Чтобы запустить свой бизнес по производству оригинальных сувениров, Александру Дмитриеву из Калининградской области потребовалось лишь договориться о том, чтобы бесплатно забирать из столярной мастерской обрезки ДСП, и купить цветной принтер, фотобумагу, наждачку и клей. О том, как наладить в туристическом регионе производство необычных памятных сувениров с низкой себестоимостью и высокой маржой, предприниматель рассказал Biz360.
Александр Дмитриев, 33 года, родился и живет в Светлогорске (Калининградская область). Закончил Калининградскую высшую школу управления по специальности «менеджмент». В 2009 году, после нескольких лет работы в найме, основал собственную компанию – «Студия Позитиff». Занимается изготовлением сувениров из отходов мебельного производства. Сейчас они продаются в 16 точках в Калининграде и Светлогорске.
Открыть собственный бизнес Александру Дмитриеву из Светлогорска хотелось еще в то время, когда он работал на предприятии по производству телевизоров менеджером по персоналу. Работа была довольно интересной, но молодой человек мечтал именно о своем деле.
Мощным толчком к тому, чтобы начать работать на себя, для Александра стали события 2009 года. Тогда из-за финансового кризиса предприятие, где он работал, закрыли, а весь персонал уволили. Александр стал думать, чем бы заняться.
Светлогорск, где он живет, - город курортный. Множество туристов приезжают туда не только летом, но практически круглый год. Связать свой бизнес именно с «курортниками» было логичной идеей. Но что им можно было предложить такого, чего еще никто не предлагал?
Во время поиска бизнес-идеи Александр Дмитриев оказался в гостях у знакомого на мебельном производстве. Его тогда сильно удивило, как много остатков пиломатериалов выбрасывается. Среди отходов были обрезки ДСП, фанеры, МДФ-панелей. Александр попросил приятеля отдать ему часть остатков, которые все равно отправились бы в мусор. У него появилась идея производить из отходов сувениры для туристов.
Александр экспериментировал с техникой изготовления, по-разному обрабатывая материалы. В результате этих поисков сувениры получались стилизованными под камень, золото, в винтажном стиле и т.д. Они выгодно отличались от стандартной сувенирной продукции, традиционно продающейся в Калининградской области. Она почти вся из янтаря и довольно однотипная. А сувениры от Дмитриева напоминают картины в рамке размерами 16х21 или 26х34 сантиметров. Они крепятся на стену или другую поверхность с помощью петельки из бечевки.
Продав первые 120 сувениров за три недели, Александр заработал больше своего месячного оклада на предприятии.
Александр Дмитриев честно признается, что он не художник. Поэтому делать собственноручно рисунки для своих сувениров не может. Для этого он использует принтер и иллюстрации из интернета. Это к тому же существенно снижает себестоимость изделий.
Предприниматель отмечает, что для старта ему понадобились небольшие затраты. Для производства сувенирных картин он использовал и продолжает использовать отходы мебельного производства, которые ему отдают бесплатно. Для изготовления иллюстраций необходим компьютер, который у него был, и принтер, покупка которого обошлась в 1,5 тысячи рублей. Местом для обработки сувениров стал собственный гараж. «В принципе любое помещение площадью около 3 квадратных метров может выполнять роль рабочего места», - говорит Александр. Еще он покупает клей ПВА, которым приклеивает к основе из фанеры, дерева или ДСП фотобумагу с изображением.
В 2009 году, когда Александр Дмитриев зарегистрировался как индивидуальный предприниматель, он купил самый простой принтер Epson ТХ110 и заправляемые картриджи к нему. Оборудование прослужило полных два года. Потом Александр приобрел принтер Epson L800 с непрерывной системой подачи чернил. Он обошёлся уже в восемь тысяч рублей. «Печать на таких устройствах в переводе расхода краски на деньги – сущие копейки», - говорит Александр. Напечатать изображение для одной небольшой картины стоит около рубля.
В процессе создания сувениров он обнаружил, что фотобумагу можно заменить визиточной бумагой. Она, по сути, является имитацией холста. Если на нее нанести изображение, то создается полное впечатление, что это настоящая картина. Александр Дмитриев закупает визиточную бумагу ватманами в магазине, который обслуживает типографию. Из одного ватмана нарезает 10 листов формата А4. Каждый лист обходится при таком подходе в 10 рублей.
Себестоимость сувенирной картины из ДСП размером 16х21 сантиметр составляет почти 25 рублей. Она складывается из следующих составляющих:
-
ДСП нарезанная – 10 рублей (но выгодней договориться с мебельщиками и забирать у них отходы производства бесплатно);
-
Фотобумага или визиточная бумага – 5 рублей;
-
Фотопечать картинки – около 1 рубля;
-
Составы для обработки древесины на водной основе – 4,5 рублей;
-
Клей ПВА (из расчета, что одной емкости хватит на 50 картин) – 1,5 рубля;
-
Наждачная бумага – 2 рубля.
Если стилизовать картину под золото или камень, то затраты увеличатся на 2-5 рублей. Такой сувенир Александр продает за 220 рублей. После вычета расходов на доставку продукции до точки продажи и вычета налогов чистая прибыль составляет примерно 180 рублей. То есть прибыль в семь раз больше затрат на производство! В день предприниматель изготавливает в среднем 20-25 сувениров. А за месяц продает около 300 штук.
После запуска собственного бизнеса Александр Дмитриев стал искать точки для продаж. Во-первых, он договорился с несколькими предпринимателями, торгующими для туристов, что будет продавать через них сувениры. Предприниматели покупают у Александра картины за 200 рублей, и делают свою накрутку в 100 рублей.
«У меня принципиальная позиция по реализации через предпринимателей. Они привыкли накручивать 100% от стоимости, но я ставлю условие, чтобы картинка стоила не дороже 300 руб. Это показало свою эффективность. Лучше зарабатывать на большом обороте, чем ждать покупателя, который купит картину за дорого. Был у меня такой случай, когда предприниматель из магазина в аэропорту поставил цену в 770 рублей за изделие. А потом жаловался, что плохо продаются мои картинки. Пока они у него там продавались, с другими точками я успел по три раза провернуть оборот», - вспоминает Дмитриев.
Затем Александр открыл свой собственный магазин в Светлогорске - павильон площадью 15 «квадратов» в торговом центре на берегу Балтийского моря.
Стабильный спрос на сувениры подтолкнул Дмитриева к поиску дополнительных точек сбыта. Новые места продаж были ориентированы не столько на туристов, сколько на местное население. «К моему удивлению, оборот с них был на уровне «туристических» мест продаж».
Тематика сувениров для разных точек – разная. Там, где бывают туристы, неплохо расходятся изображения достопримечательностей Калининградской области. Местные жители чаще покупают стильные картинки, картинки-открытки, винтажные изображения. Чаще всего Александр наносит на свои картины работы известных художников, виды моря, фотографии достопримечательностей области, оригинальные картинки в японском стиле.
Для своих сувениров предприниматель использует картинки, которые скачивает из интернета. Чтобы не нарушать авторских прав, берет изображения, являющиеся общественным достоянием. Если находит картины современных художников, то списывается с ними. Как правило, все они разрешают бесплатно использовать свои работы, но с обязательным указанием авторства и названием работы. Эту информацию Александр наносит на обратную сторону сувениров.
Для расширения сети реализации сувениров Александр лично встречается с предпринимателями, у которых есть свои магазины, и демонстрирует свои изделия. «Многие сразу готовы сотрудничать и берут изделия на реализацию. У покупателей мои сувениры вызывают большой интерес. Потому что никогда не догадаешься, что картина сделана не из камня или глины, а из ДСП или фанеры», - считает он.
Сейчас продукцию от Дмитриева можно купить в его личном сувенирном павильоне в Светлогорске и пятнадцати сувенирных магазинах в Калининграде и области.
Кстати, бизнес у Александра - семейный. Супруга помогает развозить товар по точкам тогда, когда Александр занят изготовлением сувениров. Из нанятых работников у них два человека – продавцы в магазинах. Они получают сдельную заработную плату: 200 рублей за каждый выход на работу и 10% с продаж.
Иногда у Александра заказывают портреты и картины в подарок. Их стоимость уже значительно выше – 1000 рублей. У предпринимателя есть опыты работы с местным рестораном японской кухни: его владелец заказал 20 картин для оформления интерьера. Также Дмитриев регулярно сотрудничает с фотографами, которые просят сделать разные картины со своими снимками.
Как заработать на нестандартных аксессуарах.
Как заработать на кошельках с принтами.
Как заработать на производстве харизматичной кухонной утвари.