найма продавцов. Это дело не быстрое, на него вполне может уйти 1-1,5 месяца. По нашему опыту, именно столько времени нужно, чтобы найти грамотных продавцов. 

Затем сразу нужно подать заявку на оформление и установку эквайринга. Бывает, что с ним тоже затягивают - пока вам выдадут терминал, может пройти пара недель. 

Как можно раньше запросите ваш экземпляр договора. Администрация ТЦ может с этим тянуть – например, пересылать его на подпись по своим директорам и отделам. А вам он понадобится для того, чтобы поставить кассовый аппарат. Его нужно будет заказывать в специализированных компаниях и ставить на учёт в налоговой. 

И одновременно с этим нужно закупить торговое оборудование. В нашем случае - это ювелирка - поэтому мы заказывали планшеты под кольца, серьги и другие изделия. 

Все работы по монтажу выполняются ночью, поэтому вам заранее нужно будет подать заявку на установку оборудования. 

Если вы всё сделали правильно и вели все процессы параллельно, то на вскоре ваша торговая точка должна начать работу. 

А теперь - наш опыт

Когда мы открывали нашу первую точку-«островок», были сомнения. Мы запускали её как тестовый формат. Кто-то говорил, что островки - это не тот формат, который подойдёт к ювелирке. Мол, никто к ним не подходит, кого ни спроси, у всех жёны их обходят стороной. Якобы сама по себе это зона дискомфорта - ты стоишь-выбираешь, а мимо люди ходят.

С другой стороны, я в 2011-2012 годах сам работал на «островке» - и неплохо продавал. Люди подходят, интересуются, покупают. Поэтому я считал, что нужно было хотя бы попробовать. Даже если не пойдёт, аренда не такая уж и дорогая, можно и в минус сработать. Главное - понять, подойдёт формат или нет. 

Итак, наш первый «остров» мы открыли в санкт-петербургском торговом центре «Июнь» в декабре 2016 года. Первый месяц отработали «в ноль». Для нас «ноль» - это 260 000 рублей оборота. 

Январь 2017-го начался ни шатко, ни валко. Первые одиннадцать дней мы по обороту опять шли «в ноль». Я ходил сильно расстроенный. Казалось, что так дальше и будет. Были мысли, что, нет, формат «островок» действительно не для ювелирки. 

Но после праздников ситуация резко изменилась. Продажи пошли вверх. В итоге январь закрыли на сумме 417 000 рублей. А это уже чистая прибыль – свыше 150 000 рублей. Для нас это индикатор того, что формат имеет смысл. 

А февраль мы закрыли уже на цифре 750 000 рублей. По разведданным, мы обогнали ближайших конкурентов, которые торгуют серебром в этом же ТЦ уже девять месяцев. Их максимальный оборот на этом месте был около 600 000 рублей в декабре. 

Чистая прибыль у нас в феврале получилась в районе 300 000 рублей. Это существенно  больше наших ожиданий. Значит, уже точно можно сказать, что это рабочий формат, и мы его будем продвигать. 

Сейчас уже начали искать новое место под второй «остров». Когда полностью отработаем формат, начнём работать над франшизой. Но это будущее.

МинералМаркет

Читайте также:

75 ошибок начинающего предпринимателя: опыт бывалых.
На ошибках учатся: три кейса о стратегических просчётах.
Как извлечь уроки из бизнес-ошибок коллег-предпринимателей.

16 марта 2017

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов