Татьяна Лукьянова за свою биографию успела поработать швеёй, маркетологом и совладелицей рекламного агентства, отметиться в производстве автомобильных аксессуаров, дважды выйти замуж за одного и того же человека, родить двоих детей и создать собственный портал для хэнд-мейд-мастеров, который успешно работает и развивается уже шесть лет. О том, как заработать на виртуальной ярмарке хэнд-мейд-изделий, порталу Biz360.ru рассказала Татьяна Лукьянова.
Татьяна Лукьянова, 40 лет, предприниматель из Новосибирска, основательница маркетплейса хэнд-мейд-изделий
«Рукодельное.ру». Закончила филфак Новосибирского педагогического института. Замужем, двое детей – сын (4 года) и дочь (14 лет).
После школы я почему-то решила, что высшее образование – это только для избранных, и пошла работать на швейную фабрику, где часть зарплаты выдавали колбасой и мукой. Там за полгода научилась шить чуть ли не с закрытыми глазами - и это ремесло мне очень пригодилось в жизни. Через год я сделала первую попытку поступить в институт, и с третьего раза мне это удалось.
После окончания вуза меня пригласил на работу любимый преподаватель, совладелец одного из моднейших рекламных агентств Новосибирска. Это была не работа – мечта, в пятницу вечером я уже начинала ждать утра понедельника. Так продолжалось три года, а потом стало скучно, захотелось новых подвигов, больших горизонтов.
Вскоре мы с коллегой открыли собственное рекламное агентство, довольно успешно проработали два года, но потом человеческий фактор нас развёл, и я с превеликим удовольствием снова пошла работать по найму - маркетологом в одну из самых передовых и мощных типографий Новосибирска.
Каждое новое место работы для меня - это и огромный опыт, и отдельная микрожизнь. Из последней я вынесла окончательное решение: «хочешь красивый бизнес - создай свой». И ещё поняла, что тема рекламы и маркетинга для меня представляет уже только прикладной интерес для развития собственного проекта.
Для начала поработала в бизнесе мужа – производстве автомобильных аксессуаров. Но всё-таки это слишком «мужская» тема. Как раз в тот момент я увлеклась рукоделием - и обнаружила, какой это огромный рынок. Но мне, честно говоря, очень скучно просто работать на заказ. И в 2010 году я загорелась идеей создать собственную торговую площадку, где мастера могли бы выставлять работы на продажу. Пообщалась с мужем на эту тему и он поддержал идею.
После того, как было принято решение создать сайт-маркетплейс Rukodelnoe.ru, начались поиски подрядчика. В чём у меня напрочь не было опыта, так это в создании сайтов. Сначала я обратилась в компанию, с которой мы сотрудничали во времена рекламного агентства, но они к тому времени перепрофилировались. Тогда нашла других подрядчиков, те установили приемлемую цену, а через месяц работы вежливо сообщили, что они обанкротились. Кое-как выцарапала задаток и начала искать новых подрядчиков.
На третий раз повезло: попались очень адекватные ребята, с адекватными расценками на услуги и полным штатом сотрудников - дизайнеров, программистов, сео-специалистов, копирайтеров. Я тогда очень радовалась, что доросла до возможности такие задачи отдавать на аутсорсинг. Но в итоге дизайн меня не устроил и я его сделала сама. А вот весь «фарш» достался подрядчикам.
Через год нам пришлось расстаться , поскольку компания работала чересчур медленно. К своему счастью я нашла двух великолепных специалистов, которые и по сей день работают над технической стороной проекта Rukodelnoe.ru.
Мастера регистрируются на сайте, открывают свои магазины - и имеют возможность выложить бесплатно до восьми своих работ. На работы свыше этого количества уже действуют платные тарифы, которые кроме того позволяют мастеру давать ссылки на другие свои ресурсы. Посетители сайта могут купить или заказать изделие напрямую у мастера.
Сайт зарабатывает на трёх видах услуг. Во первых, продажа платных аккаунтов. Во вторых - на размещении баннеров и рекламных публикаций (кстати, тарифы у нас очень демократичные: стоимость размещения - от 1000 рублей в неделю). В третьих, больше года у нас работает успешный обучающий проект для мастеров «Академия Rukodelnoe.ru».
Как ищем мастеров? На первых порах лично писала им в социальные сети, посещала специализированные ярмарки, там знакомилась и раздавала визитки. Таргетинговую рекламу запускала. Сейчас мастера уже сами приходят, рекомендуют нас друг другу.
На данный момент у нас зарегистрировано больше 4000 мастеров - и их число постоянно растёт, как и география проекта – у нас продают свои изделия мастера не только из России, но и из Украины, Канады, Израиля.
В группе «Рукодельное» в социальной сети «Вконтакте» зарегистрировано 12,5 тысяч подписчиков
Наша новая фишка «Академия Rukodelnoe.ru» родилась из тренда: рынок растёт, всё больше мастеров хотят зарабатывать своим ремеслом. На сегодняшний день мы - единственная торговая площадка, которая не только продаёт изделия, но ещё и обучает мастеров продавать свои товары и курсы в интернете.
И делаем это мы очень успешно - за год через академию прошло более 6000 подписчиков и обучились свыше 400 мастеров. Обучаем созданию дизайна, построению рукодельного инфобизнеса, разрабатываем сервисы, помогающие мастерам быстро обрасти своими поклонниками.
Мы запускали проект на личные сбережения, без всяких кредитов. Изначально создание сайта и его первичная раскрутка обошлись в сумму около 300 000 рублей. Ежемесячные расходы – порядка 5000 рублей хостинг, технические доработки и апгрейды обходятся ещё примерно в 30 000 рублей в месяц.
На прямую рекламу сейчас тратим немного, в основном все усилия направлены на работу в соцсетях, емейл-маркетинг и оптимизацию сайта, цель которой - чтобы покупатель просто не мог уйти с пустыми руками.
Наша команда - это я, программисты, администратор группы «Вконтакте» на постоянной основе. Периодически обращаемся к фрилансерам по копирайтингу и обработке видео. Расходы на зарплату сотрудников - от 20 до 45 тысяч в месяц. В роли дизайнера и координатора выступаю я сама, отчасти потому, что мне просто нравится этим заниматься, в процессе рождается много других творческих идей, поэтому на аутсорсинг эту сферу не хочу отдавать.
Сайт Rukodelnoe.ru ежемесячно приносит прибыль от 70 до 100 тысяч рублей - это совокупный доход и от торговой площадки, и от обучения в академии
Если говорить о цифрах к которым я стремлюсь, то моя цель на ближайшие три года - выйти на личный ежемесячный пассивный доход 300 000 рублей в месяц.
Думаю, моей главная ошибкой было то, что когда я начинала, то просто не представляла себе, какой это титанический труд. Мне казалось, что достаточно дать мастерам выгодные тарифы, пару-тройку фишек, чуть больший чем у конкурентов функционал - и они сами прибегут размещаться, да ещё и будут нас рекламировать. А оказалось, что интернет - это дико динамичная среда, в которой не расслабишься - каждый день новые тренды.
В общем, главный минус такого бизнеса - он требует очень высокой личной вовлечённости, и полностью его делегировать я никому пока не могу - даже в отпуске нельзя отключиться. Хотя, может быть, я не очень-то и пытаюсь. Это часть моей жизни, которую я люблю. «Рукодельное.ру» – это мой третий ребенок.
Главный конкурент (который, правда, нас и за конкурентов не считает) – это интернет-маркетплейс «Ярмарка мастеров». Кстати, изначально мы хотели стать как бы его усовершенствованной версией, но только позже поняли, что второй «Ярмарки мастеров» не может быть, что мы другие по многим параметрам.
Также нашими конкурентами являются социальные сети, через которые продают свои изделия мастера – «Вконтакте», Instagram, Pinterest. Поэтому приходиться отслеживать все тенденции, придумывать полезные интеграции с трендовыми решениям, обучать тому, как выжимать максимум из размещения на портале Rukodelnoe.ru, получая то, чего не дают соцсети.
Конечно, за конкурентами слежу, отмечаю, что делают интересного. В ответ придумываю новые форматы, создаю интересные творческие союзы. Например, наш новый проект – «Тыквенный фрэш-моб»: творческие группы рукодельниц в прямом эфире создают что-то вместе.
Чуть ранее мы с группой моих единомышленниц запустили реалити шоу «Желтая кнопка - Рукодельный StartUp». Это поэтапный запуск рукодельного проекта главной героини Михаль Хакмон. Я веду Михаль к её цели - созданию онлайн школы авторской игрушки с доходом от 2000 долларов в месяц, а остальные участницы видят весь процесс, и при желании повторяют эти шаги. Могу сказать, что шоу пользуется успехом.
Ранее мы делали основную ставку на различные сервисы SEO-продвижения, потому что развивать через директ такое обилие ключевых запросов изначально было невозможно. Тут сложность в том, что без толку было рекламировать некоторые «ключи», потому что на сайте по ним пусто, а привлекать по этим направлениям мастеров было невозможно, потому что трафика на это не было. Писали статьи на такие проблемные темы. И они нам уже по три года приносят целевых посетителей. В общем, на практике оказалось, что стандартные методы рекламы для нас не эффективны и мы пошли по пути наращивания контента по важным для нас ключевым запросам. Сейчас у нас ставка на емейл-маркетинг и ретаргетинг. Эти инструменты сейчас дают нам наибольшую эффективность.
Я фанат рукоделия и творчества во всех его проявлениях. У меня нет какой-то одной страсти, но очень много рукодельных увлечений, которые постоянно пополняются. В данный момент я с сумасшедшей страстью создаю кукол-монстриков SweetSweetie.
Ещё я люблю рисовать, придумывать одежду для себя и своих детей. Если у меня отобрать возможность творить, жизнь просто потеряет краски.
Я сейчас выстраиваю свою работу так, чтобы обеспечить себе максимальный пассивный доход, который позволит больше времени отдавать творческой самореализации. Сейчас, к сожалению, я могу посвятить творчеству не более часа в день, и то не всегда.
Как заработать на производстве детской мебели.
Как заработать на производстве часов из дерева.
Как заработать на производстве деревянных аксессуаров.