Знакомство и сотрудничество с более успешными предпринимателями позволяет владельцам компаний эффективней развивать собственные проекты. Но многие не знают, как найти ментора и как предложить ему сотрудничество. Предприниматель из Томска Михаил Сенченко вместе с партнёрами организовал проект «Бизнес Наставник», который знакомит нуждающихся в менторе предпринимателей с их более опытными коллегами для сотрудничества. О том, как заработать на бизнес-наставничестве, Михаил Сенченко рассказал порталу Biz360.ru.
Михаил Сенченко, 25 лет, предприниматель из Томска, сооснователь проекта
«Бизнес Наставник». Окончил Томский политехнический университет по специальности «нефтегазовое дело». Будучи студентом, вошёл как партнёр в компанию «Таёжные сладости». В 2018 году вышел из этого бизнеса, основав вместе с Энвером Горпиничем и Юлией Васильевой проект «Бизнес Наставник». Стартовые вложения составили 30 тысяч рублей.
Михаил Сенченко, ещё будучи студентом, посещал курсы по предпринимательству в своём университете. Там он попал в группу действующих предпринимателей, у которых уже были собственные проекты. Вместе с ними создал свой первый бизнес – компанию «Таёжные сладости».
Компаньоны собирали от разных сибирских производителей их продукцию – преимущественно чаи, варенья, конфеты. Ассортимент выкладывали на брендированную стойку, которую продавали в виде франшизы в действующие бизнесы – например, сувенирные магазины. За полтора года работы проекту удалось выстроить сеть из 54 партнёров. Но для дальнейшего развития нужно было открывать собственное производство.
По оценке основателей проекта, это было нерентабельно. Проведённый ими анализ рынка показал, что в этой сфере очень низкая маржинальность. Дальнейшее развитие проекта предполагало серьёзные вложения и длительный срок их окупаемости - около 5-10 лет.
«Я проехал по всем офисам конкурентов разного уровня – от больших до маленьких. Пообщался, посмотрел, как они живут. Всего у двух из них был красивый офис, все остальные располагались в помещениях гораздо скромнее. Я понял, что быть ещё одним шабашником мне не хочется. Делать конфеты или варить варенье «на коленке» – не наша история. К тому же на тот момент я перестал есть сладкое. А в бизнесе сложно продавать товар, к которому равнодушен», - говорит Михаил Сенченко.
Во время работы над первым проектом Михаил участвовал в нескольких программах по бизнес-наставничеству. Они работали следующим образом. К стартаперу на несколько месяцев «прикрепляется» опытный предприниматель или топ-менеджер. Он передаёт свои знания и практический опыт более молодому коллеге в формате регулярных встреч.
За 2 года у Михаила было три таких наставника. И он очень высоко оценивает полученную от них информацию и помощь. По мнению Михаила, при таком сотрудничестве все теоретические знания сразу превращаются в практические навыки.
«Любому предпринимателю разного уровня и опыта нужен наставник. Лично мне один из них вправил мозги по основам бизнеса. Он на собственном примере показывал, как работает его бизнес и как он принимает решения. Второй наставник занимался со мной продажами. Я заметил, насколько вырос за 2 года с разными наставниками», - рассказывает Михаил.
После выхода из проекта «Таёжные сладости» у него наступил период неопределённости. Михаил начинал различные проекты – в основном, по внедрению CRM и изготовлению сайтов. В это время он нередко обсуждал со своим другом из бизнес-сферы Энвером Горпиничем, в какое русло направить свои усилия.
Энвер Горпинич в то время уже 2 года развивал наставничество по разным программам в Томске и по всей Сибири. Он упомянул в одном из разговоров, что ему поступает очень много запросов о наставничестве. Стартапы и действующие предприниматели хотели бы получить опытного ментора, который помог бы в развитии их проекта.
Компаньоны решили создать сервис, который помогает предпринимателям получить помощь бизнес-наставника. Михаил сразу же привлёк в команду управляющего директора «Таёжных сладостей» Юлию Васильеву. Чтобы посвящать своё время только новому бизнесу, Михаил и Энвер прекратили все свои проекты, а Юлия уволилась из найма.
Проект «Бизнес Наставник» начал свою работу в феврале 2018 года. Этому предшествовало два месяца подготовки, во время которых была определена программа работы участников с наставниками, запущен лендинг и привлечены первые менторы. Ими стали успешные предприниматели из ближайшего круга общения Михаила и Энвера, в которых они были уверены.
В феврале основатели проекта провели презентацию в Томске, пригласив на мероприятие 85 местных предпринимателей. После презентации три человека сразу заявили о желании поработать с наставником и стали первыми клиентами.
Начальные вложения в компанию «Бизнес Наставник» составили 30 000 рублей. Часть из них потратили на оплату лендинга, остальное ушло на организацию презентации. Все затраты удалось окупить доходом от первых клиентов, полученных на мероприятии.
«По сути, проект стал прибыльным сразу. Мы же ушли из всех проектов, отрезав себе отходные пути. У нас просто с самого начала не было такой возможности «не зарабатывать», - рассказывает Михаил.
Успех проекта «Бизнес Наставник» зависит от того, кто выступает в качестве опытного помощника и ментора. Поэтому к отбору менторов основатели проекта, по словам Михаила Сенченко, подходят серьёзно и отсеивают многих кандидатов.
Стать наставником может предприниматель с действующим бизнес-проектом или топ-менеджер. Важно, чтобы свои заслуги он мог подтвердить конкретными и проверяемыми результатами. Все кандидаты на роль наставников проходят собеседование и анкетирование. Помимо достижений в бизнесе оценивается их желание делиться своими знаниями и инсайтами с другими людьми.
«У нас были такие ситуации, когда человек оказывался внутренне не готов к такому сотрудничеству. Наставник встречался с нашим клиентом, а потом звонил и спрашивал нас: «Почему я должен рассказывать ему, как у меня устроена система оплаты труда? Вдруг он кому-то расскажет», - вспоминает Михаил.
Во время интервью основатели проекта пытаются определить психотип будущего ментора – например, интроверт он или экстраверт, сангвиник или холерик. Это необходимо для того, чтобы затем подбирать ему комфортных учеников.
«Мы поняли, что в дуэте у людей не должно быть сильных различий. Например, если один практикует интеллигентное общение, а второй – уличное, им друг с другом будет некомфортно», - объясняет Михаил Сенченко.
Менторы сотрудничают с проектом «Бизнес Наставник» на некоммерческой основе, говорит Михаил. И у каждого своя мотивация: помочь другим предпринимателям, раскрутить личный бренд, расширить собственные компетенции, социальная миссия и так далее.
Пока каждый ментор работает по собственной программе, отталкиваясь от потребностей учеников. В будущем, возможно, команда проекта разработает жёсткий план встреч-занятий, которому будут следовать менторы.
«Мы провели опрос, и мнения разделились. Одни хотят прописанной методологии, а другие говорят, что им жёсткие рамки не нужны. Им нужно просто общаться».
Большинство клиентов проекта – предприниматели в возрасте до 30 лет, бизнесу которых 2-3 года. У них, как правило, уже есть продажи и какие-то обороты, но не хватает выхода на новый уровень. От наставника они хотят получить конкретные советы, как достичь новых целей.
Около 70% аудитории проекта «Бизнес Наставник» - мужчины. Из-за этого компания даже отказалась от рекламы, ориентированной на женщин. Клиентами становятся представители совершенно разных сфер бизнеса - салоны красоты, общепит, интернет-агентства и интернет-магазины, юридические фирмы, стройкомпании.
Команда проекта самостоятельно подбирает пару наставник-предприниматель, основываясь на знаниях о каждом из них. Основатели компании присутствуют на первой встрече-знакомстве, но не до конца. «Мы знакомим ментора и предпринимателя, обозначаем формат следующих встреч и всей программы. А затем уходим в сторону, чтобы не мешать их общению», - говорит Михаил.
Если после первого общения ментор или предприниматель пожалуется, что ему было некомфортно с собеседником, ему подберут другого партнёра. Причиной «несовпадения» может быть стиль общения, нежелание делиться информацией о себе и своём бизнесе или даже вредные привычки.
Обучение в проекте «Бизнес Наставник» длится 4 месяца. Предполагается, что предприниматель и ментор встречаются раз в неделю в удобном им месте и общаются. Михаил Сенченко и его команда контролируют, чтобы встречи не откладывались и были продуктивными. Они советуют ставить цели и результаты, которых хочется достигнуть, для каждого общения.
После завершения обучения наставник и ученик, как правило, остаются друзьями – многие продолжают общаться и встречаются, чтобы поделиться новостями из своей бизнес-жизни.
Некоторые предприниматели, по утверждению Михаила, проходили обучение несколько раз. Это было связано с тем, что они хотели получить новые компетенции от специалистов в разных сферах бизнеса.
Стоимость подбора индивидуального наставника – 65 000 рублей. Есть категория VIP-наставников, чей оборот бизнеса составляет от 500 миллионов рублей в год. Обучение с ними стоит 165 000 рублей, так как основателям проекта сложно найти их и привлечь к участию в проекте на бесплатной основе.
Предусмотрена оплата учёбы в рассрочку. А если клиент вносит сразу всю сумму, ему дают скидку в 10 000 рублей.
Привлечением предпринимателей, которые хотят пройти курс обучения, занимается отдел продаж. Он состоит из двух человек. В сентябре этого года «Бизнес Наставник» получил четверых учеников, в октябре – десятерых.
Михаил Сенченко говорит, что прохождение курса с наставником помогает компаниям предпринимателей вырасти. Например, бизнесы первых учеников показали прирост выручки в 123%, а прибыли – в 91%.
«Недавно мы поменяли позиционирование с задачи «растить бизнес» до «решать проблемы с помощью наставников». У нас есть успешные кейсы, демонстрирующие количественный рост. Вместе с ними есть и проекты, у которых рост был незначительный или вообще нулевой. Но они смогли решить свои проблемы, которые тормозили развитие их проектов», - объясняет Михаил Сенченко.
Проект «Бизнес Наставник» за почти год своего существования тоже вырос: сейчас у него есть представитель в Новосибирске, который ищет наставников и учеников в этом регионе. Партнёр сам вышел на основателей компании с предложением о сотрудничестве. Присутствие в Новосибирске было в планах по развитию проекта, но не таких близких. От сотрудничества Михаил и его команда решили не отказываться, рассудив так – если партнёр сам вышел на нас, то почему бы не попробовать?
Сейчас кроме участников из Томска и Новосибирска есть клиенты из Красноярска, Омска, Тюмени, Краснодара, Петропавловск-Камчатского и Москвы. Они общаются с наставниками по skype.
Продвижение проекта сосредоточено на двух направлениях – на привлечении менторов и учеников. Наставников ищут с помощью холодного обзвона компаний, участия в деловых мероприятиях, а также с помощью уже привлечённых участников.
«Конечно, сначала к нам было такое отношение: «Вы кто такие? Откуда взялись?» Те, кто соглашался сотрудничать с нами после холодных звонков, достаточно долго и трудно шли к этому. Но потом заработало сарафанное радио, и нам стало гораздо легче. Когда предприниматели и топ-менеджеры слышали, что к нам присоединился такой-то человек, их уровень доверия к нам повышался», - говорит Михаил Сенченко.
На поиск учеников направлены офлайновые мероприятия, организованные самим проектом. Например, этой осенью «Бизнес Наставник» выступил соорганизатором и партнёром встречи сооснователя издательства «Манн, Иванов и Фербер» Игоря Манна с бизнес-сообществом Томска. После этого мероприятия проект получил трёх новых участников.
Основатели проекта «Бизнес Наставник» ставят перед собой амбициозные цели. Они хотят охватить наиболее крупные города в России, а в менторы привлечь как минимум 10 предпринимателей из списка Forbes. План по продажам – не менее 20 новых учеников каждый месяц.
«В идеале мы хотим, чтобы к концу этого года у нас появилась платформа для наставников и предпринимателей. Чтобы предприниматель мог описать на платформе свою проблему, выбрать уровень наставника и обозначить другие параметры работы с ментором. А ему бы выдавалась подборка людей, которые могут помочь. Мы уже работаем над этим. Рассчитываем, что в будущем такая платформа благодаря привлечённому на неё трафику станет обеспечивать нам до 50% продаж», - говорит Михаил Сенченко.
Читайте также:
Диджитализируйся или умри: каким будет ваш бизнес уже завтра.
Как бороться с сезонным спадом продаж: опыт 15 компаний из разных сфер.
Made in China: как экс-сибиряк зарабатывает в Китае на сувенирах и консалтинге.